Влад Васильев: стирая пыль с повседневной жизни…

\"\"

Дизайнера и художника Влада Васильева я знаю давным-давно, а если учесть, что этот год для него юбилейный — двадцать пять лет энергичной, изобретательной и непредсказуемой творческой деятельности, — начинаешь еще глубже осознавать, сколь быстротечно время нашего с вами бытия. С другой стороны, если четверть века потрачена недаром, можно бодрым голосом пропеть всем известные слова из песни Вахтанга Кикабидзе: \»Мои года — моё богатство…\». К Владу Васильеву эта строчка относится в полной мере.

Поскольку нас с Владом связывают дружеские отношения, аналогичные хобби, многолетнее пребывание в художественной среде южной столицы, юбиляр мне ведом довольно обстоятельно, что вылилось однажды, в 2001 году, в статью на целую полосу под названием \»Сновидения без снов\», в которой я подробно и обстоятельно осветил его биографию и творческие достижения. Дважды в реку, как известно, не войдешь, а откликнуться на юбилей желание было. Однажды воскресным днем мы встретились с Васильевым в его уютной квартире, поговорили о том, о сем, вспомнили былое. Покидая гостеприимное жилище Влада, я прихватил с собой целую пачку самых разных публикаций касательно моего визави. Особенно заинтересовала целая череда интервью с Владом, в коих он образно и лаконично раскрывает свои индивидуальные принципы как дизайнера и художника. В итоге сложился мозаичный портрет, эдакий коллаж-монтаж, что я и предлагаю вам с добавлением новых собственных мыслей относительно профессионального и творческого облика Владислава Павловича Васильева.

Алма-Ата всегда привлекала к себе взоры людей одаренных, начиная с позапрошлого века. Достаточно вспомнить художника Хлудова, архитектора Зенкова, живописцев Калмыкова и Черкасского, скульптора Иткинда, писателя Домбровского и многих других. Приезжали они по разным причинам — служебным, романтическим, но зачастую именно драматические обстоятельства играли свою первостепенную роль. Но оставались почти все в нашем городе навсегда. Вот и Влад Васильев довольно необычно обосновался в наших краях: \»В 60-е годы жена американского писателя Эрнеста Хемингуэя — Мэри — совершала турне по СССР. Я смотрел по телевизору встречу с ней. На вопрос о том, какой город в этой огромной стране ей больше всего понравился, она ответила: \»Алма-Ата — он похож на белые латиноамериканские города в море зелени, да еще и горы!\» Я решил после столь восторженных слов сам убедиться в этом, а в итоге живу здесь с 1970 года и вообще считаю Алма-Ату своей второй Родиной\».

\"\"

В итоге все сложилось у Влада Васильева самым наилучшим образом. Предстояла дальняя дорога в неведомые края. В Самаре, где он родился, осталась поистине творческая семья, в которой дед Феофан был архитектором, мама, Валентина Федоровна, прекрасно рисовала, дядя Владимир — профессиональный художник. По приезду в Алма-Ату Влад поступил в Политех на факультет архитектуры, по окончании которого несколько лет отдавал дань унылой типовой архитектуре того времени.

В середине семидесятых годов в Казахстане стала стремительно развиваться новая для нашего региона область творчества — графический дизайн, и Влад Васильев, почувствовав, какие заманчивые перспективы открываются в этой области, активно включился в столь многообещающий творческий процесс. Мне долгое время казалось, что дизайн, особенно промышленный, занятие скучноватое, чрезмерно прикладное по своей сути. Что интересного, скажем, в разработке обертки для маргарина или водочной этикетки? С подобными риторическими вопросами я не единожды приставал к Владу, и он терпеливо объяснял мне профессиональные слагаемые и скрытое очарование дизайнерского дела, демонстрируя свои аргументы на собственных работах. О том же он говорил и в разных интервью для прессы, убежденно считая, что \»дизайн, особенно промышленный — это совмещение красоты, пользы и экономики, помноженное на тираж и отраженное восприятием всех групп потребителей\». Другая область графического дизайна — фирменные знаки: \»Я работаю в дизайне давно и знаю, что за разработкой каждого фирменного знака или логотипа стоит кропотливая многодневная работа. Наш товар прежде всего должен нравиться от пионера до пенсионера. Мы подходим к разработке и видим конечный результат глазами потребителя. Главное здесь — удобство и доступность. Процесс создания очередного заказа описать невозможно. Каждый раз это что-то новое. Каждый раз все сначала. Учимся сами, учим заказчика. Работаем в команде, спорим до хрипоты, или, наоборот, каждый в тишине обдумывает что-то свое, а потом все выкладываем карты на стол. И идея найдена. Есть в этом творческий аспект. Вот говорят: овладеешь ремеслом, будешь профессионалом. Я не отношусь плохо к слову \»ремесло\». Если хорошо делаешь свое дело, любишь его, в каждом новом заказе найдешь свою искорку. И тогда оно не станет рутиной. Я понял, что одинаковых заказов нет, как нет одинаковых людей...\» Взволнованный монолог Влада Васильева звучит не только убедительно, но и вызывает искреннее уважение к людям, занимающимся столь специфическим творчеством.

\"\"

Дизайнеры, в отличие от традиционной художественной среды, достаточно разобщенной в целом, люди корпоративные, для которых воплощение многих идей лучше всего получается сообща, в дружной команде единомышленников. Яркий пример тому — созданное аж в 1980 году объединение \»ВИВАТ\», идея которого родилась на четвертом биеннале плаката в финском городе Лахти. В своей статье четырехлетней давности я писал о том, что \»после десяти лет трудов праведных Влад Васильев сотоварищи решили организовать творческую группу, в название которой вошли начальные буквы из фамилий её участников. После их неоднократной перестановки получилось звучное латинское слово \»виват\», что в переводе означает \»да здравствует!..В данном случае задорная команда из Валерия Васильева, Юрия Исакова, Влада Васильева, Сергея Алексеева, Анвара Тазиева. Энергичный коллективный труд вылился в сверкающий оригинальностью салют из десятков, а, может быть, и больше плакатов, суммарно отпечатанных в итоге тиражом более миллиона экземпляров. Согласитесь, это впечатляет\».

После нескольких лет интенсивной деятельности \»ВИВАТ\» распался, но сама идея выставочной работы в контексте дизайна себя не изжила. Именно Влад Васильев стал инициатором и организатором выставок-конкурсов \»Разуй Глаза\» -1999-2002\». И вообще, для него совершенно неведомо такое понятие, как обыденность. Ему приходилось быть и художественным редактором в издательстве, преподавать искусство плаката, основы композиции и проектирование фирменного стиля в театрально-художественном институте. Многие журналы не обошлись без Влада Васильева по части дизайн-макета. В настоящее время он арт-директор компании \»Киiк\». Не пропускает Влад и все интересные семинары и тренинги, связанные с его профессией. Одним словом, покой ему только снится…

Очень долго Влад Васильев занимался сокровенным художественным делом — монохромной графикой и акварельной живописью, не решаясь при этом познакомить широкую общественность с наработками в этой области. В конце 90-х он наконец-то набрался смелости и провел на сегодняшний день восемь персональных выставок, не считая участия во множестве дизайн-проектах. В тематическом смысле в его графике и живописи преобладает романтический пейзаж. В то же время, будучи уникальным коллекционером джаза и лучших образцов рок-музыки, он создал обширную серию монохромных графических листов с портретами выдающихся музыкантов в обозначенных жанровых пределах, многие из которых после проведения выставки остались в магазине-салоне элитной аудио-, видеоаппаратуры с соответствующим названием \»Джаз\». Свои творческие принципы как художника Влад Васильев сформулировал следующим образом: \»Я всегда рисую спонтанно, без всякого начального сценария. Как рука пошла, так все и случилось. Потом уже собираю работы по темам и делаю выставки. Мои работы — это не стремление к идеалу. Идеал у меня есть, и это моя жена. Я делаю попытку рисовать различные чувства. Это, скорее, стремление к гармонии\».

\"\"

Вершиной выставочной деятельности для любого казахстанского художника является показ своих творений в Музее изобразительных искусств им.А.Кастеева. Может быть, уповая на юбилейный для себя год, Влад Васильев собрался с духом и совсем недавно, в марте, выставил в акварельном зале Кастеевки собрание пейзажей под объединяющим девизом \»Радость света\». Искусствовед Оксана Калкатина постоянно освещает выставочные проекты Влада Васильева и поэтому наиболее образно и проникновенно подмечает особенности его творческого почерка, чему свидетельством два фрагмента из её текста для буклета: \»Радость света\» — именно так названа персональная выставка Влада Васильева, по-другому её можно назвать \»Радуга — это радость света\», поскольку радужное сияние стало лейтмотивом каждого графического листа. Произведения исполнены в разных жанрах и разной технике, но все их объединяет одна идея — символ небесно-чистого, таинственного и величественного радужного света, проявление которого в каждой работе индивидуально. Он то выстраивается в сферичное пространство, то выкладывается мозаичным полем, то обращается в вспышки фейерверка или превращается в брызги, капли, лучи…/…/ Для работы с цветовыми плоскостями Васильев избирает свободный, динамичный мазок, помогающий выстраивать экспрессивные ритмы. Кроме того, семицветная палитра может вызвать некоторые ассоциации. К примеру, в пейзажах доминирует синий, воплощенный в дождевых тучах, нависших над землей. И не случайно слово \»синий\» происходит от \»сияние\», это именно темное, но не прозрачное, сумрачное свечение, в отличие от голубого, пограничного состояния суток, некоей тончайшей мглы. Именно такие сочетания подталкивают к размышлениям о сущности стихий, а так же радости света и бытия\». Очень красивые и изысканные мысли, не правда ли?..

Влад Васильев, несмотря на монументальность юбилейной даты, по-прежнему полон творческой энергии и планов у него, что называется, громадьё. Знаменитый джазовый барабанщик Арт Блейки как-то сказал, что настоящая музыка стирает пыль с повседневности. Я абсолютно убежден, что Влад Васильев занимается тем же самым, как дизайнер и художник. А что еще надо талантливой личности в этой жизни?..