Хроника суда по делу об убийстве Алтынбека Сарсенбаева. 21 июня

Вчера, 21 июня, в суд явились представители потерпевшей стороны от семьи Алтынбека Сарсенбаева. В частности, его супруга Салтанат Атушева, брат Рысбек Сарсенбаев, сестра Рая и племянник Нурлан. В то же время в суде не появились Ольга Журавлева и Жаннат Байбосынова. Они объяснили через своих представителей, что Жаннат сдает государственные экзамены в университете, а Ольга не может больше отсутствовать на работе, так как после потери супруга, необходимо зарабатывать самостоятельно на жизнь.

После некоторых препираний суд признал потерпевшими сестру убитого Сарсенбаева – Раю, напомним, что Рыспек Сарсенбаевич и супруга погибшего сразу были признаны потерпевшими. И лишь племянник не стал участником процесса в качестве потерпевшего — он проходит по делу, как свидетель.

Адвокаты потерпевшей стороны ходатайствовали о признании родителей Алтынбека Сарсенбаевича как потерпевших, однако судья счел, что сторона потерпевших намеренно затягивает процесс, ведь они не смогут являться в суд.

Сторона государственного обвинения тоже против введения в процесс новых участников, потому как он уже начался. Несколько позже из-за этого начался спор и по ходатайству о том, что Тулеген Жукеев будет представлять интересы Салтанат Атушевой. Председательствующий заметил, что у г-на Жукеева нет санкции от КНБ о доступе к государственным тайнам. А в деле 19-й том проходит под грифом “секретно”, и оставил рассмотрение этого вопроса до момента, когда г-н Жукеев предъявит доступ к секретным материалам из Комитета национальной безопасности. Здесь надо отметить мнение адвоката Розенцвайга, который заметил, что “у нас также нет допуска. Но мы условились, что когда дойдем до 19-го тома, то в закрытом заседании будет участвовать Мусин, у которого есть такое разрешение…”, и попросил удовлетворить ходатайство по Жукееву. Судья оставил этот вопрос открытым до момента предоставления сопредседателем “Настоящего “Ак жола” документа о доступе к государственным секретам, и тогда проблем с участием в суде не будет.

Итак, вчера допросили в качестве потерпевших супругу Алтынбека Сарсенбаева и его брата Рысбека.

Также по ходатайству адвоката Мирошникова была допрошена его гражданская супруга Ирина Мустаева. Она на 8-9 месяце беременности и позже из-за родов не сможет принять участие в процессе. Ирина утверждает, что ее супруг 11 февраля отлучался из дома, но вернулся примерно к 18.00, после чего они ходили в магазин, где их также видели. Потом, по словам свидетельницы, он не отлучался, но после 22.00 она периодически засыпала, но когда просыпалась, ее супруг находился дома.

Во время перерыва между заседаниями мы вновь обратились к адвокату обвиняемого Ибрагимова – Устемирову, которого попросили уточнить по поводу его комментариев, где он рассказал о том, что американцы предлагали его подзащитному документы и другое гражданство взамен того, чтобы он дал показания против Рахата Алиева и других личностей, которых адвокат не упомянул:

Они проводили тестирование около пяти часов на детекторе лжи. Но перед тем как проводить тестирование, они его допрашивали, с ним разговаривал самый хороший специалист из США, спецагент. И он ему показывал фотографии, и когда показал одну из фотографий, то сказал, что ты должен показать на него.

— А кто был на фотографии?

Об этом надо у него спрашивать, скорее всего, Рахата Алиева. После этого они провели тестирование, как я уже говорил, там было более 700 вопросов, но на 2 они не ответили. И у них считается, что он этот тест не прошел, а не ответил, я также уже упоминал об этом, не ответил на вопрос, по поводу говорил ли он правду и второй, по количеству участников.

И, когда мы остались вчетвером, там был еще их переводчик, он начал говорить, пусть мол, правду скажет, мы поможем, пусть он на него скажет. Я переспросил, “вы имеете в виду Рахата Алиева?”, он подтвердил, что да. Я ему ответил, что нет вопросов, вот вам три дня, организуйте американские паспорта на его жену, детей, и сами через посольство вывезите их, и после этого мы даем показания, какие вы скажете. Я можно сказать их на “пушку” взял. И потом переспросил, как они вообще здесь появились, он мне рассказал, что к их послу в Казахстане обратилось руководство страны с просьбой о помощи. Короче говоря, я им дал три дня, но они так и не позвонили. Они обещали прислать информацию с детектора лжи и она должна находиться в материалах дела, но сразу скажу, что даже у них эта информация не считается доказательством.

Адвокаты подсудимого Ибрагимова также ходатайствовали о запросе на пистолет, из которого были по материалам дела, убиты Алтынбек Сарсенбаев, Василий Журавлев и Бауыржан Байбосын. Они попросили послать запросы в г. Ижевск, где был изготовлен этот пистолет (напомним, что по версии следствия выстрелы были сделаны из пистолета “ИЖ”, переделанного на боевой из газового). Запросить — кто и когда его купил у производителя, не числится ли это оружие по другим преступлениям, когда и кто его поставил в Казахстан, и кто являлся настоящим владельцем этого оружия. Также адвокатов возмутило, что в материалах дела вместо оригиналов представлены копии видеозаписей со следственными экспериментами, г-н Устемиров назвал это неуважением к суду. Также адвокаты ходатайствовали о том, чтобы все вещественные доказательства, которые проходят по делу, были доставлены в Талдыкорган — они до сих пор в Алматы. Судья удовлетворил и эти, и некоторые другие ходатайства.

Сегодня начался допрос подсудимых. Судья решил его начать с подсудимого Касымова, который находится под подпиской о невыезде, как следует из материалов дела, именно он выдал 11 февраля оружие сотрудникам специального подразделения КНБ “Арыстан”.

Судья установил порядок, в котором будут допрошены все подсудимые — он решил начать с конца обвинительного заключения. Последними будут допрошены Ибрагимов и Утембаев.