Экономика Казахстана: проблемы устойчивого долгосрочного роста

Для всех этих прорывов нужны люди, и не просто толпа народу, а квалифицированные специалисты. А вот с этим у нас просто туго…

Несмотря на внешний успех экономического роста (в 2005 г. он уже составил не менее 9%), уже появились первые тревожные сигналы. Рост промышленности составил чуть более 4%, т.е. снизился по сравнению с 2004 г. в два раза. Такой резкий спад не может не беспокоить. Конечно, есть причины, которыми он вызван. В основном это временные остановки производства на гигантах нашей экономики, как у Темиртау Миттал Стил или Кармета. Плохо то, что остановка одного завода, пусть крупного, но все равно одного завода, приводит к таким изменениям во всей экономике.

Пока обнадеживает, что руководство страны продолжает принимать меры по интенсификации экономического роста и диверсификации экономики страны. Стратегия кластеров, можно предположить, рано или поздно даст определенные результаты. Но уже можно говорить о том, что “выстрелят” не все кластеры.

В первую очередь можно смело говорить о неизбежном провале в части “хлопкового кластера”. Сам хлопок в Казахстане не особо высокого качества, да и объемы его выращивания не высоки. В Узбекистане более дешевая рабочая сила, качественный хлопок и в отличие от Казахстана это действительно хлопковое государство и в долгосрочном плане Узбекистан явно займет эту нишу. Неплохо бы вспомнить, что подпольные киргизские текстильщики уже наводняют нашу страну дешевой продукцией. Для сведения, в 2004 г. среднемесячная заработная плата в Кыргызстане составила 50 долларов! Это меньше минимальной заработной платы или пенсии в Казахстане.

Туристический кластер вызывает пока лишь недоумение. Прошедшее лето после отказа от отдыха на Иссык-Куле показало, что у нас действительно практически нет мест для массового отдыха. У нас низкокачественный сервис в гостиницах, но зато цены там просто сумасшедшие. Практически большинство из них уровня мотеля, но деньги дерут не хуже трех- или пятизвездочных отелей. Завтрак в номерах с полупансионом способен вогнать в тоску зека. Хочется отметить, что даже Германия, страна с Балтийским морем, богатой культурой, роскошными памятниками искусства, архитектуры, не способна стать привлекательной для туризма. Сами немцы предпочитают отдохнуть во Франции или Италии, но никак не в Баден-Бадене. Уже одно это должно озадачить. Хотя трудно возражать, действительно для Монголии туризм стал важным источником доходов. Но для начала нашим бастыкам, освоившим Куршавель, нужно подумать, что такого должно измениться, чтобы они сами по доброй воле решили предпочесть родные пенаты для отдыха. Как придумают, пусть обязательно сообщат. Будет очень интересно выслушать.

Между прочим, сразу семь кластеров для одной такой маленькой страны вроде как многовато. Нужно, чтобы их было не более двух-трех.

И еще, не нужно увлекаться “кластеризмом”. В Актобе закуп, переработку шерсти и выпуск шерстяных одеял уже громко окрестили новым кластером. Да побойтесь бога, господа. Кластер должен стать системообразующим не в городе, а как минимум в регионе, а желательно в стране. Кластер должен достичь объемов Казцинк или Казахмыса. Тогда будет толк.

Кроме того, однозначно он должен быть изначально нацелен на экспорт. Только на экспорт. Тогда будет ясно, чего он стоит. Если же ему нужны пошлины, прочие защитные меры, то тогда это не то. Как говорил Сунь Цзы, настоящая победа одерживается с такой же легкостью, с какой поднимается волос.

Нельзя забывать, что у нас страна с маленьким населением в 15 млн. человек, причем половину из них можно практически вычеркнуть из перечня потребителей в виду низких доходов.

Еще один серьезный фактор – географический. У нас как в Австралии народ живет по краям “блюдца”, а центр малонаселен. У нас ярко выраженный нефтегазовый Запад, индустриально-аграрный Северо-восток, и, увы, малоразвитый, но зато густонаселенный Юг (за исключением Алматы). Между этими регионами огромные безлюдные пространства. Конечно, из Павлодара и Петропавловска выгоднее торговать с Сибирью, нежели с Шымкентом или Атырау.

Кроме того, желательно, чтобы этот проект стал высокотехнологичным, а еще лучше инновационным. Тогда успех будет обеспечен, точнее, будут реальные шансы на успех. Но для инноваций нужны более или менее качественные научные наработки, а здесь… увы, похвастаться практически нечем. Почему? Да потому, что отсутствует напрочь система отбора и отсеивания таких идей и наработок. Чиновникам эти идеи ничего кроме лишних хлопот не дают, бизнесменам они тоже малоинтересны. Кстати, есть интересная статистика. В древние времена выживал в лучшем случае лишь 1% всех идей, и это соотношение не изменилось по сей день.

Есть серьезная проблема, которая до сих пор даже не начала решаться. Для всех этих прорывов нужны люди, и не просто толпа народу, а квалифицированные специалисты. А вот с этим у нас просто туго.

В ходе “великой оптимизации” под корень были уничтожены ПТУ, техникумы, и теперь в их зданиях расположены академии, университеты и прочие институты, причем уровень образования в этих зданиях не повысился. Сейчас в стране не хватает слесарей, токарей, сварщиков, строителей. Для интереса посмотрите, кто у нас кладет асфальт, а через год посмотрите на этот самый асфальт, точнее то, что от него останется. Да и качество укладки просто жуткое. Неужели так трудно просто ровно положить асфальт?

Наши вузы находятся в жутком состоянии. Качество образования не выдерживает никакой критики. Но это еще полбеды. Качество абитуриентов просто стало ниже плинтуса. Причем это резко заметно. Увы, слишком много сильных выпускников школ стали поступать в российские вузы примерно с 1999 г., когда произвели “оптимизацию” расходов на высшее образование. Казахстанские вузы вместо частных стали коммерческими. Разница большая. Вузы не должны стремиться к получению максимальной прибыли, но это происходит. И за счет качества образования. Набирают всех, кто смог набрать минимальный уровень баллов.

Резко упал и уровень преподавателей. Не выделяются деньги на науку, поэтому преподаватели вместо повышения квалификации вынуждены подрабатывать еще в двух-трех вузах.

Страна без качественного образования не может добиться серьезных успехов в долгосрочном периоде. Учитывая амбициозность проектов, это скажется очень серьезно.

Для таких прорывов нужны и другие люди. У нас среди владельцев бизнеса очень узок слой предпринимателей. Именно предпринимателей, а не хапуг, наворовавших в свое время. Такие люди не способны трезво оценивать перспективы и выводить проекты к успеху.

Достаточно вспомнить проект строительства гигантского пивзавода в Семипалатинске с торговой маркой “Семь бочек”. Ну и где это пиво? А что с этим заводом? А как вернуть миллионы долларов?

Есть еще одни “Новые Васюки” под названием Азия-Авто. Это еще один амбициозный проект по производству автомобилей в Казахстане. Ну сколько можно было объяснять, что производство автомобилей возможно только в странах с крупным населением не менее 60-80 млн. человек. Так нет, все неймется.

Начали с производства автомобилей ВАЗ. Этот завод до сих пор существует только благодаря дефолту 98-го года, когда обвалившийся российский рубль сделал импорт просто невыгодным. А на тот момент на АвтоВАЗ скопилось 15 тыс. автомобилей. Ну и теперь постепенно снова ситуация повторилась. А у нас никто не проводил серьезного анализа рынка, не делал никаких прогнозов. Благо, что тогдашний глава Банка Развития С.Мынбаев попросту послал этот проект подальше и отказался его финансировать.

Так нет, теперь хотят и Шкоды выпускать, хотя дорога на крупнейшие ближайшие рынки – Россию и Китай закрыта. Зато эту потемкинскую деревню постоянно показывают президенту, мол, вот он! Новый кластер!

Примечательно, что завод построили в Усть-Каменогорске. Почему там? Да потому, что инициатор – БИПЭК-Авто – эксклюзивный импортер Лады там находится. И его генеральный директор А.Балушкин тоже там живет. А то, что город находится в транспортном тупике, и оттуда просто дорого вывозить продукцию никто не считал. Да и везти из России из Чехии автозапчасти и комплектующие тоже дорого. Да кто это считать-то будет?

Для таких проектов нужны сильные менеджеры. А с этим у нас туго. Во многих фирмах единственным человеком с экономическим образованием является главный бухгалтер. Нет финансистов, экономистов, маркетеров (у нас их почему-то называют маркетологами, хотя такой науки как маркетология попросту не существует). Работая в банке, неоднократно был свидетелем, когда перспективные проекты вследствие неверной стратегии приводились к краху. А это у нас еще нет серьезной конкуренции.

Никто не проводит серьезный анализ рынка, конкурентов, не производит расчетов. Пока только в наших банках внедряется система риск-менеджмента.

А теперь о старинной головной боли в виде административных барьеров и бесчисленных органах проверок. И сколько можно вешать лапшу на уши, что что-то будет делаться. И сколько можно в это верить? Да никто не будет в правительстве или администрации президента этим заниматься. Во-первых, им никто тогда не будет платить за “разводы”. Во-вторых, тогда не продашь хорошо должности в этих органах. Да и за должность акимов никто хорошо платить не будет. А зачем? Денег тогда не “срубишь”. О каком можно говорить кластере, новых производствах, если есть другой супербизнес – чиновничий и их интересы просто прямо противоположны, как у овцы и волка. Давайте вспомним, сколько лет президент требует навести порядок на рынках и базарах? А зачем это А.Джаксыбекову, который нынче глава администрации, и который, как выяснилось, имеет в этом свой интерес? А порядок наводится очень просто. И не нужно даже каких-то особых мер принимать. Вспомните, в какой стране живете? Ну и какой самый простой выход? Ну да! Достаточно одного звонка откуда надо любому акиму в городе и простой фразы: Эй, Баке (Саке, Маке и т.д.), койше! И что произойдет? Да еще как прекратит! Забыли, что такое телефонное право? Только кому и зачем это нужно?

Итого у нас получается, что на пути к успеху у нас лежат системные проблемы, которые за год-два не решишь. И соответственно, нужен системный подход. А он-то как раз и отсутствует. Например, борьба с коррупцией. Ну это же откровенная глупость. Изначально неправильно поставленная цель. Соответственно, и результат получим. Нужно бороться с всевластием исполнительной власти. Отбирать полномочия. Дробить и делать ее прозрачной. Ликвидируйте хотя бы режим прописки, у людей отпадет необходимость давать взятки, а у чиновников возможность их вымогать. И тогда сокращение коррупции станет логичным следствием.

Сократите таможенные пошлины, налоги; взятки опять сократятся. Сделайте законодательную и судебную власть независимой от исполнительной.

Необходимо создавать аналитические и информационные центры, которые обеспечивали бы бизнес необходимой информацией. Нужно поощрять создание консалтинговых фирм.

Давно назрела реформа управления высшим образованием. С всевластием и бесконтрольностью ректоров государственных вузов пора кончать.

Необходимо поощрять создание центров по повышению квалификации для менеджеров, специалистов. Хотя наших директоров на семинары на аркане не затащишь. Банки время от времени пытаются проводить семинары по финансам, торговому финансированию, но фирмы ограничиваются отправкой бухгалтеров.

И для интереса примеры из истории. Во многих странах мира государство пыталось само направлять экономику. В частности, Индия активно поддерживала металлургию, на деньги СССР строились гигантские комбинаты, а сейчас лидирующие отрасли в стране это high-tech, который никто не поддерживал, и который сейчас один из лучших в мире безо всякой помощи.

***

Получено по электронной почте