Сегодня вышли: “Караван”, “ДАТа недели”, “Central Asia Monitor”, “Литер”, “Азат”, “Казахстанская правда”, “Новое поколение” и появилась в продаже новая газета “Ак бота”, главным редактором ее стал Серик Медетбеков “гражданин Республики Казахстан, место проживания: ФРГ, г. Дрезден”, указано в “поминальнике”, название газеты, указанное там же, отличается от первополосного — “Анау-мынау”.
Практически все печатные средства массовой информации обсуждают проникновение в Казахстан птичьего гриппа, напомним, что эпидемия началась в крестьянском хозяйстве “Нан”, в селе Голубовка, Иртышского района, Павлодарской области.
Главной темой оппозиционных СМИ стал митинг, проведенный общественным комитетом “Защитим свой дом”, который возглавляет Маржан Аспандиярова; тогда, напомним, было задержано 15 человек для привлечения их к административной ответственности, а немного позже г-жа Аспандиярова была госпитализирована с травмами головы в 7-ю городскую больницу.
В “Эпохе” Виктор Ковтуновский в материале “Настоящий претендент от “Ненастоящего” “Ак жола”, выдвигает версию о том, почему Алихану Байменову был выгоден раскол партии: “…Сегодня желание Алихана Байменова участвовать в борьбе за должность президента обозначилось явно. В связи с этим уместно вспомнить, что публичные разногласия в партии последовали сразу после того, как оппозиция определилась с единым кандидатом. Совершенно очевидно, что Жандосов, Абилов и Сарсенбаев, останься они в руководстве, никогда бы не поддержали выдвижения Байменова. А для претензий на пост №1 нужна не только безусловная поддержка простого большинства делегатов партийного съезда, для этого необходимо иметь единодушную поддержку всей партийной организации. Теперь, после “чистки” партийных рядов, в получении Байменовым полного “одобрямса” вряд ли стоит сомневаться”.
В газете “Ак бота” практически все материалы перепечатаны с других казахстанских оппозиционных СМИ, но подобраны по одной тематике: “От А до Я. Кто владеет Казахстаном?”.
В “Литере” сегодня опубликован материал о том, кем все контролируется в Казахстане, и если в “Ак бота” главными действующими лицами являются Нурсултан Назарбаев и его семья, то здесь — “Братва по-казахстански”, о чем гласит и заголовок. Автор материала, опубликованного в “Литере” Ермек Нугманов, ветеран МВД из Алматы перечисляет организованные преступные группировки и их сферы влияния.
“А завтра был… дефолт”, может ли произойти дефолт в Казахстане? Об этом материал журналиста “Литера” Николая Смирнова: “…Сейчас мы торгуем со 170 странами мира и в той или иной степени зависим и от экономической ситуации в них.
По мнению экспертов, дефолт по государственным обязательствам сейчас невозможен однозначно. Потому что наши золотовалютные запасы в несколько раз превышают государственный долг Казахстана. Если же брать валовой долг республики, куда входит межфирменная задолженность, то вот тут уже вопрос, потому что этот долг очень большой, хотя и контролируемый, поскольку туда входят инвестиции иностранных нефтяных компаний.
Сможет ли государство защитить своих граждан в сложной общей ситуации? Хотелось бы. Законы диалектики свидетельствуют: за подъемом всегда следует падение. Но оно не должно быть слишком резким. Хорошо бы удержаться на плаву”.
В “Караване” опубликован материал “Жертва большого угля” Татьяны Тен, в котором она рассказывает о том, как “В погоне за прибылями индийский миллиардер оставляет на нашей земле сломанные судьбы, разрушенные дома и мертвые города.
Шахтерский поселок Малая Сарань начал строиться еще в сороковых годах, одновременно с шахтой \»Саранская\». К концу прошлого века это был добротный интернациональный поселок в 500 дворов, с тремя школами, детскими садами, клубом, двумя больницами, почтой и собственной зоной отдыха. Лечиться и отдыхать в здешний санаторий приезжали даже из Караганды.
… Место, где когда-то был санаторий, теперь поросло травой. Даже фундамента не осталось. Сровнялись с землей все три школы, детские сады, клуб. Разрушены здания больницы и амбулатории. Дольше всех продержались почта и сберкасса, их закрыли три года назад. Осталась только горстка домов, в которых живет около 600 человек. Половина — старики и дети. Все — граждане Казахстана, о которых родное государство забыло и старается не вспоминать.
Их продали. Восемь лет назад, когда в 1997 году правительство РК выдало АО \»Миттал Стил Темиртау\» лицензию на добычу каменного угля на полях шахты \»Саранская\». В 2000 году подземные горизонты \»Саранской\» вплотную подошли к жилым домам Малой Сарани. Жирный угольный пласт сулил миллионы. Что в сравнении с этим люди?
И однажды в поселок пригнали трактора и бульдозеры и на глазах у жителей начали рушить поселок…”.
В “Central Asia Monitor” в материале Ахаса Тажутова “Миттал стил” — это теперь не только металл” рассказывает о работе Миттала и его предприятиях за рубежом, и о том, какие у него доходы за рубежом: “…Стальная империя Л. Миттала подразделялась на холдинговую группу LNM (это название представляет из себя аббревиатуру от \»Лакшми Нивас Миттал\») и корпорацию \»Испат Интернешнл\» (слово \»испат\» в переводе с санскрита означает \»сталь\»). Последняя в 1996 году вступила во владение \»Карметкомбинатом\», тут же переименованным новыми хозяевами в \»Испат-Кармет\». А в 2001 году корпорация \»Испат Интернешнл\», поведя себя совсем уж по-казахстански, подхватила лозунги объявленной правительством РК незадолго до того кампании по замещению импорта, чтобы протолкнуть свои далеко идущие замыслы. Зарегистрированная в налоговом реестре офшорных Нидерландских Антильских островов бизнес-структура, основным владельцем которой являлся проживавший в Лондоне гражданин Индии, заявила в Казахстане права на преференции, предназначенные сугубо отечественным компаниям.
А тогдашние замыслы индийцев заключались вот в чем. \»Имекса\» или \»Испат Мексикана\» (комплекс \»Sicarsta plant\», построенный правительством Мексики в начале 1980-х гг. на $2,2 млрд. и купленный в 1992 году представителями Л.Миттала посредством выплаты $25 млн. наличными, а также выкупа мексиканских правительственных облигаций на сумму $195 млн.), подразделение \»Испат Интернешнл\» в Мексике, так же, как и казахстанский \»Испат-Кармет\», переживало тогда нелегкие времена. Особенно неважно складывались дела у тамошнего завода по производству стальных труб. Он был загружен гораздо меньше своих возможностей, а надежд на то, что положение его может выправиться, оставалось мало… И вот тогда корпорация \»Испат Интернешнл\», чтобы как-то выгадать в этой ситуации, разработала изощренно-хитроумный проект, который предполагал связанные между собой действия сразу в трех частях света — в Америке, Европе и Азии…”.
Также в “Central Asia Monitor” сегодня опубликовано интервью Юлии Кисткиной с Булатом Абиловым: “Я кость в горле власти”.