Мухтар Шаханов, депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, председатель общественного движения “Мемлекеттік тіл”
Депутатский запрос
Удивительное дело, с тех пор, как я нахожусь в Парламенте, в городе Астане, ознакомиться с повседневной прессой стало проблемой. Потому что в Астане республиканская пресса реализуется лишь в трех-четырех местах. В основном на главпочтамте, на железнодорожном вокзале, в аэропорту… А в остальных местах реализуется продукция прессы, пропагандирующей насилие, эротику, и прочих представителей “желтой прессы”. А когда спрашиваешь у продавцов, как правило они отвечают, что у них других газет нет, явно показывая при этом свою недоброжелательность к государственному языку. В киоск Дома Мажилиса Парламента большинство изданий республиканской прессы не поступает. Таких многочисленных газетных киосков, как в Алматы, здесь не увидишь. Мне кажется, одна из причин плачевного положения государственного языка в Астане заключается в этом. Когда я позвонил начальнику городского филиала АО “Казпочта” Абылаю Абишеву, он ответил, что этот пост занимает лишь несколько месяцев, для установления газетных киосков необходимо получить земельные участки, а это, оказывается, большая проблема. Наиболее популярные издания на казахском языке в Астану доставляются с опозданием на три-четыре дня. Например, газеты “Ана тілі”, “Түркістан” получаем в Астане лишь через неделю после их выхода. В киосках реализуется мизерный тираж: 30-40, максимум 70-80 экземпляров. В конце концов, мы в каком веке живем? Если столица республики среди больших городов занимает лидирующее место по нераспространению казахскоязычной прессы, и подобное творится в городе с полумиллионным населением – в Астане, нетрудно представить, каково положение в других городах и населенных пунктах. Это же совершенно абсурдная ситуация! Надеемся, что аким города Астаны Умирзак Шукеев изучит положение дел в данной сфере и найдет выход из сложившейся негативной ситуации.
Второй вопрос: в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 года Правительство намерено приступить к осуществлению проекта “Электронное Правительство”. То есть, согласно государственной программе, должна быть осуществлена автоматическая связь в органах государственного управления. Да, наука и новые технологии развиваются ускоренными темпами. Государственные учреждения теперь не будут заниматься между собой бумаготворчеством, как раньше, когда слишком медленно доставляли почту до адресата. В частности, предусмотрены программы “Физические лица”, “Юридические лица”, “Адресный регистр”, “Регистр недвижимости”, “Электронный документооборот”, “Информационная система электронного архива”, “Веб-портал Правительства”. С помощью этих программ осуществляется доступ к необходимой информации. А в какой мере будет осуществляться внедрение государственного языка в электронной системе документооборота? Опасаюсь, что государственный язык опять окажется вне этой системы. Когда я позвонил в Агентство по информатизации и связи, так и не смог получить внятного ответа на свой вопрос. Таким образом, государственный язык снова окажется в роли Золушки, так как наверняка никто не задумывался о том, как его адаптировать к новой программе. Похоже, все наши прежние проблемы по государственному языку теперь предстанут в совершенно новой форме и потеряют свою актуальность под натиском новых технологий.
В данный момент наш народ внимательно прослеживает будущее государственного языка. До сих пор достаточно много нерешенных проблем в этой сфере. Не видно результатов программы по развитию языков за 2001-2010 гг. принятой Парламентом, утвержденной Президентом. Помимо всего прочего, ворох проблем добавляет и “Электронное Правительство”. Поэтому, я думаю, что пора Премьер-Министру республики Даниалу Ахметову дать отчет о решении проблем. Мы понимаем загруженность Премьер-Министра, но мы не сомневаемся в том, что он найдет время для решения насущной проблемы казахского народа.
11 мая 2005 г.
Дом Мажилиса Парламента РК