Я уезжала со своей Родины девочкой 13-ти лет, когда мой родной Казахстан был частью Советского Союза…
И вернулась через 15 лет и не в столичный город, а в обычный провинциальный и захолустный Актобе. Я одновременно в восторге и в тихом ужасе от того, что увидела в среднестатистическом городе независимой республики Казахстан. Не могу удерживать в себе свои мысли, появившиеся в результате этой поездки… Спешу поделиться своими впечатлениями с вами со всеми и задать несколько вопросов в пустоту, с надеждой, что найдется кто-то, кто сможет мне на них ответить… Пусть они покажутся некоторым из вас мелочными, пустыми, неважными, но я хочу однозначно гордиться народом, частью которого я являюсь. И я хочу понять, почему все происходит именно так, как я видела, и, что является причинами тех явлений, что возмутили меня до глубины души.
Господа, прежде всего, покаюсь: я смеялась и ехидничала над соплеменниками, глядя своим московским взглядом на все происходящее: на дорогих иномарках едут казахи во вьетнамско-китайско-турецких ширпотребных одежных ужасах. Казашки-красавицы через одну мелированные или полностью выкрашенные в фальшивые бело-желтые цвета! Одежда — дело вкуса, но зачем и почему степным красавицам с собственным азиатским колоритом, с роскошными волосами хочется походить на дешевых европейских блондинок? А ведь еще в Казахстане с сентября выходит этот беспримерно пошлый журнал \»Космополитан\». Что будет он вкладывать в головы молодых казашек — европейские стандарты красоты? Что посоветует он смуглым красавицам — макияж, созданный для белокожих европеек? Какие стандарты будут прививаться миниатюрным степным женщинам: 90/60/90 и модельный рост? А как же быть с нашей природной мелкокостностью, низкорослостью и кривизной ног? Я тоже обладательница всех вышеперечисленных фирменных признаков нашей нации, я видела мир, много путешествовала и с изрядной долей критики отношусь к глянцевой пропаганде европейских стандартов. А те казашки, что нигде не были, кроме своего захудалого Актобе или Караганды, с узким кругозором и небольшим жизненным опытом, что будут делать они, начитавшись глянцевых советов? Будут дальше краситься? Выпрямлять ноги? Худеть и комплексовать по поводу своей нестандартности? Кто будет нести ответственность за умы молодых женщин Казахстана? Ответьте, кто может это сделать, меня это волнует! Почему бы не взять у европейцев лучшее, а не заимствовать дешевые и сомнительные способы быть привлекательными? И еще один факт для размышления: семилетним маленьким девочкам мелируют и выкрашивают волосы… без комментариев.
И еще скажите мне, почему у казахов есть деньги на дорогие иномарки, брильянты, а на приличные зубы из металлокерамики — нет? Задавшись этим вопросом, я специально совершила маркетинговое исследование на предмет выявления приличного стоматологического сервиса. Он есть. Мало того, он доступен тому, кто имеет средства на покупку приличной машины. А в чем тогда дело? Почему мне, молодой девушке, улыбается симпатичный казах с мерзкими золотыми зубами? В отчаянии я сдерживала некорректные вопросы к обладателям зубов из драгметалла… Может быть кто-то из вас знает ответ на этот вопрос?
Еще я выяснила, что Президент Назарбаев зовет казахов, живущих вне Казахстана вернуться. Хорошая затея, да только как? Дорог-то нет! Меня везли на московский самолет в Орск по ужасающим остаткам того, что когда-то называлось дорогой. Всю ночь мы безуспешно пытались объезжать невероятной величины ямы и колдобины и за 5 часов (!) преодолели расстояние в 130 километров! Опущу подробности того, как я себя чувствовала после дороги, на которой надо проводить соревнования типа \»Ралли Париж-Даккар\». Мучительно протрясать собственный организм и убивать амортизаторы машин вынуждены жители не только области Актобе, но и все несчастные, живущие вне крупных городов. К городским дорогам претензий нет. Но как же города общаются между собой? По степным дорогам? А в снежные зимы? Может быть, пора уважаемому Президенту посмотреть лично, как мы, казахи, будем ехать по его приглашению на свою Родину? Что думать будем? Какими словами ругаться, русскими, казахскими, английскими, разницы нет, все равно одними — нецензурными…
Мне говорили: есть установка, спущенная сверху: плодимся и размножаемся, повышаем численность населения. В городской семье желаемое количество детей — 5 человек, в сельских — 10. А готово ли государство принять возвратившихся и размножившихся? Что встретит их в Казахстане? Нищие больницы, не имеющие жизненно необходимого оборудования: жители Актобе ездят в Россию, чтобы пройти медицинское обследование на каком-то даже не слишком дорогостоящем, но важном аппарате! (К сожалению, забыла, как он называется). Встретит их лекарственно устойчивый туберкулез, явно и надсадно кашляющий в маршрутках, отсутствие детских садов и беспримерная спесь и алчность чиновников… России, с ее \»вечными бедами\» — дорогами и бюрократами — учиться надо у казахов, как надо грамотно отжимать деньги у населения и наживаться на строительстве асфальтового покрытия…
Насмотревшись на \»колхоз на иномарках\», поблескивающий сквозь тонированные стекла модных машин золотыми зубами, я попросила показать мне элитное жилье. Раз есть богатые, должен быть район для богатых. Отдельный повод горестно повздыхать: ну я понимаю, мы, казахи, архитектуры не видели так, как итальянцы, французы или, хотя бы, русские. Да, мы никогда не строили шедевров зодчества, у нас нет опыта, накопленного многими столетиями, но ведь есть интернет! Журналы по архитектуре и дизайну, глаза-то есть, в конце концов? Куда смотрят? О чем думают, выстраивая огромные четырехугольные коробки, обнося их кирпичными заборами страшной толщины? Разве нельзя подумать о российском опыте скоропалительного строительства первых дворцов для новорусских граждан и не вставать на те же грабли? Нет, сначала изуродуем ландшафт собственных городов… Ну и уродуйте, дорогие соплеменники. Красьтесь в блондинов, блистайте зубами и смешите цивилизованный мир надписями на магазинах, торгующих китайским барахлом: \»БУТИК (!) 56 (!)\»…
Злая я — вот что подумала, перечитав написанное. Но это еще не все, дорогие мои! Ёрничаю я в надежде хоть как-то достучаться до казахов. Потому как, есть у меня повод гордиться своей исторической Родиной: не видела я там брошенных стариков, ползающих по помойкам… Не видела наркоманов, повсеместно виснущих у многоэтажек… Не видела нищих, кроме беженцев откуда-то из Кавказа… Не видела проституток, стоящих по центральным дорогам…. Не слышала криков пьяных, не видела синерылых пропитушек у подъездов… Не читала в криминальной хронике о наглых грабежах и маньяках…
Зато сколько здоровых и красивых детей наперекор всем ужасам я видела на улицах! Еще я увидела, что можно приятно стареть, получая почет и уважение к собственным морщинам и годам от многочисленных внуков. Как же казахи беспримерно трепетно относятся к своим старикам, к родственникам и детям. Как благополучны, по крайней мере, внешне их семьи! Какие огромные и богатые свадьбы празднуют, как друг друга поддерживают, пусть даже из-за того, что боятся того, что скажут соседи… Все равно, это лучше, чем отчуждение среди родственников у европейцев, американцев и прочих.
Самое главное у казахов есть внутренняя жизненная сила и правильное отношение к жизни. Потому как мы, столичные модники, внешне прилично-стильные — изнутри неблагополучные, живем для себя… А вот казахи, пусть смешные и чванливые — живут по законам божеским: дружными семьями, многочисленное потомство воспитывают, старость уважают… Я уверена в будущем процветании моего народа. Вот только бы перенять лучшее в мировом опыте, да сохранить самобытность нашей культуры, красоту своих женщин и здоровье собственных детей…
С почтением ко всем
Буркитбаева Раушан

