Сегодня вышли: “Время”, “Свобода слова”, “Казахстанская правда” и “Литер-неделя”.
Газета “Время”, которая, пожалуй, лучше других освещает судебный процесс в Талдыкоргане по делу об убийстве Алтынбека Сарсенбаева и его соратников по той простой причине, что пишет о нем чрезвычайно лаконично, без утомляющих подробностей “Свободы слова”, приводящих читателя в состояние пресыщения, граничащее с отвращением, останавливается сегодня на следующих знаковых подробностях дела. Один из адвокатов Рустама Ибрагимова Нурлан Устемиров в беседе с журналистом Маратом Асиповым заявляет о двойных стандартах судебного следствия: “есть информация, что на вопрос фэбээровца, убивал ли он Сарсенбаева, Журавлева и Байбосынова, в разные промежутки времени Ибрагимов отвечал отрицательно, и полиграф подтвердил, что он говорит правду”. Однако “почему-то в процесс по делу об убийстве Никитиной в уголовном деле подшили информацию по детектору лжи, где подозреваемый якобы врет, что не убивал. А в этом процессе — нет. Естественно, это им невыгодно”.
В этой же статье “Времени” — “Право собственности” — указывается, что американская сторона обсудила с властями Казахстана условия распространения и использования отчета ФБР. Итогом обсуждения стало право, предоставленное МВД и Генпрокуратуре РК определить, каким образом использовать данные, полученные в ходе проверки подозреваемых на полиграфе. Выходит, что “прокуратура не считает нужным предать огласке заключение американцев, — заключает издание. — “Право собственности”, о защите которого так печется Кириленко (прокурор — авт.), судя по ответу посольства, на сегодня принадлежит МВД и прокуратуре…”.
В другой статье “Времени” “Три года за одну извилину” журналист Сергей Перхальский рассказывает о завершившемся в городе Темиртау Карагандинской области суде над сопредседателем партии “Настоящий Ак Жол” Булатом Абиловым. Напомним, что подоплекой процесса явилось якобы оскорбление причиненное оппозиционным политиком подполковнику полиции Дмитриеву в ходе прошлогоднего турне лидера ЗСК и его свиты по Казахстану. Инцидент произошел в одном из поселков Карагандинской области.
Автор материала акцентирует внимание, прежде всего, на том, что зампрокурора Темиртау и сам подполковник Дмитриев, по словам Булата Абилова, не видя особых перспектив судебного преследования политика, предлагали ему пойти на перемирие, но при условии, что он полностью возьмет на себя вину. Опасаясь, что это какая-то провокация, сопредседатель “Нагыз Ак Жола” не стал верить своим оппонентам на слово и брать на душу грех…
В конце статьи Абилов делится тем, что его ждет после вынесенного приговора и приводит в тему анекдот: “Сейчас, пока приговор не вступил в силу, у меня подписка о невыезде, надо будет отмечаться в органах, должно быть надлежащее поведение — не участвовать в несанкционированных митингах. А скоро начнется дело по фонду “Бутя-капитал”… У меня анекдот в тему: “Полицейский изнасиловал девушку. Идет суд. На скамье подсудимых два человека, полицейский, которого судят за изнасилование, и девушка, которую судят за оказание сопротивления властям”.
Сегодняшняя “Свобода слова” устами своего главного редактора Гульжан Ергалиевой повествует о “Войне акима”, которую Имангали Тасмагамбетов, по мнению автора, объявил бедным слоям населения. Под бедными слоями подразумеваются, в первую очередь, жители снесенного Бакая и сносимого Шанырака.
Свой анализ главред “Свободы слова” начинает с замечания о том, что до сих пор обычно закрытый для прессы аким Тасмагамбетов вдруг стал разговорчивым и общительным с журналистами, стоило полыхнуть огнем в прямом смысле этого слова окраинному поселку Алматы. И приводит аргумент, которому сложно отказать в логике: “недавно принятый закон о легализации имущества обошел стороной бедное население, хотя министр Балиева обещала в парламенте, что этот закон поможет решить такие проблемы, как в “Шаныраке”, “Бакае” и в других бедных поселениях страны. Но почему аким не легализует, согласно этому закону, дома бедняков?”
Опровергнув, таким образом, постулат Тасмагамбетова о том, что перед законом все равны: и бедные, и богатые, чье добро успешно легализуется в рамках принятого парламентом документа, Ергалиева берется развенчать и следующее утверждение о том, что болотистая местность Шаныраков небезопасна для жизни людей. “Но, извините, разве Астана не строится на болотах? – задается вопросом Гульжан Хамитовна. – Разве архитекторы и инженеры с самого начала не говорили, что такое строительство будет слишком дорогостоящим и небезопасным?! Но президент заставляет же сотни тысяч людей переезжать в Астану, жить и работать в зданиях, построенных на болотах на миллиарды долларов народных средств”.
После этого г-жа Ергалиева ссылается на результаты проверки шаныракской проблемы группой депутатов, которые, обследовав местность, не выявили каких-либо серьезных преград для безопасного проживания, и допустили даже утечку информации о том-де, что в этих живописных местах кто-то затеял строительство развлекательного комплекса со стадионом, конюшней и площадкой для гольфа.
“Аким Тасмагамбетов, видимо, получил команду от президента перестроить Алматы исключительно для богатых – под их запросы и для их комфорта, — негодует “Свобода слова”. – Бедные казахи и бедные дома в Алматы портят ландшафт изысканного спроса “новых казахов”, оккупировавших лучшие сегменты города”…
Так или иначе, но поднятая “Свободой слова” тема целиком и полностью упирается в коррумпированность казахстанского чиновничества. А о ней в свою очередь обширно говорится в свежем номере “Казправды”. Разумеется, не просто так, а потому что на эту же тему только недавно на Совете безопасности говорил и сам Нурсултан Назарбаев. “Казправда”, поспевая за вчерашним “Экспресс К”, публикует как всегда помпезную передовицу о том, что коррупция “На контроле у президента”. Однако на 95% ничего нового официоз не сообщает, в основном жонглируя сухой статистикой о том, сколько за истекший с момента последнего заседания Совбеза период времени возбуждено уголовных дел, по каким ведомствам они проходят и в каких регионах доминируют. Можно отметить лишь, что Назарбаев строго наставил всех: Финполицию, Генпрокуратуру, Минюст, МВД, КНБ, да еще и саму спецгруппу Совета Безопасности изучать международный опыт борьбы с коррупцией, а также использовать потенциал Совета иностранных инвесторов. Хотя все это только слова, да и ситуация в целом походит на известную поговорку: “У семи нянек дитя без глазу”.
Гораздо интереснее то, что пишет сегодня “Литер-неделя”. Эта газета обращается к пока плохо изведанному и “изглоданному” журналистами событию: созданию лидером объединенной оппозиции Жармаханом Туякбаем новой Социал-демократической партии.
В статье “Влево пойдешь – коня потеряешь. Настоящего… Для чего Жармахану Туякбаю нужна собственная партия?” авторы Игорь Хен и Евгений Рахимжанов дают редакционную, главным образом, негативную оценку проекту СДП и политическим перспективам самого председателя ЗСК.
“Жармахан Туякбай не единожды и многозначительно произнес, что Социал-демократическая партия Казахстана будет работать на благо простого народа, а о создании и разработке собственной программы задумается тогда, когда зарегистрируется. Довольно странно было слушать такие политически пассивные и даже равнодушные слова от человека, год назад имевшего конкретные амбиции государственного масштаба, — говорится в газете. — Кроме того, Туякбай сдержанно и осторожно высказался по поводу радикальности партии, работы с левой молодежной организацией “Социалистическое сопротивление”, участия в митингах и беспорядках и о возможном участии в работе партии Галымжана Жакиянова, потенциального лидера оппозиции. Отделавшись общими словами и стандартными фразами, Жармахан Туякбай, кажется, еще более выразительно подчеркнул условность политического статуса СДПК”.
И дальше ориентируясь по интервью, опубликованному на нашем сайте, “Литер-неделя” делает далеко идущий вывод о том, что Туякбай наверняка уходит в тень, основываясь на его фразе: “факт остается фактом – глава государства выбран на семь лет вперед”.
Отталкиваясь же от пресс-конференции, на которой лидер ЗСК презентовал новый брэнд, авторы статьи приходят к совсем уж удручающему выводу о будущности еще не состоявшейся партийной структуры. По их словам, Туякбай был одинок, с ним не было рядом ни одного беспартийного, но известного политика, который бы потенциально мог вступить в ряды новой партии, как например Галымжан Жакиянов. Поблизости находился лишь генсек ЗСК Амиржан Косанов, а значит, он и составит на пару с патриархом Туякбаем костяк создаваемой СДП. Это обстоятельство также преподносится “Литером”, как ничего хорошего новому объединению не сулящее.
Заканчивает же издание свой анализ словами: “мы имеем в перспективе очередной политический проект “персонального типа” – партию, созданную под конкретного человека. И цель этого проекта – не позволить данному конкретному человеку сгинуть в политической безвестности”.