Есть ли у правительства средства реализовать послание президента? (или знает ли министр экономики арифметику?)

Источник: газета \"Алма-Ата ИНФО\"

Любой из нас навскидку назовет несколько примет, железно проверенных вековым опытом. Например, если ласточки летают низко-низко, это – к дождю. А если дорогу вам перебежала черная кошка – это к неудаче.

Впрочем, тот же опыт нашей быстротекущей жизни заставляет переосмысливать старые и вводить новые приметы. К примеру, только очень везучий человек может наткнуться в наше время на бабу с пустыми ведрами, зато всякий бывал в местах, где самолеты летают низко-низко и безошибочно приметил, что это – к аэропорту.

Ну а самой точной приметой нового времени является, конечно, такая: если пенсии повышают – это к выборам!

Предыдущий пересчет пенсий, переведший основную массу ветеранов из протестного электората в избирателей, надеющихся на лучшее, случился, как мы все помним, перед выборами в маслихаты. Которые президентская партия “Отан” с треском выиграла. Эффект того повышения, несомненно, сказался и на последовавших вскоре парламентских выборах. Во всяком случае, правящая партия те выборы выиграла, как мы все знаем, еще более сокрушительно.

И вот — новая атака на жизненный уровень пенсионеров и госслужащих: его предстоит поднять примерно на треть в этом году и еще на такую же порцию – в следующем. В эту временную вилку, по всем приметам, и помещена главная цель – перевыборы президента.

Месседж, как говорят политтехнологи, рассчитан точно и грамотно: поднять настроение избирателей перед голосованием, а заодно подсказать, как правильно проголосовать, чтобы вторая половинка обещанного тоже сбылась. Дело за малым – исполнить то, что президент уже обещал народу.

Получится ли?

Первая трудность – переутвердить уже принятый бюджет. В США, например, или там Германии с Францией с этим были бы большие проблемы, а у нас – проблем нет!

Республиканский бюджет на 2005 год будет корректироваться в соответствии с задачами, поставленными главой государства в ежегодном Послании к народу — об этом заявил премьер-министр Даниал Ахметов на заседании правительства.

Что же касается сроков, их тут же в кулуарах правительства сообщил министр экономики и бюджетного планирования: рассмотреть законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете на 2005 год предполагается уже 15-20 марта, чтобы к 15 апреля внести этот документ в парламент. Министр рассчитывает, что парламент одобрит данный законопроект до 20 мая, чтобы с 1 июля он вступил в силу.

И нет никаких сомнений, что задержки за народными избранниками не будет – что им правительство внесет, то они и утвердят.

Правительство тоже зря времени не теряет:

Д.Ахметов сообщил, что его распоряжением создана рабочая группа, которую возглавляет руководитель канцелярии премьер-министра Алтай Тлеубердин. Она \»будет работать над реализацией проекта комплексного общенационального плана мероприятий\» по реализации послания.

Обстановка, как видим, сугубо рабочая, меры принимаются оперативно и своевременно, никаких побочных отвлечений не допускается:

Премьер предупредил членов правительства о том, что \»внесение финансовых изменений, выходящих за рамки послания главы государства, невозможны\» и назвал недопустимым \»вольное толкование\» послания. И тогда, резюмировал он, \»в достаточно короткое время мы выйдем на точные меры, связанные с реализацией послания\».

Одним словом, все так же четко и слаженно, как, например, при ликвидации чрезвычайной ситуации во время весеннего паводка. Странновато, конечно, что послание (по всем приметам) оказалось полной неожиданностью и для правительства тоже, но, с другой стороны, как-то не по-нашему было бы заранее закладывать в бюджет и планы кабмина стратегические задумки президента.

Взять то же наводнение под Кызылордой: то, что весной снег начнет таять можно было бы, конечно, предвидеть и заранее, но, согласитесь, странно выглядели бы наши власти, если бы начали эвакуацию жителей еще в ноябре, а не тогда, когда дома и дороги уже были затоплены. Так и с посланием: случился момент – и сразу же последовали меры, вполне, так сказать, своевременно!

Тот же министр Кайрат Келимбетов – недаром считается самым перспективным среди тех, кто до него развивал экономику и осуществлял бюджетное планирование. Не успело отзвучать послание, а журналисты уже узнали от него, что изменения республиканского бюджета, по предварительным оценкам Минэкономики, составят порядка 100 млрд. тенге. Как следует из его слов, именно эта сумма необходима для выполнения задач, поставленных главой государства по социальным выплатам.

При этом он отметил, что дефицит бюджета-2005 может измениться в сторону увеличения, подчеркнув, что \»пока рано говорить о точных суммах корректировки бюджета. Мы расходную базу уточним пока на 100 млрд. тенге. Может быть, она будет меньше, а может быть, и больше\»…

Ну что же, когда дамбу во время паводка срочно укрепляют мешками с песком, — тоже никто заранее не знает, сколько песка, мешков и добровольцев понадобится. Все уточняется по ситуации. Главное – чтобы залежи песка под рукой были…

Так и министр бюджетного планирования – примерно определив, что понадобятся лишних 100 миллиардов, он в сложной оперативной обстановке точно указал, где их взять:

Дефицит республиканского бюджета на 2005 год после его корректировки может быть увеличен до 1,9% к ВВП. \»Дефицит, если не будет хватать, мы будем увеличивать с 1,7% до 1,9%\», — так сказал министр.

Видимо, волнение все же сказывается, и с оперативной арифметикой у Кайрата Келимбетова есть некоторые проблемы. Возьмем бумажку и посчитаем не в уме:

В бюджете-2005 доходная часть утверждена в сумме 1 трлн. 140,9 млрд., расходная — 1 трлн. 242,3 млрд. тенге, дефицит определен в сумме 101,4 млрд. тенге. Что составляет 1,7% к ожидаемому на этот год ВВП в сумме 5 трлн. 850 млрд. тенге.

Таким образом, увеличение дефицита с 1,7 до 1,9% даст не искомые 100 миллиардов, а несколько меньше — всего 11,7 миллиарда. Остальные 88,3 миллиарда тенге придется искать как-то иначе.

Впрочем, решение этой задачки можно было бы прикинуть и в уме: если утвержденный дефицит сейчас составляет как раз чуть больше ста миллиардов, а требуется найти еще сотню, то увеличивать дефицит придется не на 0,2 процента, а ровно в два раза. И вообще: не раз уже с высоких трибун оглашалось такая красиво круглая сумма – триллион тенге, на которую вышел объем госбюджета. Министру экономики можно было бы и запомнить. А сто миллиардов от триллиона – это десять процентов. Счет-то легкий, а вот прибавка весьма и весьма существенная, согласитесь…

Ну так что же: должны ли пенсионеры и бюджетники впадать в отчаяние в виду отсутствия у правительства тех средств, которые уже пообещал народу президент?

Ни в коем случае! Пенсионеры и бюджетники могут быть абсолютно спокойны: свое они получат.

Во всяком случае, денег у правительства, на самом деле, – девать некуда! Одни только пенсионные накопления, например, на начало 2005 года составили 484 млрд. тенге.

Мои пристрастные комментаторы могут здесь зацепиться: почему это Своик говорит о пенсионных накоплениях, которые являются собственностью вкладчиков, а отнюдь не правительства?

А говорю я это потому, что святая святых национальной экономики — экспортно-сырьевой сектор (как впрочем и вообще товарное производство в стране) тщательно оберегается правительством от внутреннего инвестирования и до сих пор держится на так называемых “прямых иностранных инвестициях”. Обладатели которых и вывозят из страны, обратным ходом, не только свои вложения, но и основную природную ренту.

Многострадальные же пенсионные накопления прокручиваются как раз в государственных заемных бумагах. Так, по состоянию на начало 2005 года около 50% активов казахстанских НПФ было инвестированы в ценные бумаги Министерства финансов и Национального банка (с официальной отрицательной доходностью, между прочим).

А 50% от 484 миллиардов, это (если под рукой есть калькулятор) где-то примерно 242 миллиарда получается, — в два с лишним раза больше не хватающей у правительства суммы. Другое дело, что больше ста (с небольшим) миллиардов правительство забрать в долг у будущих пенсионеров не может – планка дефицита в 2% от ВВП не позволяет. (Поэтому на остальную сумму “впрягается” своими нотами Нацбанк.)

Почему не может?

Потому что в учебниках экономикс написано, что дефицит бюджета в 2% ВВП является предельным для устойчивости национальной экономики, хотя бы с точки зрения той же инфляции. И совершенно правильно написано. Потому-то наше правительство (чтобы не портить отчетность) еще со времен “макростабилизации” и не планирует дефицит более 1,9%.

Этим (а вовсе не отсутствием навыков устного счета) и объясняется занимательная арифметика министра Келимбетова.

Другое дело, что западные рыночные учебники написаны не про таких уникумов, как наши финансовые стратеги! Кто ж из основоположников теории денег мог предвидеть, что при ежегодном фактическом превышении доходов над расходами казахстанское правительство упорно планирует искусственный бюджетный дефицит, а депутаты – каждый год его послушно утверждают только для того, чтобы хоть как-то “пристроить” пенсионные деньги.

Переносящие, по такой схеме, доходы налогоплательщиков в карманы биржевых спекулянтов.

В похожей ситуации мудрый кот Матроскин говаривал: “Средства-то у нас есть…” и далее пояснял, чего на самом деле у нас не хватает…

***

Курсивом выделены ссылки на материалы “Интерфакс-Казахстан”.

\»Алма-Ата ИНФО\», 11.03.05г.