Кому мешают иностранные организации

“Прости их, Господи! Не ведают сами, что творят”. Это первое, что приходит в голову, когда читаешь новый законопроект об ограничениях деятельности иностранных НПО, подготовленный нашими “государственниками” из парламента. Абылкасымов, Бояркин, Итемгенов, Котович и Трошихин – вот цвет нашего реакционного парламента, решивший бороться с вмешательством Запада во внутренние дела суверенного Казахстана. Хотя трудно сказать, насколько это их личная инициатива. Вовсе не исключено, что это установка спущена с самого верха, и они всего лишь в роли “козлов-провокаторов”, которым поручено прозондировать реакцию внутри страны и за рубежом.

Очевидно, что данный закон направлен против иностранных общественных организаций, ориентированных на продвижение демократических ценностей в нашей стране. Законодатели предлагают вообще запретить деятельность иностранных неправительственных организаций в Казахстане. Предлагается ограничить их присутствие в Казахстане только на уровне филиалов, причем возглавляемых исключительно гражданами Казахстана.

Зачем это делается? Все очень просто. Контролировать деятельность НПО, где полно иностранцев, очень проблематично и почти всегда чревато скандалом, поэтому их существование в стране, в силу невозможности оказывать на них давление, — большая проблема для властей. Существование этих НПО в статусе только филиалов снимает эту проблему. Казахстанские граждане в качестве сотрудников НПО — это всегда возможность либо “договориться” с руководством НПО, либо найти способ оказать на них давление, чтобы сделать работу этих организаций лояльной существующему режиму.

Теперь, чтобы зарегистрировать НПО в Казахстане, нужно собрать целую кучу документов и предоставить их в Минюст, где их будут изучать в течение месяца, а может, и более, потому что у Минюста есть право затребовать дополнительные материалы.

Но это все трудности чисто процедурные и, в принципе, преодолимые.

Самое интересное начинается на стадии самой аккредитации. Так, в 4 статье законопроекта говорится, что в Казахстане запрещается создание филиалов иностранных НПО… “действия которых направлены на вмешательство во внутренние дела государства”, как то: изменение конституционного строя, ослабление обороноспособности, обострение социально-политической ситуации, дезорганизация деятельности государственных органов и, наконец (самое существенное), – “иные нежелательные для Казахстана последствия”.

Но практически любая деятельность НПО так или иначе — это вмешательство во внутренние дела государства. Так, скажем, неправительственная организация “Транспаренси Казахстан” занимается коррупцией в госорганах. Этим должна заниматься прокуратура, специальные госслужбы, и в этом смысле задачи данной организации – это прямое вмешательство. Любая экологическая организация точно так же вмешивается в то, чем занимается соответствующий государственный орган. А все правозащитные организации просто демонстративно мешают этим заниматься омбудсману при президенте страны. Даже любая неправительственная женская организация тем, что она критикует правительство за недостаточное внимание к проблемам женщин, попадает в разряд вмешивающихся в дела соответствующего госоргана.

А теперь подумайте: много ли понадобится усилий чиновнику Минюста, имея такой закон, чтобы отказать той или иной организации в аккредитации? Ему останется только расписать, что цели деятельности той или иной организации — это “вмешательство в дела государства”.

Если это будет, скажем, филиал Американского юридического консорциума, то их юридические рекомендации по совершенствованию Конституции подпадут под пункт “изменение конституционного строя”. Если это будет Комитет матерей военнослужащих или организация пацифистов, то это уже “ослабление обороноспособности”. Если кто-то решит заниматься обучением граждан демократическим правам и свободам, то разъяснение прав на проведение митингов и демонстраций будет приравнено к действиям по “обострению социально-политической ситуации”, а разработка рекомендаций по местному самоуправлению соответственно предстанет в ранге “дезорганизации деятельности госорганов”.

А ведь еще есть совсем издевательский пункт, дающий чиновникам практически неограниченные права отказать в регистрации филиала НПО. Это в том случае, когда их действия несут “иные нежелательные для Казахстана последствия”. То есть чиновник сам будет определять, что это такое — “иные нежелательные последствия”, и трактовать их вредность для Казахстана. Понятно, что пройти Минюст для НПО, заподозренных в нелояльности к существующей власти, будет в принципе невозможно. Принятие такого закона создает сверх надежный политический фильтр для существования в стране организаций, нежелательных для нынешнего политического режима.

Но если вы все же получите регистрацию в Минюсте, не торопитесь радоваться, что все позади и вы можете работать. Ваша работа остается под очень большим вопросом. Мало получить разрешение открыть филиал организации, нужно еще получить право на ее финансирование. Теперь финансирование предлагается осуществлять только с разрешения местных исполнительных органов. Cкажем, если какая-то международная организация пожелает помочь казахстанским экологам или правозащитникам, она должна на финансирование каждого проекта просить разрешение в акимате. Таким образом, разрешение на реализацию того или иного проекта будет также решать чиновник.

Стоит ли объяснять, что каждый проект перво-наперво будет проходить тест на “оранжевую угрозу”. То есть чиновники будут смотреть на него с точки зрения того, насколько его реализация может повлиять на лояльность сограждан к существующему режиму.

Но и это еще не все. Следующий уровень контроля – это непосредственно деятельность организации. Деятельность практически всех НПО – это прежде всего проведение публичных мероприятий: конференций, семинаров, \»круглых столов\», школ и прочих мероприятий. Теперь проведение любого такого мероприятия возможно будет только после уведомления местных исполнительных органов за десять дней до самого мероприятия. При этом организаторы мероприятия обязаны предоставить полную информацию об его участниках. Хотя эта норма предлагает уведомительный характер, понятно, что если чиновники усмотрят в мероприятии политическую подоплеку, то найти повод для запрета мероприятия большой сложности не будет.

И самое последнее в системе предполагаемого контроля – это законодательное закрепление права властей иметь своих соглядатаев на каждом таком мероприятии. Прямо так и сказано: “предоставлять местным исполнительным органам доступ к проводимым мероприятиям… а также к сведениям о количестве и составе участников”. Это для того, чтобы иметь полную информацию о том, кто что сказал — для подстраховки. А то в заявке на проведение мероприятия напишут одно, а говорить станут о другом.

Не стоит подробно останавливаться на том, что данный законопроект противоречит Конституции и предлагаемые ограничения на открытие организаций в Казахстане дискриминационны по отношению к иностранцам.

Точно так же разработчики проигнорировали норму о недопустимости вмешательства государства в деятельность НПО. Все это из сферы прав и свобод, гарантированных Основным Законом страны, и понятно, что разработчики намереваются их ограничивать посредством единственной нормы, позволяющей это делать. Вот она: “Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения”.

Но обращение к данной норме – это признание, что филиалы иностранных НПО представляют опасность для конституционного строя.

А вот тут приходится выбирать. Либо мы соглашаемся, что деятельность иностранных неправительственных организаций представляет опасность для конституционного строя, и тогда у чиновников развязаны руки и они могут ограничивать их “по самое не хочу”. Либо эти организации конституционному строю не угрожают, и тогда вообще нет никаких оснований для обсуждения этого авторитарного маразма.

Очевидно, что для разработчиков НПО, получающие дотации из-за рубежа – однозначно воспринимаются как происки врагов казахстанской государственности. Хотя, очевидно, что, они как всегда путают интересы государства и общества с интересами отдельно взятой Семьи.

Читая законопроект, понимаешь, что авторы законопроекта воспринимают все эти НПО как агентов, засланных Западом, для ликвидации авторитаризма в Казахстане. Для них они — однозначно враги. Еще бы, все эти правозащитные, антикоррупционные и прочие организации, не скрывая, провозглашают своими целями построение демократического, правового государства. Но демократия – это честные выборы, это свободная пресса и независимый суд, это торжество гражданских прав и свобод. Понятно, что для сторонников существующего авторитарного режима – это то, чего ну никак нельзя допустить. Вот и стараются абылкасымовы, трошихины и иже с ними.

Правда, в пылу желания обезопасить любимый ими режим личной власти, явно переусердствовали. Слишком большим диссонансом звучит предлагаемое ими отнесение зарубежных НПО в разряд врагов казахстанской государственности с тем что публично заявляет президент Назарбаев, когда говорит о стремлении к демократии. Поэтому принятие такого закона – это прямой вызов международному сообществу в лице его демократических институтов, благотворительных и образовательных фондов и правозащитных организаций. Вряд ли это будет воспринято спокойно.

Есть ощущение, что крутые парни из парламента перестарались в своем рвении оградить нас от дурного влияния западной демократии. Не исключено, что именно этот законопроект может явиться последней каплей, переполнившей чашу терпения тех, кому президент не устает клясться в преданности идеалам демократии.

На Западе столь явная атака на НПО будет расценена как прямой вызов. Это станет демонстрацией того, что казахстанская власть, напуганная чередой бархатных революций, встала на путь прямого противостояния любым попыткам продвижения демократии в Казахстане. Это будет началом открытой идеологической конфронтации с Западом и, соответственно, жесткого подавления любых попыток изменить политическую ситуацию.

Осознав это, президент и его ближайшее окружение вряд ли поддержат данный законопроект (все же неглупые люди), но, тем не менее, последствия его появления не заставят себя ждать и уже в самое ближайшее время Назарбаеву придется расхлебывать инициативу своих ретивых защитников.