“Кони”, “шанырак”, “З.С.К.” и другое

Наши “5000”

Когда у вас есть только молоток,всё похоже на гвозди

Сакен ТАУЖАНОВ

Государство “Казахстан” — кладбище потерявших свое значение символов. Ранее пали: гимн, образы: “Барс”, “Орел”, “Лев”. Теперь рухнул и “Шанырак”.

Как известно, “шанырак” (верхняя сводчатая часть юрты), от которого в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней — это элемент государственного герба. Как описано в текстах по гос.символике, “образ шанырака — это образ общего дома всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надежности его уыков”.

В реальности сейчас, по сути, “в живых” осталась лишь одна деталь символики – это мифические крылатые и рогатые кони. Их присутствие в гербе было определено как “Казак жылкы мінезді” — “казах по своему характеру похож на коня”. Подразумевалось, что казаха и коня объединяет общность стихий. Это в первую очередь свобода, движение, скорость, страсть. То, к чему больше лежит душа, и то, к чему зовет сердце, казах находит у коня.

У мифических коней на государственном гербе есть рога и крылья… Сегодня “рога”, скорей всего, символизируют кувалду судебных исполнителей. А крылья – это транспорт подразделения полиции, прикрывавших работу судебных исполнителей по сносу “времянок” в алматинском микрорайоне “Шанырак”. Т.н. “стремление к прогрессу”, “защите шанырака”, заложенные в смысл крылатого создания, осталось в области фентэзи. Современные казахи наплевали на вековые понятия “шанырак” и играют в игрушку “Bionic”, где главный герой – трансформер Robocop. И что характерно, принцип “асара” помимо своего нового разрушительного значения — “всем миром”, также означает неспособность государства решить локальный и не самый сложный вопрос на “пятачке” земли. На юге страны уже были прецеденты, когда “нахаловки” получали легализацию. Но сегодня не вчера. Кувалда и полицейский мундир – единственные аргументы Казахстана в активе очередного монаршего “иде Я?” относительно набившей оскомину “50”-ки.

С другой стороны, создается стойкое убеждение, что руководство страны старательно уничтожает любые проявления национальной идентификации. Причем делает это с редкой последовательностью. А всё начиналось так нежно, с профиля аль-Фараби на денежных знаках Нацбанка. Это своего рода единственно функционирующий “технопарк”. И уже привлекает возможность вместо Ф.И.О. получить, скажем, 9-ти или 11-ти значный номер. Но в этом случае, где выход в цифровое пространство, “а-ля Джонни Мнемоник”? В этом случае мы, сделав “connect” к своим “портам”, смогли бы поведать миру и об этих “конях” с крыльями и рогами. И о казахах, которые похожи на этих коней с крыльями и рогами.

Но в реальности на пути к единственно возможной свободе, кроме этих “парней в черном”, с дубинками и кувалдой, будут стоять и VIP — персоны. Каждый министр, клерк – это отдельная голова одного большого дракона. В этом ряду и господин Дутбаев – новый руководитель учебного заведения КНБ. И классическое “I`ll be back, baby” в исполнении этой персоны, снова ставшего в строй, уже не волнует разум. И будьте покойны, казахские генералы предпочитают не думать об “одном патроне в патроннике”. “Терминаторы” возвращаются. Под другим обличьем, но возвращаются на землю.

А “казахи” — “кони”, растоптав “шанырак”, скачут ныне в Вечность.

Когда начались события в “Шаныраке”, активисты “борьбы за Справедливость” зряче уехали в г.Тараз защищать своего сподвижника. Как будто юридические упражнения в защите одного человека важнее защиты сотни конкретных сограждан, испытывающих в этом нужду. А к “шаныраковцам” пришли “шаманы” вроде А.Атабека или А.Гали…

Лежащих бить нельзя”. Господам из “З.С.К.” понравилось это состояние тела и души. И они тоже стали “многоголовыми” и бесплодными. Как их оппоненты в Астане. Недаром один из функционеров “З.С.К.” Булат Абилов вывел собственную “многоголовую” формулу общения с Астаной, мол, 10 “наших” и 10 “ваших”.

С убийством З.Нуркадилова и А.Сарсенбаева, власть, пожалуй, сама того не ведая, сделала огромную полезную вещь. А именно: все мы увидели никчемность оставшихся в живых сподвижников из “З.С.К.”.

То, что жители “Шанырака” позволили “парням в черном” спокойно рушить свой “шанырак” — еще одно подтверждение того, что народ “с колен” можно поднять лишь пинком. Актуально: забыть про “борцов за справедливость” и генерировать новых лидеров. Лидеров, которым будет ясна простая вещь: с этой властью нельзя вести диалог. Ибо власть, использующая кувалды везде видит лишь “гвозди”. А алгоритм действий “другой” оппозиции давно описан в народном творчестве. Вспомните, герой рубит одну за другой головы чудищу. И лишь с единственной оставшейся головой ведет заключительные переговоры, перед тем как поставить логическую точку.

Мифические крылатые и рогатые кони… Не важно когда они присоединяться к павшим: государственному гимну, образам: “Барсу”, “Орлу”, “Льву”, “Шаныраку”. Ведь “Казахи” — “кони”, растоптав “шанырак”, скачут ныне в Вечность.