Информационное сообщение о судебном процессе по делу об убийстве оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбайулы (19 июля, по состоянию на 13-00)

19 июля 2006 года в городе Талдыкоргане под председательством судьи Лукмата Мерекенова продолжился судебный процесс по обвинению Е. Утембаева, Р. Ибрагимова, В. Мирошникова, сотрудников КНБ РК и других в похищении и убийстве видного государственного деятеля Казахстана Алтынбека Сарсенбаева и его помощников – Василия Журавлева и Бауыржана Байбосына.

В начале судебного заседания подсудимый Мирошников попросил слова, в котором вновь отказался от прежних показаний о покупке им на авторынке шин 12 февраля 2006 года и попросил исключить показанную вчера видеозапись по этому делу из состава доказательств. “Вы же видите, что меня вели, мне указывали, что говорить”, — резюмировал Мирошников.

Судья Мерекенов: “Но мы же вам сегодня не собираемся зачитывать приговор, то, что мы видели, нас ни в чем не убеждает. Садитесь”.

По ходатайству адвокатов защиты о приобщении к делу материалов полиграфа (детектора лжи), проведенных Федеральным Бюро Расследований США сторона обвинения доложила, что “материалы ФБР о допросе подсудимых Утембаева и Ибрагимова с помощью полиграфа у нас имеются. Вот они у нас с собой. Однако мы не можем их сейчас предоставить на рассмотрение. И вот почему. Зачитаю выдержку. “Этот документ не содержит ни рекомендаций, ни выводов. Это собственность ФБР и дается на время МВД РК и подлежит распространению только внутри вашего агентства”.

Гособвинитель продолжил: “Разрешение по просмотру в суде материалов детектора лжи может дать юридический атташе посольства США. Мы к нему обратились. Пока ответа нет. Кстати, уголовно – процессуальный кодекс не предусматривает, чтобы материалы полиграфа были приобщены к уголовному делу в качестве доказательства”.

Адвокат Ибрагимова Сарсенов — судье: “Я вижу в этом двойной подход. В Алматы проходит суд по убийству Оксаны Никитиной, и там обвиняемый Алтынников проходил полиграф, и материалы по детектору лжи к делу приобщены”.

Адвокат Ибрагимова Устемиров: “Я хочу по полиграфу уточнить. ФБР опрашивало Ибрагимова на детекторе лжи в течение 4 часов. Задавались постоянно одни и те же вопросы. И как они сказали, можно утверждать, что на все вопросы он честно, кроме двух. Пусть покажут, на какие он вопросы ответил правильно, а на какие нет”.

Адвокат потерпевших Сериккали Мусин спросил о судьбе оригинала “покаянного письма” Утембаева президенту Назарбаеву. Тем более, что Рысбек Сарсенбай сделал заявление о приобщении этого документа к делу. Оказалось, что запрос судом еще не сделан, но судья обещал определиться по этому вопросу до конца дня.

По материалам оперативно-розыскного дела (ОРД) прокуратура согласилась предоставить дополнительные материалы, касающиеся уголовного дела.

Однако, сторону защиты это не удовлетворило. “Пусть обвинение все дела предоставит по ОРД. Надо приобщить недостающие материалы в уголовное дело, которое рассматривается в суде. Почему прокуратура имеет к ним доступ, а мы нет” — заявили адвокаты. Об этом же было заявлено соответствующее ходатайство, которое было поддержано обвиняемыми и их адвокатами. С ними согласились и адвокаты потерпевших, которые заявили, что “сторона обвинения не в праве дозировать материалы”.

Представители прокуратуры однако не согласились с этим и потребовали отказать в удовлетворении ходатайства, мотивировав это тем, что “представления всех томов ОРД не имеет целесообразности в виду их секретности”.

Суд все же ходатайство стороны защиты поддержал.

Адвокат подсудимого Мирошникова Семин заявил, что гособвинение занимается фальсификацией документов в суде. По его словам, некоторые документы ОРД не предоставлены для ознакомления стороне защиты, а их потом откуда-то достают и предоставляют суду.

Гособвинение не согласилось с подобными заявлениями и отметило, что “за данное обвинение мы имеем право оставить за собой возможность адекватного ответа после окончания суда”.

Затем суд начал допрос свидетеля Абдрасулова. Он оказался хозяином зеленого УАЗа “таблетки”, которою видел Артем Завитаев, когда перегородил ему дорогу на “Митсубиси Делика” 12 февраля 2006 года. Абдрасулов также является напарником свидетеля Барашкова, который будучи понятым при осмотре места, где были найдены тела, не узнал свои подписи на некоторых протоколах. Абдрасулов также был понятым и принимал участие на некоторых следственных мероприятиях в том же районе. По словам Абдрасулова: “12 числа по дороге автомобиль марки “Митсубиси Делика” нам перегородил дорогу. Было это где – то в 11 утра. Они поменяли колесо, и я поехал вверх. Участвовал в качестве понятого при осмотре места происшествия, обнаружения миноискателем гильзы, краски на пне, изъятия слепков от следов машины и почвы”.

Абдрасулов так же как и Барашков усомнился в подлинности своих подписей на некоторых протоколах следствия. В протоколе допроса свою подпись признал, однако сказал: “Там написано, что я присутствовал при осмотре тел на месте, где они были найдены и когда их увозили. Не было такого. Я при этом не присутствовал”.

По этим же протоколам от своих подписей отказался и следователь, который вел осмотр места происшествия.

Судья Мерекенов: “Суд решит. Мы проверим окончательно, сфальсифицирован документ или нет. Проведем допрос следователя”.

На этом суд объявил перерыв.

Мы будем информировать общественность о развитии событий.

Пресс-служба партии “Настоящий АК ЖОЛ”