О причинах и следствиях

Источник: газета “Время”

В прошлом номере мы опубликовали письмо мажилисмена Серика АБДРАХМАНОВА (“Притча о трех конвертах”, см. “Время” от 15. 6. 2006 г.), навеянное интервью акима Алматы (“Безвыходных положений не бывает”, см. “Время” от 8. 6. 2006 г.). В среду, 21 июня, редакция получила ответ Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА.

Первой моей реакцией на вопрос, прозвучавший в прошлом номере вашей газеты, (“Что теперь скажет аким Алматы?”), было желание не отвечать. Ибо по своему обыкновению посчитал лишенным смысла вступать в бесполезную полемику. Но, учитывая большой интерес горожан и многочисленной аудитории газеты “Время”, мне бы не хотелось оставить эту тему без внимания. Поэтому воспользуюсь вашим любезным предложением и выскажу еще раз свою позицию.    

Прежде всего хочу сказать, что вопрос о земле в Алматы действительно стоит очень остро. Однако то, о чем говорят сейчас по поводу поселков на окраинах Алматы, всегда получает эмоциональную окраску. Понятно, что затронуты интересы конкретных людей. Безусловно, ценна каждая человеческая судьба. И отрадно, что об этом говорят журналисты, общественные деятели, депутаты. Но давайте разберемся без эмоций, которые вредны в искусстве управления. А без них получается, что есть стихийный захват, но нет стихийного сноса. Отсутствие эффективной юридической защиты прав собственности, будь то государственная или частная, пагубно для всех. Потому во всех случаях мы действуем по решению суда. Могу привести статистику. Сейчас в городе насчитывается более 25 тысяч земельных участков под ИЖС, более 20 тысяч из них узаконены. При этом выявлено 1698 участков, по которым право собственности не может быть оформлено. Большинство из них находится в районе газопровода, водоохранной и санитарно-защитной зоне. Особо скажу о том, что более трехсот участков захвачены на территориях, зарезервированных под социальные объекты — детские сады, больницы, школы. В то же время в суды подано 304 иска о сносе самовольно построенных домостроений, из которых 121 удовлетворен. На сегодняшний день снесено 20 фундаментов и 9 домостроений.   

Проблема самозахватов земли существует давно. Она и сейчас есть. И кто бы что ни говорил, в ближайшее время не будет снята с повестки дня. Однако все “зациклились” на Алматы, а ведь это явный симптом скрытых социальных проблем других регионов. В частности, наибольшее количество мигрантов в наш город приезжают из Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской областей.   

Как эта проблема возникла? Почему сельчане из других областей едут в поисках лучшей жизни в города, в том числе и в Алматы? И это при всей привязанности казахов к своей малой родине. Не потому ли, что там большинство из них лишены работы, элементарных условий для самореализации и жизненных перспектив? Ведь причины порождают следствия, а не наоборот.    

Ради справедливости должен подчеркнуть, что большинство депутатского корпуса с пониманием относятся к сложившейся здесь ситуации и пытаются положительно повлиять на нее. Но мы ожидаем инициирования конкретных социальных программ, подкрепленных столь же конкретными финансовыми средствами. Не пора ли им задуматься над этим вопросом — заняться поиском действенных мер, чтобы удержать людей на своих местах? К примеру, рассмотреть вопрос о строительстве поселка городского типа близ Алматы на территории области либо возможность возведения арендного жилья для жителей депрессивных районов. Но, к сожалению, этого не происходит. И это тем более непонятно, что некоторые депутаты, по всей видимости, знают о нынешней ситуации с начала 90-х годов. Опять возникает вопрос: отчего они до сих пор не предложили предпринять меры по снижению остроты проблемы? Или это закономерно: не доверять решение тому, кто породил проблему?   

А пока получается, что некоторые депутаты, даже получившие мандат в других округах, охотно посещают именно Алматы. Кстати, здесь напрашивается вопрос: а кто из них интересовался мнением коренных жителей города? Кто спросил, какова их позиция? Так вот, могу сказать, что абсолютное большинство алматинцев поддерживают позицию городских властей в этом вопросе. И это вполне понятно.    

Между тем было бы полезно выехать туда, где люди вынуждены сниматься с насиженных мест в поисках призрачного благополучия в городах. И там защищать их интересы, решать целый массив проблем сельчан, накопленный за долгие годы, что во многом можно сделать с помощью совершенствования законодательства. Увы, никто этого не видит.

Могу привести всего один пример. Вы, наверное, в курсе того, что в прошлом году городу пришлось защищать свой бюджет в парламентской комиссии в сторону увеличения расходной части. Так вот, несмотря на все мои усилия по тем же проблемам обустройства вновь заселенных территорий города, вопрос так и повис в воздухе. И мы опять остались один на один со своими бедами и болями.    

Но замалчивать их мы не намерены. Я в своем интервью говорил и еще раз хочу повторить: этот вопрос требует системного подхода, основанного на действующих законах, принятых парламентом, которые надо соблюдать, а не подогревать агрессивные иждивенческие настроения людей. В том же интервью говорилось о программах развития 28 поселков, куда в течение трех лет будут проведены элементарные системы жизнеобеспечения – вода, электроэнергия, газ. Только в этом году начаты работы по прокладке более 12 километров электрических сетей, а также 11 трансформаторных подстанций. Кроме того, планируется построить 85 километров сетей водоснабжения. На это из городского бюджета будет направлено около 3 миллиардов тенге. За три года в эти районы будет проведено около 70 километров газопровода на сумму более 1 миллиарда тенге.

И в заключение. Все-таки мне бы хотелось, чтобы в проблеме исключительной масштабности и сложности мы все поскорее перешли от размытых рассуждений к конкретным делам. Полагаю, начать необходимо с того, чтобы избавиться от поучительного тона.

С уважением Имангали Тасмагамбетов.

“Время” 22.06.06г.