Балташ Турсумбаев: “Есть у нас и “хан”, и “ханчики”

— Балташ Молдабаевич, процесс определения даты президентских выборов сопровождался бурной дискуссией. Вы не так давно высказались по этому поводу, в том смысле, что проблема не стоит выеденного яйца. Ваше мнение не претерпело изменений?

— Если мы декларируем, что строим правовое государство, то проблемы с определением даты выборов главы государства не должно быть в принципе. Это просто нонсенс. Поэтому, все страсти вокруг этого вопроса не совсем понятны. И в этом смысле, маловразумительно проявили себя государственные институты, которые, по сути, и должны были бы расставить все точки над “i”. Я имею в виду позицию Министерства юстиции и Центральной избирательной комиссии. Руководители этих ведомств на всю страну заявили о том, что президентские выборы должны проходить в декабре 2006 года. Данная позиция обосновывалось ссылками на основной закон страны, что еще больше запутывала ситуацию. Однако возобладал здравый смысл. Тем самым, они показали свою профессиональную несостоятельность. По логике вещей, они должны были бы подать прошение об отставке, хотя бы для приличия. Но этого не произошло, к сожалению…

— Интересно Ваше мнение – как же будут происходить нынешние президентские выборы в Казахстане?

— Выборы, я думаю, у нас пройдут так же, как проходили они и раньше. Вряд ли мы увидим что-нибудь новое. Как обычно появится масса подхалимов и лизоблюдов, которые будут восхвалять вождя. К этому мы все опять начинаем привыкать, хотя это все мы уже проходили. Так было во все времена советской власти – воспевали престарелых вождей, которых народ не видел, и они не имели представления о проблемах народа, над которым царствовали. Потому-то империя и развалилась.

С другой стороны, очевидно, что Назарбаев вряд ли нуждается в том потоке славословия, который на него обрушили. Именно обрушили. И тем более, в столь плохо скроенной конструкции верноподданнических настроений. Сейчас это явно ни к чему.

Особенно нелепо это смотрится в регионах. Скорее всего, в этом сказывается больше прыть и желание прогнуться местечковых “князьков”. Сегодня все это выглядит неуместно и где-то даже нелепо. А вот лет через 7-8, такая публика могла бы прийтись впору… Как человек имеющий представление о предмете разговора, могу предположить, что администрация президента не всегда имеет к этому прямое отношение. Как говорится, разреши дураку молиться, он и лоб расшибет. Так что ждать и от этих выборов больших перемен, реальной демократии не приходится.

— А что Вы думаете об оппозиции и, в частности, о шансах на выборах ее единого кандидата – Жармахана Туякбая?

— Оппозиция заявила, что будет работать только в рамках закона. Конечно, электорат будет знать об оппозиционном кандидате. А результаты… посмотрим. Оппозиция на правильном пути. Она смогла консолидироваться и выдвинуть единого кандидата. Но количество кандидатов в президенты у нас не ограничено. И я не удивляюсь, что сейчас к выборам подключаются политические паяцы. Я думаю, что таких шутов, типа Жириновского, включится еще человек пять-шесть. Их участие может, наверное, придать предвыборной кампании некоторую эмоциональность и зрелищность, но вряд ли принесет реальную пользу с политической точки зрения.

— Выразить свое отношение к “бархатным революциям” на постсоветском пространстве уже стало общим местом в публичных выступлениях политиков и политологов. У вас, наверное, тоже есть своя точка зрения?

— Есть, конечно. Такие революции проходили во многих странах и ранее, и они иногда шли на благо народа. Но про революции в странах СНГ я такого сказать не могу. Ну, судите сами.

В Грузии молодой человек Саакашвили стал президентом. Но социальное положение основной массы населения только усугубилось. Его соратник, покойный уже премьер-министр Зураб Жвания, был отравлен. И до сих пор причину его смерти не могут выяснить. Почему соратник президента, премьер-министр, уходит из жизни при странных и невыясненных обстоятельствах через несколько месяцев после “бархатной революции”?

Украина. Запад поддержал Ющенко, и Россия его признала. Но экономическое положение катастрофически ухудшается. Идет обыкновенный дележ крупных предприятий, останавливается работа. ВВП падает. На горизонте замаячил экономический хаос. Ющенко вынужден отправить в отставку премьера Тимошенко вместе с ее соратниками. Все это больше похоже на элементарную борьбу за власть.

В Киргизии К.Бакиев стал президентом, но долго тянул с назначением премьер-министром Ф.Кулова. Назначил сперва всех ключевых министров, а только потом Кулова. Ему придется смириться со ролью марионетки, либо с ним поступят так же, как со Жванией. С учетом последних событий в Кыргызстане, его политическое будущее не внушает оптимизма.

Если говорить о Казахстане, то у нас таких предпосылок к социальному взрыву, как в упомянутых странах, еще нет. Поэтому, думаю, революция нам в ближайшее время не грозит. И это объясняется, в первую очередь, менталитетом народа. Нищие и бедные у нас, конечно, есть, но не столько и не до такой степени, как в тех странах, где прошли “бархатные революции”. Наш народ пока будет терпеть это все.

— Хорошо. Давайте тогда поговорим об олигархах. Какие особенности в Казахстане имеют они?

— Олигархи есть везде, в самых высокоразвитых странах. От этого никуда не денешься. Наш президент не так давно сказал, что олигархи не должны мешать малому и среднему бизнесу, не должны занимать их нишу. Олигархи в других странах занимаются действительно крупным бизнесом, сосредоточившись в ограниченном числе направлений.

Наши же олигархи, имея крупный бизнес, занимаются попутно и туалетами, и стиркой, и стрижкой, и т.д. А малому и среднему бизнесу ничего не остается. Например, базары и рынки находятся в руках олигархов. А наш малый и средний бизнес, арендовав у них два-три квадратных метра прилавков, продает то барахло, которое привозит из Китая или Турции. При таком положении никогда у нас не будет среднего класса. И, как следствие, не будет ни гражданского общества, ни демократии.

— Как Вы считаете, что будет после выборов с оппозицией?

— Наша оппозиция очень грамотная. Большинство людей в ней прошли большой жизненный путь. Это бывшие премьер-министры, спикеры парламента, вице-премьеры, депутаты парламента, министры и вице-министры, акимы областей, яркие фигуры казахстанской бизнес-элиты. Они знают свое дело, и с ними не считаться просто невозможно. И если власть не будет учитывать данный аспект, то это может иметь нежелательные последствия. Препятствовать оппозиции или просто отказать ей в праве на существование – это рудимент. Демократия, оппозиция – это категории взаимосвязанные.

— Как Вы оцениваете положение масс-медиа сегодня?

— Как очень плачевное. Это не относится, конечно, к правительственным изданиям и телеканалам. Не будем скрывать, телеканалы находятся в руках всего лишь нескольких олигархов, обладающих, гласно или негласно, неприкосновенностью. Поскольку некоторые СМИ ангажированы олигархами, они занимаются поиском или выдумкой компромата на отдельных министров, руководителей ведомств и национальных компаний (организацией так называемых наездов). Зачастую все это делается ради того, чтобы отвлечь внимание от неправедных дел своих хозяев. Но все это осуществляется под маркой свободы слова. Опять же происходит подмена понятий и дискредитация благой идеи.

Теперь насчет газет. Есть оппозиционная пресса, которая может выступать (и выступает) очень критично по отношению к власти. Есть проправительственные издания, поющие одну и ту же песню, которую им заказывают. Им никто не верит, но их покупают только для того, чтобы знать степень вранья. Но они тоже будут существовать, потому что у них гарантированная оплата. А оппозиционная пресса будет, конечно, подвергаться перманентному прессингу, сокращаться, но не исчезнет.

Я считаю очень перспективными интернет-издания. Они появляются, исчезают, но их количество все равно увеличивается. Ну, вот, к примеру, “Навигатор”. Это один из первых интернет-сайтов, который существует уже шестой год. Он занимает свою нишу, имеет свою аудиторию, имеет свой имидж. Его знают не только в Казахстане, но и за его пределами, на него часто ссылаются зарубежные масс-медиа. По моему мнению, есть хорошие перспективы у веб-сайта “Диалог”, который за небольшой срок сумел заявить о себе. Но в то же время, имеются у нас так же, как и в других странах, интернет-сайты, которые занимаются в основном тем, что льют грязь и распространяют откровенную ложь. Думаю, нет особой нужды их называть.

Несмотря на некоторые издержки, считаю, что интернет-издания работают во благо и у них большое будущее. Если будут предприниматься попытки обуздать и эти издания, то наверняка получат развитие листовки и характерный для казахских степей “узун-кулак”. Будут процветать устная пропаганда, устная агитация.

— Как Вы отнеслись к известным случаям хулиганских нападок на лидеров оппозиции?

— В Усть-Каменогорске и Шымкенте власть применила прием “булыжника”. Булыжник всегда был оружием пролетариата. А теперь он стал оружием некоторых прытких акимов, которые, кстати, являются представителями Н.Назарбаева в областях. Как говорят теперь в народе: есть у нас и “хан”, и “ханчики”. Если уж власть применяет “булыжник”, то тогда уж жди крови и войны. Что из этого следует, нетрудно предположить. Но стоит ли игра свеч?..

Спасибо за интервью. Вы, как человек работавший долгое время в высших коридорах власти, надеюсь, позволите нам позже задать Вам еще более конкретные вопросы, касающиеся не только выборов, но и геополитической обстановки в Центральной Азии.