Человеческий ум, память по своей природе обладают прекрасным свойством быстро забывать плохое и помнят больше хорошее. А если им помочь с помощью идеологии и психоза, то… И это свойство, видимо, необходимое для выживания, для самосохранения, иногда оказывает медвежью, как говорится, услугу. Ведь, даже сегодня, адепты советского, канувшего в прошлое, невозвратного уже в том её виде, строя, вспоминая, позабыв о своих кухонных откровениях, говоря о тех временах — было хорошо и баста! Придумали вы всё про авторитаризм, лжекоммунизм, “ГУЛАГи”, “КарЛАГи” и геноцид, сталинизм, голощёковщину, и всё остальное.…Вам бы покричать – себя показать. У вас драка за власть, а нам этого не надо. И – гордо: “Политика – дело грязное. Зачем нам это? У нас и своих забот хватает”. И в этом духе нам внушали и внушают писаки (часть журналистов, в том числе) наши провластные и отцы наши “духовные” от власти. Зомбируя. Им так выгодно, чтобы мы так думали и, копаясь в привычной грязи нашей за выживание, не лезли бы в дерьмо, ими творимое, на высоких полках чиновничьих и власти высочайшей. И “вумные” мы, обыватели, не поймём никак, что политика – это две ноги (внешняя и внутренняя) жизни государства, страны в целом. А если кое о чём и догадываемся, то лень наша духовная, привычная, трусость наша перед власть имущими не позволяют копнуть глубже из страха, наверное, вдруг понять боль свою, правду запертую в глубоком подсознании. Вину свою. Всё надеемся, что всё образуется само собой, что кто-то (власть!?) излечит нас от этой боли. “Вот приедет барин…”.
А политика бывает внешней и внутренней, и она, вторая, и есть наша жизнь, и повседневный быт наш. И те, кто говорит, что они политикой не интересуются и не занимаются ею, сами того не понимая, обманывают себя. Ибо всё, что делает власть, всё, что касается народных интересов – это и есть внутренняя политика, а значит она – эта политика, занимается и тобой. Плотненько.
Невозможно жить вне народных интересов, ибо ты сам, твоя семья, родственники, друзья — часть народа. Нельзя плыть по реке (жизни) и не намокнуть. От этой внутренней политики зависит, как ты живёшь – хорошо или плохо. Внутренняя политика, которую осуществляет власть во главе с президентом – это твоё конституционное право на здоровье, образование, труд, отдых. Внутренняя политика – это твоя зарплата; это налоги и кредиты; это твой бизнес и твой дом; это твоя семья в достатке или наоборот; твоя пенсия, а значит – достойная или голодная старость; это судьи, справедливые или коррумпированные; это твои запросы к культуре и к образованию; это развитие науки и техники в твоей стране; это отношение к тебе чиновников всех рангов и много-много ещё чего, чем человек живёт на этой земле.
И по конституции власть во главе с президентом служит народу, а не наоборот. И политику грязной делают правители, если народ ей это позволяет. И, если ты живёшь хорошо и молчишь, если даже, когда другие кругом живут плохо, то – всё же, конечно, это твоё право — дело твоей совести и понимания твоего гражданского долга. Бога в твоей душе. Хотя, разве возможно быть спокойным, даже будучи очень благополучным, за будущее детей своих и внуков в стране, где большинство живут плохо, что чревато всегда социальными катаклизмами, которые не щадят никого — ни бедных, ни богатых. Но, если ты живёшь плохо, вопреки своим стремлениям и способностям, и таких большинство, а ты молчишь, то ты предаёшь настоящее и будущее своё, детей своих, внуков, народа своего. Родины своей. Кто, если не ты, не я?! И хорошая жизнь зависит от честности внутренней политики государства, а она от честности выборов, которые, в свою очередь, зависят от политической и моральной свободы и честности граждан. Не умеющих молчать, когда не согласны.
А почему должны молчать? И, чем больше не умеющих молчать, тем не сподручнее власти обманывать и, значит, обирать народ. И, промолчав, ты ни себя не убережёшь, ни родных и близких своих, а только имущим поможешь себя и их обобрать и угробить, и им только это и надо. А ведь в том и есть сила народа — в неумении молчать — каждого и всех вместе, в единстве. В умении выполнять: если не согласен считать себя рабом, своё конституционное право и долг перед всеми, кто тебе дорог — контролировать власть. И главная задача президента как гаранта конституционных прав народа по конституции, защищать народ от произвола власти. А не наоборот.
И, почему-то, при полном наличии всех атрибутов власти, народ живёт плохо, в бесправии. А получается так потому, что и правительство, и президент, и народ не исполняют своих прямых конституционных ни прав, ни обязанностей. Первые не знают или не хотят, потому, что народ не знает и не требует. Значит — жить надо грамотно всем, и в первую очередь – народу.
И никак не поймём мы, “вумные”, что всё, что ругаем сегодня, пришло оттуда, из ностальгического вчера: Сталина, Хрущёва, Брежнева…. Которые приходили к власти не путём настоящих, честных выборов, а всеобщих “одобрямс”. И не отвечавшие перед народом за дела свои. Когда при всеобщей “грамотности” (знании букв), была всеобщая повальная правовая безграмотность. Когда в наисерьезнейшей, до икоты смешной, на сегодняшний взгляд, взрослой игре в выборы — “выбирали” из одного, вводя в шок тех, у кого ещё оставалось в голове хоть немного “масла” (мыслей). И довели страну с великими, неисчислимыми возможностями до абсурда, до позорного развала, нищеты. Потому, что не было оппозиции – контроля народного.
И сегодняшняя власть хочет того же – всеобщих “одобрямс”. И, поэтому — партии — гиганты “Отан”, “Асар” и ещё меленькие, иже с ними – провластные, не оглядываясь на народ, нагло гребущие из народной кассы — бюджета страны средства, чтобы с их помощью этот же народ и обмануть.
Хотя их всех вместе можно было бы назвать, без натяжек, фракциями одной партии – провластной, президентской. Но они, в настоящем виде, как бы разные партии, нужны власти кроме показушного, ложного доказательства демократии, многопартийности ещё и для того, чтобы меньше места, воздуха, оставить тем, кто супротив их — оппозиции. И эти партии, в отличие от оппозиционных, живут на народные деньги, никакой пользы ему не принося. А оппозиция в опале, в гонении.
Но разве можно без неё — оппозиции? Даже от солнца, без которого невозможна жизнь на земле, нужна защита, тень – иначе сгоришь. Без оппозиции – диктатура почти естественна. И Великую империю московскую в последней её ипостаси – СССР, съела однопартийность всего за семьдесят лет. Безальтернативность, бесконтрольность во власти – раздолье для коррупции, мафии и т.д. Для сравнения, США двести лет и всё ещё не только процветает, но и проводит свою политику почти по всему миру. Об их демократии и других ценностях можно поспорить, но в другой раз.
А однопартийность, безконкурентность – бесконтрольность, в конце концов, превращается в беспредел, в мафию. Это человеческий фактор и, чтобы её контролировать, созданы конституции и законы, демократия. А главный показатель демократии (народовластия) в государстве – это наличие сильных оппозиционных партий. И, значит, власть не желающая иметь настоящую оппозицию в своей стране, не считающаяся с ней – корыстна, антинародна. И власть, не сотрудничающая с оппозицией, борющаяся с ней, да ещё репрессивными методами — заключения в тюрьмы, высылка или вытеснение из страны, запрещения и цензура органов печати, препятствования проведению общественных мероприятий, митингов, пикетов, приняв для этого нужные законы, внутренний подрыв его единства с помощью провокации спецслужб и т.д., и есть диктатура. Даже религиозным людям, их лидерам, утверждающим, что им нельзя вмешиваться в политику, скажу, что бог, создавая мир, сказал – каждой твари по паре. А пара власти – и есть оппозиция — противовес. Иначе ничего хорошего не родится.
В странах с нормальной демократической властью правительство даже финансирует деятельность оппозиции в рамках законов, принятых демократически избранным парламентом. И не надо изобретать велосипед (всё в мире уже придумано), не надо искать какой-то свой особый путь. Он проявляется сам, при нормальной работе всех политических сил в стране в сотрудничестве. Оппозиция – это именно та сила, которая по нормальным демократическим законам в назначенный срок должна сменить власть и, далее, руководить уже с учётом ошибок и просчётов предшествовавшей. Мнение народа выражают его лидеры.
Но мы живём в постсоветском пространстве и прекрасно помним печальный опыт с президентами, пришедшими из народа, как Гамсохурдия в Грузии и Ельчибей в Азербайджане. Даже системы этих республик, в какой то степени более сохранивших национальное лицо своих народов и, следовательно, более свободных от наследия тоталитарного обезличивания, криминализации общества, не приняли их. Конец их был печален, трагичен. И для народа тоже. Да и пример А.Акаева, не партийного функционера, пришедшего к власти на волне подъёма народного движения, протеста — поучителен.
Кыргызский народ (я не буду говорить о Грузии и Украине, бывших любимчиками империи), чудесным образом или благодаря относительной бедности своей, в смысле природных богатств, не представлявших для империи особого интереса, смог избежать той степени колонизации и этногеноцида, каким подвергся казахский. И, в отличие от нас, сохранив, в достаточной степени национальный менталитет, кыргызы могут надеяться на народное сознание, сохранившиеся здравые силы, выдвигая на руководство, общественных деятелей, достаточно свободных от навыков и знаний номенклатуры и аппаратных игр верхних эшелонов власти.
А у нас, в условиях, созданных президентством одного человека на таком долгом отрезке времени, да ещё следовавшего всем правилам ранее существовавшей тоталитарной системы, необходим переходный период с новым президентом, вышедшим из действующей команды. Хорошо знающим эту систему и её кадры, все её нюансы и способного использовать все возможности самой этой же системы в её демократическом переустройстве. По-другому, боюсь, ничего хорошего не получится. Поэтому, хочется народу того или нет, новый президент, на первый после тоталитаризма переходный срок, должен быть, желательно, из старой системы, но с новыми взглядами и устремлениями. И непременно — тесно контактирующий и сотрудничающий с оппозиционными нынешней власти партиями. Только такой тандем даст положительные результаты без больших потрясений. И будет меньше вероятности нового витка ограбления народа бедными родственниками пришедшего к власти президента из народа, чего так боится электорат, голосуя всё время за действующего президента.
Да и в первый срок новый президент, желая понравиться избирателям, никаким образом не “пустится во все тяжкие”, а наоборот, будет всё делать для народа. Поэтому — не надо бояться менять президентов. Никто не вечен в этом мире, и это всё равно когда-то придётся сделать. Как это делается во всём нормальном мире. Сменяемость президента – есть гарантия от коррупции в тех размерах, какое приобрело у нас, благодаря несоблюдению этого элементарного правила, краеугольного камня демократии. И это лучше сделать сегодня, чем поздно, в каких-то экстренных или экстремальных обстоятельствах. А к таким обстоятельствам, теперь, мы с каждым днём всё ближе и ближе.
И я бы не очень беспокоился, наверное, если бы у нас была традиционная законная монархия. Но ведь у нас по конституции провозглашены демократические принципы строительства государства и сменяемость власти, и президента, в том числе. Ведь президент, это не просто титул хотя и верховная, а рабочая сменяемая должность. И человек, отслуживший на этой должности все, в соответствии с конституцией, мыслимые сроки, чтобы ещё и ещё на срок сохранить за собою это кресло, вынужден идти на нарушения законов, на обман вновь и вновь. И постоянно находиться в чрезвычайном душевном напряжении. Но ведь он всего лишь человек, смертный и никто не отменял для него законы природы – усталость материала, то есть организма и, главное, разума. Всему есть свой предел. И разве мы знаем мало случаев, когда ближайшее окружение тех или других верховных руководителей государств, слишком долго сидевших на этих должностях, ловко использовали их умственную немощь (усталость), искусственно поддерживая их внешний имидж, искусно творили свой обман. И, пока это обнаруживалось, случалось много бед для народа. Да сохранит нас Аллах от этого!
И, если мы все гости в этом мире, то кое-кому пора бы уже задуматься, побеспокоиться и о душе своей! И нам всем тоже, попустительствующим, а значит, содействующим тем, наверху, бездействием своим, вхождению их в грех. Ведь и нам это зачтётся, как сообщникам! Да простят нас наши потомки и Бог, за это.
Отрывок из книги “Я, улт-патриот, прошу слова!”