Ораз Жандосов: Письмо Алихану Байменову

Алихан!

Мы все пережили чрезвычайно трудный этап раскола нашей некогда общей партии. О причинах в этом письме говорить не хочу, поскольку об этом достаточно много сказано и написано. У тебя и твоих сторонников свое мнение, у нас, кто сегодня создал партию “Настоящий “Ак жол”, — свое.

Я долго не хотел возвращаться к этой теме. Да и виделись мы с тобой за это время два раза по две минуты. Но, прочитав твое интервью газете “Литер” на этой неделе и еще в паре-тройке изданий, не могу не реагировать на твои неправдивые слова. Хотя всем нормальным людям это уже, наверное, надоело.

Во-первых, о третейском суде. Напомню, что мы тебе направили это предложение еще 10 марта с.г. Оно опубликовано 11 марта в ряде СМИ. Суть нашего предложения заключалась в том, чтобы взять все свои документы и обратиться к третейскому суду, который мог бы однозначно сказать: были ли нарушены требования закона и устава при проведении твоего съезда. В качестве третейского судьи могут быть отобраны люди независимые и незаинтересованные. Ты, получив наше предложение, дважды разговаривал со мной по телефону и сказал, что дашь ответ. Но его нет до сих пор. Я прошу — ответь прямо: ты лично готов к третейскому разбирательству?

Во-вторых, у меня на столе лежат документы пленума от 13 марта с.г. В списке участников, лично подписанных постранично твоим протеже, нынешним “руководителем центрального аппарата” О.Ауесбаевым, есть, по крайней мере, две фальсифицированные подписи. Скажи честно: это так или нет?

В-третьих, ты пишешь насчет наших разговоров об участии партии в предстоящих выборах и возможном кандидате от демократических сил. Но на заседании президиума, в котором участвовали все мы, был совсем другой разговор. Я и Алтынбек сразу заявили, что мы не будем баллотироваться. Булат в силу известных ограничений, наложенных судом, лишен этой возможности. Молчал только ты один. Когда мы просили дать конкретный ответ, поскольку необходимо было вести переговоры с другими потенциальными кандидатами, ты ответил примерно так: “Если будет баллотироваться сам Назарбаев, я не пойду. Но если будет кто-то другой, например, Токаев, то буду”. Кроме названных, есть еще несколько человек, которые были свидетелями этого разговора и могут это подтвердить. Прошу подтвердить – было это или нет?

В-четвертых, ты часто говоришь о том, что поддерживаешь движение “За справедливый Казахстан”. 19 марта т.г. накануне Всеказахстанского собрания демократической общественности, где оно было провозглашено, мы нарочным к тебе на квартиру отправили приглашение и ты его получил. Но ты не пришел на собрание. Судя по твоим сегодняшним словам получается, что ты даже не получал то приглашение. Ответь честно: ты получал 19-го числа наше приглашение? Если получил, то почему не пришел на собрание 20 марта?

И еще об одном. Ты публично утверждаешь, что решение нашей партии об участии ее кандидатов во втором туре выборов в мажилис было принято 20 сентября прошлого года в понедельник. И поэтому якобы мы не смогли “вывести на улицы” людей, недовольных нечестными выборами. Хотя на самом деле это решение было принято на заседании президиума после нашего заявления о выражении недоверия президенту Назарбаеву в четверг 23 сентября. После первого тура свой предвыборный штаб (этих людей ты знаешь лично) я собрал впервые 26 сентября. Ответь: это так или нет?

Подобные “неточности” в твоих выступлениях встречаются все чаще.

Политические разногласия, даже расколы могут быть в любой организации, и не только в такой стране, как у нас, но и, вполне развитых странах. Пережить это можно. Важно другое. Общечеловеческая мораль едина и универсальна. И все религии мира осуждают обман. Я прошу тебя об этом не забывать!

Ораз Жандосов

26 мая 2005 года