Кто из экономистов готовил послание президента?

Источник: газета \"Алма-Ата ИНФО\"

Как прозорливо заметил наш Президент, отключение света во время зачтения его Послания народу действительно вызвало наибольший интерес и оказалось самым запоминающимся моментом этого ежегодного акта. Но поскольку такой экспромт заранее не готовился, интересно, уже при нормальном освещении, поближе разглядеть и ту основную “фишку”, которую готовили сами разработчики.

Понятно, что Послание – многоцелевой документ, нацеливаемый, год от года, на разные смыслы и задачи. И (в этом смысле) данное ранне-февральское Послание, своей высоко взятой драматической нотой, явно перекликается с тем, что прозвучало ранней осенью 1998 года, после чего и разразились (совершенно неожиданно) досрочные перевыборы автора.

Но это седьмое (счастливое, по приметам, число) с того момента ежегодное Послание прозвучало ныне совсем в ином ключе. Тогда, как мы все помним, на повестке дня был мировой финансовый кризис, цены на нефть были низкие (да и добывающие предприятия только-только поднимали голову), поэтому Послание было выстроено на том самом тревожном пафосе, с которым некогда звучало “Вставай, страна огромная!”.

Смертельным врагом нации тогда была объявлена коррупция. И хотя враг этот до сих пор не разбит, и победа еще не за нами, сейчас драматическая нота совсем иная – уже из бетховенской оды “К радости!”.

\»Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации. Радикально новый этап в экономическом и политическом развитии страны — дальнейшая модернизация и демократизация Казахстана — вот наша повестка дня сейчас\». Так это звучит в заглавии, и соответственно, уже случившийся экономический успех и его развитие есть то главное, на что сделан упор на этот раз.

\»Мои дальнейшие усилия, — подчеркнул Н.Назарбаев, — будут направлены на… динамичное развитие экономики в соответствии с требованиями глобализации, развитие новых технологий, акцент на развитие несырьевых секторов экономики, образование и профессиональную подготовку, социальную сферу на уровне XXI века…\»

Конкретно, “Программой будущего” названа реализация индустриально-инновационной стратегии: “Мы начали создание принципиально новой системы управления экономическим развитием — национальной инновационной системы, нашего проводника в мир новых технологий и новой экономики. Стратегическая задача республики — занять достойное место в числе конкурентоспособных стран. Сейчас инфраструктура индустриально-инновационного развития уже сформирована”.

Правда, что касается конкретных задач, которые должна решать эта самая уже сформированная инфраструктура инновационного развития, уводящая нас от сырьевой зависимости, то здесь масштабностью глава государства как-то не впечатлил:

“Полагаю, что к середине этого года нам надо иметь план по созданию и развитию, по крайней мере, 5-7 кластеров в таких элементах рынка, как туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевая, текстильная промышленность, транспорт, металлургия, строительные материалы. Они определяют долгосрочную специализацию экономики страны в несырьевых отраслях…”.

Я же, со своей стороны, полагаю, что здесь помощники Президента явно небрежно отнеслись к тексту: список, скажем так, куцеват, и к тому же наполовину состоит как раз из сырьевых специализаций.

И вообще, создается впечатление (я бы даже сказал – уверенность), что специалисты, готовящие цифры и экономические ориентиры Послания, сами не вполне (как бы это помягче сказать?) внятно представляют себе нынешнюю ситуацию и то, куда дальше следует направлять стратегические усилия государства.

В самом деле, как понимать такой оптимистический посыл: мы подходим к тому, что, увеличив ВВП в два раза, вместе построим еще один Казахстан!

Понятно ведь, что наращивание ВВП идет за счет опережающего роста сырьевого экспорта, и, утроив добычу нефти, можно удвоить валовой продукт. Но вот вопрос: зачем?

Что казахстанцы получат от ускоренной выкачки природного сырья?

Прямого ответа Послание не содержит, но косвенно слушателей подводят вот к какой трактовке: если десять лет назад ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов, то в конце 2004 года он достиг двух тысяч семисот долларов, а в этом году ВВП на душу населения мы прогнозируем уже около трёх тысяч долларов.

Я, считаю, что нам по силам уже к 2010 году достичь ВВП на душу населения более 5800 долларов США, то есть нынешнего уровня таких стран, как Чехия, Венгрия, Польша, Малайзия, а к 2015 году – порядка 9000 долларов США. Хотя по паритету покупательской способности мы уже близки к этим цифрам.

Но здесь – лукавство, которым авторы если кого и вводят в заблуждение, то только себя.

Не скажу за Малайзию, но внушать нашему народу, что он уже живет на уровне Чехии с Польшей и Венгрией – это либо абсолютно не знать наших реалий, либо сознательно дразнить людей, — зачем, спрашивается?

И с чисто профессиональной точки зрения – тоже явный прокол. Да, ВВП есть совокупная сумма всех доходов, полученных населением и предпринимателями, или (что то же самое, только с другого конца) — совокупная сумма расходов на приобретение всех этих товаров и услуг. Поэтому удвоение ВВП – это действительно удвоение объема всего того, что производится и покупается в стране.

Но, извините, кто сказал, что этот вал товаров и услуг достается всем, и вообще — казахстанцам?

В реально демократических странах доля зарплаты в ВВП неукоснительно поддерживается на уровне 70% — попробовали бы тамошние депутаты или министры ее понизить – живо бы лишились кресел! А в Казахстане эта доля (никак не афишируемая) едва выходит за 20%. Цены же (что правда, то правда) у нас с Польшей и Венгрией практически одинаковые, — вот вам и разница в уровнях жизни!

И вообще, даже самое сладкое пропагандистское блюдо становится приторным, если повар его пересластит:

“За последние 10 лет в среднем денежные доходы казахстанцев выросли в 5 раз; почти в 6 раз увеличилась среднемесячная зарплата; в 25 раз выросла минимальная заработная плата; среднемесячный размер пенсии увеличился в 4,6 раза; депозиты физических лиц в банках и объем вкладов на одного жителя возросли в 35 и 37 раз соответственно”.

Я, конечно, понимаю, что в абсолютных цифрах наши зарплаты выросли в разы: десять лет назад доллар стоил меньше 13 тенге, а сейчас – 130. И, конечно, допускаю, что среди избранной публики, собранной на зачтение Послания, много таких, у кого зарплата действительно выросла (самое малое) в 25 раз, а депозиты – в 35 и 37 раз сразу. Но вот сообщать всей стране, что она стала жить в 5 раз лучше, а пенсионеры – в 4,6 раза богаче…

Интересно, на какую реакцию рассчитывали специалисты, готовящие такие цифры?

И еще вот какую “фишку” президентских советников-экономистов я, честно говоря, “не просек”:

\»Сегодня основным источником экономического роста является эксплуатация сырьевого потенциала страны. По сравнению с 1985 годом мы сумели увеличить объем добычи углеводородного сырья на 225 процентов, тогда как во всем мире добыча возросла менее чем в 1,3 раза. В экономику привлечено порядка 30 миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций. Это очень высокие показатели. Инвесторы знают, что сегодня Казахстан – надежный партнер, гарантирующий стабильность и обеспечивающий взаимовыгодное сотрудничество\».

Это – одна цитата. А вот вторая:

\»Сегодня в Национальном фонде аккумулировано 5 миллиардов 300 миллионов долларов. Золотовалютные резервы страны с учетом Национального фонда в целом превышают 14 млрд. долларов США. Об этом 10 лет назад мы даже мечтать не могли\».

Не понял: о чем мы мечтать не могли?

О том, что буквально крохи от экспорта сырья, – всего 14 миллиардов долларов, и те хранятся в иностранных “ценных бумагах”, а национальная экономика, как в самые худые кризисные времена десятилетней давности, по прежнему “крутится” на иностранных инвестициях?

По контексту Послания – это, вроде бы, хорошо. А по сути перспектив социального развития страны, по сути государственного суверенитета, — это самый большой вызов для Казахстана, самая большая национальная проблема. Если хотите – еще даже большая, чем коррупция госаппарата. (Потому что коррупция, по большому счету – тоже оттуда.)

Но больше всего в попытках понять, какую стратегическую мысль пытались донести до народа составители экономической части Послания, меня сбило с толку разночтение между тем, что говорит глава государства, и планирует Правительство:

Мы последовательно проводили открытую внешнюю торговую политику. Так, в 2004 году объем внешнеторгового оборота приблизился к 33 млрд. долларов США с позитивным сальдо свыше 7 млрд. долларов и вырос более чем в 3 раза по сравнению с 1994 годом.

И хотя Послание Президента не уточняет, на что сейчас тратятся и куда в будущем пойдут эти огромные деньги, сама кругленькая сумма – греет душу. Ведь если экспортная выручка и дальше будет расти такими темпами – когда-нибудь и простому народу что-нибудь достанется!

Ан нет – само могущественное и всезнающее Минэкономики не дает нам раскатывать губу:

Что касается нефти, мы будем добывать ее все больше и больше, но вот положительное сальдо торгового баланса почему-то будет падать: в 2005 году до $5,05 млрд., в 2006 году — $4,09 млрд., в 2007 — $3,14, в 2008 году – только $2,31 млрд.

Знаете почему?

Потому что планируется опережающий рост импорта…

НО – ЗАЧЕМ?!

Мы что: в связи со вступлением в ВТО готовимся окончательно “лечь” не только под “иностранных инвесторов”, контролирующих экспорт сырья, но и под китайско-турецко-российских производителей продовольствия, одежды, обуви и прочего “ширпотреба”?

Но тогда при чем тут инновационная стратегия, да и само Послание?

***

Курсивом выделены ссылки на материалы “Интерфакс-Казахстан”.