То, что произошел раскол между лидерами “Ак жола”, я оцениваю крайне пессимистично.
Партия “Ак жол” после сентябрьских выборов была, несомненно, партией, которая имела все шансы для роста. По данным нашего exit-poll она имела 24%.
От раскола в “Ак жоле”, если действительно он найдет продолжение, проиграют все — и страна, и общество, и демократия, и, в частности, все сопредседатели.
Для Алихана Байменова и Людмилы Жулановой, с одной стороны, например, если уйдут три других сопредседателя, это будет и их проигрыш. Соответственно это и проигрыш для Булата Абилова, Алтынбека Сарсенбаева и Ораза Жандосова, потому что заново выстроить подобного типа партию будет крайне сложно.
Особенностью “Ак жола” было то, что она была умеренной оппозицией. Радикальную оппозицию мало кто приемлет в Казахстане – это показывают все социсследования, в том числе и наши. Потом еще играет фактор времени, идет потеря позиций перед президентскими выборами.
По моей версии, в произошедшем есть отпечаток действий отдельных представителей администрации президента страны. Итоги сентябрьских выборов в парламент изрядно напугали власть, поэтому были предприняты усилия по расколу партии “Ак жол”, выводу из игры ДВК.
С моей точки зрения ситуация в стране была такова, что Казахстан имел уникальную возможность заключения пакта между оппозицией и властью. Это был бы новый путь и для всего постсоветского пространства. А сейчас это становится весьма проблематичным, потому что власть может сказать, что оппозиция слаба, зачем с ней договариваться.
***
Материал подготовлен на основе телефонного опроса

