Три пути Демократического выбора

Активистам оппозиции необходимо определить дальнейшую судьбу своей организации…

Решение о ликвидации народной партии “Демократический выбор Казахстана” принято. В приговоре городского суда мало кто сомневался. ДВК в очередной раз оказался перед непростым выбором своего дальнейшего пути. Год тому назад, после юридической ликвидации “Демвыбора” как политического движения, его политсовет пошел на неожиданный шаг: заявил об учреждении партии. И в этот раз активистам оппозиции необходимо определить дальнейшую судьбу своей организации.

Сегодня обсуждаются три пути, по которому может пойти партия:

1. Все активисты вливаются в состав другой оппозиционной партии (\»Ак жол\» или КПК).

2. Учреждается новая партия и делается попытка пройти юридическую регистрацию.

3. Деятельность НП ДВК продолжается без формальной регистрации.

Вхождение активистов ДВК в другую партию, на первый взгляд, имеет преимущества, главное из которых — обретение организационного единства казахстанской оппозиции. В принципе, процесс слияния партий закономерен и в перспективе, пожалуй, неизбежен. Проблема как раз с перспективой: конвергенция должна происходить на идейной основе и в естественных условиях свободной политической системы. Иначе это не более чем временный альянс для борьбы с существующим строем.

Конечно, можно преднамеренно пойти и на временное тактическое объединение, но такой союз можно создать, как говорится, “при взаимном непротивлении” сторон. Готовы ли другие партии на какой-то срок, временно, принять в свои ряды активистов другой организации в качестве полноправных членов? Вопрос более чем сложный, требующий кропотливых, деликатных переговоров. На это у ДВК нет времени, не говоря уже о том, что формула слияния, устраивающая все стороны, возможно, так и не будет найдена.

Есть, правда, другой, простой, как рельс, метод объединения: войти в другую партию в качестве рядовых членов, не претендуя на возможность полноценно участвовать в политической борьбе. Эта тактика “не прошенных гостей” вряд ли принесет практическую пользу. Партийный актив просто растворится в “коренной” партийной массе, и само слияние превратится в скрытую форму самоликвидации ДВК. Защитники данного “метода” озвучили совсем уж экзотические доводы: активисты оппозиции должны влиться в \»Ак жол\» и “укрепить там радикальное крыло”. Авторы этой идеи как бы упускают моральный аспект проблемы. Уместно задать им вопрос: вы сами хотите, что бы в вашу организацию кто-то вторгался и укреплял какое-либо крыло? Почему бы желающим не опробовать данную методику “радикализации” на \»Отане\» или \»Асаре\»?

Второй путь создание новой партии, на мой взгляд, заведомо обречен на провал. Назарбаев не для того закрывает “Демвыбор”, чтобы тут же разрешить его клон. Совершенно понятно, что регистрация новой партии может состояться только в случае каких-то “подковерных” договоренностей с режимом.

Кроме того, партия вместо реальной борьбы за свои цели втягивается в длительный процесс собственной легитимизации. Она потеряет драгоценное предвыборное время, играя на том поле, где правила диктует и меняет сама власть.

Но не это самое главное. Учреждение новой партии есть грубейшая политическая ошибка. Этот акт фактически означает отказ от политической резолюции II партийного съезда, провозгласившей непризнание решений карманных судов. Можно ли призывать народ к акциям протеста и гражданского неповиновения и при этом смиренно идти на поводу судебного беззакония? Что важнее — юридическое или политическое лицо? Ответ на эти вопросы очевиден.

Наиболее последовательным шагом в сложившейся ситуации является продолжение работы партии. Суд ликвидировал юридическое лицо, лишил партию свидетельства о регистрации, печати, но он, по большому счету, даже не запретил партию! Движение “Демократический выбор Казахстана” уже оказывалось в подобной ситуации после того, как суд отозвал временную регистрацию, но политсовет движения регулярно собирался и действовал вплоть до учредительного партийного съезда.

Чтобы фактически ликвидировать ДВК как организацию, власть должна пойти на привлечение к ответственности каждого, кто после 9 февраля будет считать себя членом ДВК. Пойдет ли власть на то, что бы устроить массовые и явно политические процессы? Если да, то наш долг принять этот вызов.

Чего мы лишились после того, как приговор вступил в силу:

а) партия не сможет участвовать в избирательной кампании по партийному списку.

(Велика ли потеря?);

б) партию не будут приглашать на заседание НКВД.

Мы и так не ходили на их заседания;

в) власти теперь могут вполне законно игнорировать наши обращения и петиции.

Они игнорировали их, даже нарушая законы.

Надо понимать, что получить вновь официальный статус “Демвыбор” может только с изменением политического климата в стране. Раньше или позже “оттепель” неизбежно наступит. Она наступит раньше, если мы проявим стойкость, последовательность, верность своим принципам.

Тогда, когда мы, вместе с остальными партнерами по оппозиции, вернем страну в русло демократического развития, “Демократический выбор Казахстана” станет не только полноправной, но и самой популярной партией, партией, прошедшей сквозь череду испытаний и репрессий. Разрушить авторитет организации не может ни межрайонный суд, ни весь режим со всеми его полицейскими органами. Его можем уронить только мы сами.