Суд в Талдыкоргане заканчивается, наконец-то!

Сегодня вышли: “Свобода слова”, “Тасжарган”, “Время”, “Капитал.kz” и “Литер-неделя”.

“Свобода слова” в очередной раз закармливает читателей подробностями судебного процесса в Талдыкоргане. Адвокаты обвиняемого в тройном убийстве Рустама Ибрагимова Серик Сарсенов и Нурлан Устемиров не сходят с полос оппозиционной газеты. На сей раз, как вещает издание Гульжан Ергалиевой и блока демократических сил “За справедливый Казахстан”, они обещают назвать имя киллера и орудие преступления, из которого был застрелен известный политик.

Как всегда, перипетиям судебного следствия по самому громкому убийству за всю историю независимости республики посвящается не менее двух страниц. Стабильность “Свободы слова” вызывает восхищение, одновременно наталкивая и на определенное недоумение: почему ни это, ни большинство других СМИ не берет разумный тайм-аут в освещении талдыкорганского дела? Тем более что от дальнейшей легитимизации этого процесса отказались и сами потерпевшие – родственники Алтынбека Сарсенбаева. Но, скорее всего, парадокс заключается в том, что в Казахстане, по сути дела, не о чем больше писать.

Продолжаются разборки вокруг заявления Рустама Ибрагимова о якобы непосредственной причастности к этому делу спикера Сената Парламента Нуртая Абыкаева и экс-главы КНБ Нартая Дутбаева. Если следовать железной логике Гульжан Ергаливой, в своей традиционной “колонке редактора” обрушивающейся на власть, то верить на слово Ибрагимову нельзя, ибо налицо выгода для старшего зятя. “Свобода слова” достаточно открыто встает на сторону Абыкаева и Дутбаева, хотя и говоря о них, как о “продуктах” преступного режима, которые, в принципе, могли придумать всю эту историю с оскорбительной статьей и мстительным Ержаном Утембаевым, но…

Но так как дыма без огня не бывает, “СС” не в силах отказаться от мысли о причастности Рахата Алиева к убийству Алтеке. Устами своего редактора оппозиционное издание глаголет о попытках Алиева совершить когда-то государственный переворот, вспоминает, как обычно, о “Дежа вю” Дариги Назарбаевой и компрометирующих “сливах” в Интернете. А Абыкаев, по ее словам, верный и послушный пес Назарбаева, никто без своего хозяина, а значит, если кто и замышлял государственный переворот, то вряд ли это был он.

“Тасжарган” Ермурата Бапи тоже неравнодушен к персоне казахстанского чиновника № 2. В сегодняшнем номере “цветок, пробивший камень” выдвигает довольно-таки странную версию, согласно которой досрочные парламентские выборы могут состояться по той простой причине, что Нурсултану Назарбаеву необходимо как-то тихо и незаметно, не привлекая особого внимания к задуманной рокировке избавиться от председателя верхней палаты Парламента. И что-де, если Абыкаева отправить в отставку или вынудить его самостоятельно написать “увольнительное”, это будет выглядеть шитым белыми нитками и многие сразу поймут, что уход спикера напрямую связан со смертью Сарсенбаева. То есть, является ее логическим продолжением. Наподобие того, как экспроприация телеканалов Дариги и поглощение ее партии является следствием большого скандала в Семье, произошедшего все по той же причине тройного убийства сопредседателя “Нагыз Ак Жола” и двух его помощников. Так, по крайней мере, уже рассуждает ряд осведомленных СМИ.

Итак, по предположению газеты “Тасжарган” Назарбаев может пойти на столь рисковый для Казахстана шаг, сопряженный с новым витком внутриполитической борьбы, недовольством международной общественности и лишением “карманного” во всех смыслах парламента, ради безболезненной смены “запятнавшего” себя “серого кардинала”. Несмотря на слабую аргументированность взаимосвязи одного с другим, интерес представляет технология претворения этого действа в жизнь, описанная “Тасжарганом”.

“Осведомленные источники сообщают, что готовится новый проект о выборах парламента, основанный на партийном представительстве депутатов. Эти слухи подтвердятся, если новый проект или изменения в выборное законодательство будут представлены на обсуждение депутатов сразу после 3 сентября, когда народные избранники соберутся после летних парламентских каникул, — сообщает издание и продолжает. – Вероятность обсуждения нового законопроекта о выборах порождает еще более сенсационную новость – готовится роспуск парламента! Некоторые аналитики уже прогнозируют новые парламентские выборы весной следующего года по партийным спискам”.

К одним из доводов “ЗА” подобное развитие событий “Тасжарган” относит практическую изолированность оппозиции от участия в новой избирательной кампании, а также нейтрализацию средств массовой информации принятием ертысбаевских поправок в законодательство о СМИ.

“Если слухи найдут подтверждение в ближайшие месяцы, — говорится в газете, — то страна должна замереть в ожидании: кого из своего окружения на этот раз Назарбаев назначит на пост второго человека власти, который сможет его заменить в случае непредвиденных обстоятельств”.

“Время” публикует сегодня открытое письмо политического обозревателя этой газеты Виктора Верка министру культуры и информации Ермухамету Ертысбаеву. Повод обращения журналиста к “другу всех журналистов” — недавняя инициатива последнего келейно собирать у себя специализирующихся на коррупционных расследованиях “акул пера” с целью добычи информации о том, какой чиновник, сколько, где и когда “взял” и как превысил свои служебные полномочия. Стоит почитать…

Подробно же “газета № 1 в Казахстане” останавливается на недавних событиях в городе Актау Мангыстауской области. В материале актауского собкора “Времени” “Палочки Коха, или погром на площади Согласия” рассказывается, что началось все примерно месяц назад. В Актау появились листовки, призывающие людей выйти на митинг 20 августа. Адресовались они наименее социально защищенным слоям населения. Правоохранительные органы о предстоящей акции протеста были оповещены загодя, но предотвратить ее не сумели. “Еще утром 20 августа полицейские разогнали первый митинг. Но митингующие, в основном аксакалы и люди среднего возраста, не разошлись, а только отступили подальше от площади… Ситуация полностью вышла из-под контроля, когда на помощь старшему поколению прибыли представители младшего. Они появились неизвестно откуда большой толпой, и практически сразу в полицейские машины полетели камни и бутылки. Молодые люди крушили витрины магазинов, бросались с кулаками на полицию. Кстати, торговля спиртным в близлежащих магазинах не была приостановлена”, — не без умысла отмечает ведущий казахстанский еженедельник.

Впрочем, объективности ради надо сказать, что “временщики” подошли к освещению данного конфликта, а подоплекой к нему явилось неприятие местными жителями, преимущественно казахами-адайцами акима-чужеземца Виктора Коха, достаточно сбалансировано. Издание приводит цитату из нашумевшего пресс-релиза Мангистауского областного акимата, в котором говорилось, что “скопление людей произошло в результате действий корреспондентов “31 канала-Актау” (Сандугаш ШОРТАНОВОЙ и Светланы СУЛТАНГИРЕЕВОЙ. — Ред.), которые находились в нетрезвом состоянии и вели себя вызывающе по отношению к органам власти, задавая находившимся на площади провокационные вопросы по поводу распространенных ранее листовок”.

Затем “Время” дает слово генеральному продюсеру программы новостей “31 канала” Виктору Климову, а также директору казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгению Жовтису, которые выступают с критикой действий местных властей. Однако наибольший интерес вызывает приводимый газетой комментарий областного акима Крымбека Кушербаева, выдержанный все в том же неповторимом стиле казахского бюрократизма: “Скопление людей спровоцировано, поскольку на площади, кроме отдыхающих, поначалу никого не было. Собравшиеся не выдвигали политические или иные требования. Хочу подчеркнуть, что часть молодых людей находилась в нетрезвом состоянии и провоцировала остальных к совершению хулиганских действий, например к избиению полицейских. Произошедшее мы расцениваем как несанкционированный митинг, который впоследствии перерос в хулиганские действия. К сожалению, определенная часть молодежи поддалась на провокационные действия и чуть не стала жертвой грязных политических интриг”.

“Капитал.kz” рассказывает сегодня о предстоящем в начале будущей недели первом визите премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми в Казахстан. Как подчеркивается “Капиталом.kz”, официальный представитель МИД РК Ержан Ашикбаев, на специальном брифинге в Астане пояснил, что визит Коидзуми в нашу республику “является важным этапом в реализации двустороннего стратегического партнерства в соответствии с Совместной декларацией от 6 декабря 1999 года, а также продвижения диалога “Центральная Азия + Япония”.

Также одним из вопросов на переговорах президента Казахстана и премьер-министра Японии, как отмечает экономический еженедельник со ссылкой на информагентство “Kazakhstan today”, станет реформирование Совета безопасности ООН. Главы государств обсудят и международную ситуацию, причем тоже в разрезе реформирования Организации Объединенных Наций и ее Совбеза. РК, как оказывается, поддерживает намерение Японии стать постоянным членом СБ. Обсудить планируется, говорится в “Капитал.kz”, и дальнейшее развитие экономических отношений между нашими странами…

“Литер-неделя” в преддверии кинофестиваля “Евразия” 27 августа, озадачивается проблематикой казахстанского кинематографа. В аналитической статье про то, “какова может быть роль Казахстана в мировом кинематографе?” журналисты Игорь Хен и Евгений Рахимжанов рассуждают следующим образом: “Казахстан вполне способен снимать коммерческое кино и экспортировать его на внешние рынки – хотя бы для стран СНГ. Постепенно можно выйти и на мировой уровень – не в Америку, конечно, но Европа представляется неплохим рынком для сбыта”. При этом авторы статьи замечают, что Казахстан может “предоставлять съемочные павильоны и естественные (природные) декорации нашей страны для съемок зарубежным кинокомпаниям, прежде всего голливудским. Иными словами, стать международной съемочной площадкой”.

Отрицать факт наличия в Казахстане кинематографа глупо – считает “Литер”. Но он и зрители существуют в разных плоскостях. Мы, зрители, как утверждает газета, с удовольствием потребляем продукцию Голливуда, а казахстанские режиссеры творят для немногочисленной европейской элиты. Наше кино демонстрируется на различных зарубежных кинофестивалях и пользуется успехом. Но это – авторское кино, которое девять человек из десяти смотреть ни за что не будут. Для него придумано множество эпитетов – арт-хаус, элитарное кино, но означает оно одно и то же – не для всех.

“Увы, сильных продюсерских организаций в природе казахстанского кинематографа не существует, — говорится в “Литере”. — Более того, отсутствует внятная государственная стратегия развития кино в Казахстане. Она должна включать в себя грамотный подход к внутреннему кинопрокату, высокую результативность при подготовке кадров для кинематографического сектора казахстанского искусства и, пожалуй основное, привлечение частного бизнеса в сферу кино, организацию института продюсирования”.

Поэтому первым шагом государства в деле развития казахстанского кино, убеждены авторы, может стать переадресация выделяемых “Казахфильму” средств на производство не исторических фильмов, а банальных современных боевиков, комедий, мелодрам и драм. “Только не на основе старинных легенд и сказок про Кыз-Жибек и всех-всех-всех”, — едко, но, в принципе, верно подмечает “Литер”.