Выступление Галымжана Жакиянова на республиканском собрании движения “За справедливый Казахстан” 28 марта 2006 г.

Галымжан Жакиянов

Ровно четыре года назад, точнее 27 марта 2002 года, я возвращался в страну из зарубежной поездки. Уже начинались репрессии, гонения на независимые СМИ, уже был арестован Мухтар Аблязов. Друзья предупредили, что меня ждет арест и искренне советовали ни в коем-случае не появляться в стране. Мне предстояло сделать выбор. Пожалуй, самый сложный в моей жизни. Я его сделал.Точнее подтвердил свой выбор: Демократический выбор Казахстана. Для меня было абсолютно ясно – надо быть рядом с теми, с кем мы начинали борьбу за свободу и демократию. Надо попытаться остановить этот вал репрессий против инакомыслия. Надо выручать своих друзей и товарищей.

Откровенно говоря тогда этого не удалось сделать. И не так много нас было тогда.

При возвращении в Алматы уже после освобождения, на подъезде к городу, в мое купе вошли журналисты. Один из первых вопросов был: каково мое ощущение на свободе, какие изменения я заметил за время своего отсутствия. Я ответил, что меня искренне удивило то, что на всем пути ко мне подходили совершенно незнакомые люди, поздравляли, выражали слова поддержки. Затем была многолюдная встреча на вокзале. Я был взволнован – сколько много друзей и единомышленников я приобрел пока находился в заключении. То есть, если четыре года назад рядом были десятки, то сейчас сотни, тысячи тех, кто разделяет наши идеи.

С полым основанием могу сказать, что это ваша заслуга, это заслуга тех, кто сидит в этом зале – моих неизвестных друзей, или тех, с кем я познакомился только сегодня.

Спасибо вам, друзья!

Конечно, я находился в заключении от звонка до звонка и даже немного больше. Но если бы не ваша поддержка, если бы не поддержка наших единомышленников по всей стране, нет никаких сомнений, что власть нашла бы повод оставить меня за колючей проволокой дольше.

Спасибо вам всем. Моя свобода это ваша победа!

Я нахожу, что и страна наша стала другой. Может быть на свободе, в текучке, в борьбе вам это не так заметно. Я вижу, что многое изменилось. Нельзя однозначно оценить эти изменения. С одной стороны власть заметно деградирует. В отличии от того, что было 3-4 года назад, усилились и расширились репрессии в отношении инакомыслящих. Ужесточаются законы, разлагаются суды и полиция.

Но и люди стали другими. Тех, кого не устраивает существующий порядок, стало больше. Люди стали смелее и активнее.

Я вернулся не в свободную страну, но в страну, которая хочет стать свободной!

Конечно, нам, демократической оппозиции нет пока особых поводов говорить о достижениях, о реализации наших целей. Прошедшие выборы тому свидетельство. Можно сказать, что действующий президент победил. Можно сказать, что оппозиция проиграла. Это верно. Но давайте дадим оценку этим выборам с другой точки зрения: Выиграло ли наше государство? Выиграло ли наше общество? Стало ли в результате этого 91% единодушия наше государство более устойчивым? Стало ли наше общество свободнее? Получили ли граждане уверенность в завтрашнем дне? Стали ли люди счастливее?

Можно говорить с уверенностью – НЕТ.

Страшно не то, что проиграла оппозиция. Страшно, что проиграл народ.

И политические убийства – это ничто иное, как страшная, кровавая цена, которой общество вынуждено платить по счетам прошедшей избирательной кампании. Мы потеряли Асхата. Мы потеряли Оксану. Накануне выборов тремя пулями был убит Заманбек-ага. И вот – Алтеке, вместе с Василием и Бауржаном.

Алтынбек Сарсенбаев желал для своего народа достойной жизни, умом и сердцем переживал за его будущее. Пусть ему и всем, кого мы потеряли навечно в этой жестокой борьбе, земля будет пухом.

После этого, после всего, что произошло, стало отчетливо ясно, что нет в стране ни мира, ни спокойствия. Еще не высохли чернила на заключительном протоколе ЦИК, еще не все чиновники отошли от инаугурации, а миф о мире, спокойствии и национальном согласии рухнул.

Все это говорит только об одном: стране нужен Национальный диалог. Мы все вместе должны остановить политическую и экономическую деградацию. Мы должны остановить кровь!

Власть похоже начинает понимать, как можно достичь реальной стабильности в обществе. Если раньше президент начисто отвергал любую возможность общения со своими политическими оппонентами, то теперь власть сама поднимает вопрос диалога. Власть провозглашает те лозунги, которые все это время ставила оппозиция. Назарбаев признал, что оппозиция нужна. Но пока он хочет сам назначать себе оппозицию. Если помните, он назвал нынешнюю оппозицию тявкающей. Так вот, оказывается, ему нужна не “тявкающая” оппозиция, ему нужна такая оппозиция, которая лижет руку.

НЕТ! НЕ ВЫЙДЕТ! НЕ ПОЛУЧИТСЯ! Как бы не были широки полномочия у президента, он не может назначить себе оппозицию. Так же как и не может назначить себе народ.

Рано или поздно придется признать, своих оппонентов и считаться с ними. Мы говорили и продолжаем говорить, что мы готовы к переговорам! Но это должны быть переговоры, а не нравоучительная лекция Назарбаева. Это должна быть дискуссия политических оппонентов о будущем страны, а не подобострастное восхваление действующей власти.

Пока власть, несмотря на некоторые подвижки, не готова к диалогу. К равноправному диалогу. Продолжаются преследования и неправедные суды. Следствие по делу о политических убийствах озабочено не столько поиском убийц, сколько репутацией власти.

Встает вопрос: можно ли признать такую власть легитимной? Можно ли признавать власть, которая удерживается такой страшной ценой?

Сейчас совершенно понятно, что достичь наших целей через нормальный политический процесс не возможно. Выборы фальсифицируются, нарушения не устраняются, суды принимают неправедные решения. Несправедливые законы не позволяют нам сменить эту власть, а эта власть не позволяет нам изменить несправедливые законы.

Как разорвать этот замкнутый круг? Как вернуть народу его право на осознанный выбор?

Еще Гамильтон сказал: “Власть над человеком означает прежде всего власть над его волеизъявлением”.

В чем сила нынешнего режима? Сила режима в неинформированности населения о реальной ситуации. Мы знаем, что наши идеи разделяет большинство наших сограждан. Но пока не многие из них готовы отстаивать эти идеи. Мы должны идти в народ и работать с народом. Мы должны увеличивать число своих активных сторонников. Мы должны убедить людей не только поверить в наши идеи, не только поверить нам, но и поверить в себя! Можно посадить в тюрьму одного. Даже убить. Но бросить за решетку или расстрелять весь народ не может ни один диктатор.

В чем слабость нынешнего режима? Есть только одно, чего боится власть. Она боится собственного народа.

Власть вытолкнула нас с легитимного политического поля, вытолкнула из стен парламента, из других государственных институтов, вытолкнула на улицы. И мы должны принять этот вызов!

Мы должны вооружить народ знаниями, мы должны его просветить, и, наконец, мы должны создать условия для того, чтобы народ сделал свой осознанный выбор. И он его обязательно сделает! Или в кабине для голосования, или на улицах и площадях нашей страны.

Наш народ достоин лучшей жизни. Наши дети достойны будущего. Наша Родина достойна процветания.