В 2005-м глава РК сказал шахтерам: “В советские времена мы никогда такой поддержки не имели”

Еще он говорил: “Нам необходимо повышать нашу безопасность”. Сейчас депутат Д.Назарбаева констатирует результат: меры по предупреждению новых трагических событий не были приняты

Проблемы шахтеров АО “Миттал Стил Темиртау” не решились, однозначно не решились и после того, как с ними в прошлом году встретился лично сам президент Н.Назарбаев. Ни в плане установления достойной заработной платы, ни в плане – что самое главное – повышения безопасности труда на производстве. Подтверждением тому явилась “новая трагедия — гибель 41 шахтера на угольном руднике в городе Шахтинске” и последовавшая вслед за этим горестным событием остановка работ на всех действующих шахтах АО “Миттал Стил Темиртау” из-за забастовки их работников, потребовавших повышения зарплаты…

Та встреча главы государства происходила летом 2005 года в районе Шахтинска. То была шумная встреча. Ее показывали по телевидению. Но мы те фразы, которые произносились там, а также описание самой встречи будем приводить со слов присутствовавшего там британского репортера. Его взгляд и его впечатления – это взгляд и впечатления человека со стороны, никак не вовлеченного в весьма непростую реальность общественно-политических событий в сегодняшнем Казахстане. Поэтому его трудно заподозрить в предвзятости, тенденциозности в журналистском фиксировании того, чему он был свидетелем. Итак, дадим ему слово.

“Президент выглядел торжественным”, — пишет в своем специальном репортаже об этой встрече журналист Доминик О’Коннелл из “The Times” (Dominic O\’ConnellSpecial Report: How Mittal\’s eye for a bargain created biggest steel empire”, 04.09.2005 г.). Глава государства сообщил своим согражданам о 10-процентном повышении зарплаты в ближайшее же время.

Еще он говорил о случившемся в декабре 2004 года взрыве, унесшем жизнь 23-х шахтеров. “Я в курсе здешней ситуации, — сказал он. – Нам необходимо повышать нашу безопасность”. Потом один из местных руководителей отчитался о том, какая помощь была оказана семьям жертв взрыва.

Вслед за этим, судя по словам журналиста из “The Times”, Н.Назарбаев заявил: “В советские времена мы никогда такой поддержки не имели”. А еще в статье из английской газеты сообщается, что “55-летний Лашкми Миттал, третий самый богатый человек в мире, владелец “Шахтинской” и большого куска казахстанской экономики, пришел вместе с главой государства, чтобы встретиться со своими рабочими”. Этот-то не стал распространяться о том, насколько, мол, его казахстанским рабочим живется сейчас лучше, чем прежде. Ибо ему наверняка хорошо известно о том, каковыми в действительности могут быть их реальные заработки при таком хозяине, как сам.

“Просто побывать в забое – это уже большой труд”

Все те условия для труда и приведения себя в порядок после смены, которые имеют шахтеры, практически целиком были созданы еще в советское время. Новый работодатель получил готовые, всесторонне обустроенные по советским еще стандартам шахты. И мало что своего добавил во все это.

Мне лично довелось побывать на шахте имени Костенко и спускаться в забой спустя 2 года после того, как в Карагандинскую область пришел бизнес г-на Л.Миттала. Было это в январе 1998 года. Тогда премьер-министр Н.Балгимбаев с двухдневным рабочим визитом побывал в Карагандинской области. Ну и я, работавший тогда пресс-секретарем главы правительства РК, сопровождал его, в числе прочих официальных лиц, в этой поездке.

С утра первого дня правительственная делегация побывала в цехах металлургического комбината в Темиртау. В полдень тогдашний глава АО “Испат-Кармет” (так в то время называлось АО “Миттал Стил Темиртау”) Малай Мукерджи пригласил главу правительства и сопровождавших его лиц отобедать в ресторане. За столом по одну сторону сидели гости из Астаны, по другую – индийцы. Обед прошел, так сказать, в теплой, дружеской обстановке. Сейчас, кстати говоря, Малай Мукерджи — большой человек в “стальной империи” Л.Миттала. В ее головном офисе в Роттердаме он отвечает за подразделения в Азии и Африке, поэтому, видимо, и приезжал лично недавно, в конце сентября, в Карагандинскую область, чтобы разбираться в сложившейся после очередной трагедии ситуации от имени центрального руководства компании…

А на другой день после обеда премьер-министр спустился под землю на шахте имени Костенко. И мы – вместе с ним. Это оказалось очень и очень непростым делом. Помню, как после подъема на поверхность Ермек Кушербаев, тогдашний помощник премьер-министра, сказал: “Даже просто побывать в забое – уже это, оказывается, большой труд. Я буду гордиться таким опытом”.

Еще в моей памяти остался прекрасный бассейн, в котором мы купались после того, как поднялись наверх, сбросили с себя спецодежду и постояли под душем. Когда кто-то из находившихся там вместе с нами в качестве гостей из Астаны людей сказал, что тут наверху созданы неплохие условия для шахтеров, присутствовавший рядом местный работник отреагировал примерно так: все хорошее, что тут есть, сделано еще в советское время.

С тех пор прошло более восьми лет. Что изменилось? Поныне, когда доводится встречаться с людьми, так или иначе связанными с карагандинскими шахтами, задаю вопрос об условиях, созданных для шахтеров. И неизменно получаю один и тот же ответ: все хорошее, что сделано для шахтеров, делалось при Советском Союзе.

Время идет, а проблемы остаются

Что же касается конкретного ответа на конкретный вопрос о том, в самом ли деле шахтеров Л.Миттал облагодетельствовал больше советского режима в свое время, тут все просто. Чтобы в корне не согласиться с главой государства, сказавшим при прошлогодней встрече с шахтерами: “В советские времена мы никогда такой поддержки не имели”, — не обязательно быть оппозиционером или критиком режима. Вот, к примеру, что писала примерно в те же дни об этом газета “Караван”, которую едва ли можно заподозрить в нелояльности к президенту РК: “Стальной король индийский миллиардер Лакшми Миттал соизволил выплатить акционерам дивиденды. Шахтеры и металлурги получили по… 150 тенге. Дивиденды самого господина Миттала за шесть месяцев только от карагандинского угля и металла составили 3,5 миллиарда тенге. Впрочем, наши отдельные политики также поддались искушению и назвали стремительный взлет Миттала предметом гордости за… отечественную экономику. Хотя не совсем понятно, какое отношение может иметь британский бизнесмен с индийским паспортом к казахстанской экономике? И каким образом его состояние может повлиять на благосостояние всей страны?” (Татьяна ТенМилость стального короля”, № 36 от 09.09.2005 г.).

В принципе, в том, что касается оценки роли Л.Миттала в экономике Казахстана и положения его рабочих у нас, у отечественных журналистов нет никаких разногласий. И она, эта оценка, в основном отрицательная.

Так получается не потому, что журналисты имеют “свой” зуб на индийца. Нет. Оценка журналистики Казахстана в целом в данном случае – это просто отражение общего настроения многотысячного коллектива наемных работников АО “Миттал Стил Темиртау”. Что же касается Татьяны Тен, автора вышеупомянутой статьи, она много писала и о нынешней трагедии, произошедшей на шахте имени В.И.Ленина, и о начавшейся вслед за ней забастовке шахтеров. Вот выдержка из ее материала в последнем за нынешний сентябрь номере “Каравана”: “Владелец транснациональной компании, именуемой теперь “Арселор-Миттал”, господин Лакшми Миттал прилетел из Лондона в субботу. Для мимолетного визита в Шахтинск смог выкроить только пару часов. Но не для того, чтобы принести шахтинцам свою покаянную голову. Как ни пытался изобразить на лице подобающую ситуации скорбь – не получилось…” (“Буревестники над степью”, №39, 29.09.2006 г.). Итак, Л.Миттал еще раз побывал в Шахтинске. На этот раз один. Но проблемы шахтеров как не решились при его приезде сюда после предыдущей трагедии в декабре 2004 года, унесшей 23 жизни, так и не решились при теперешнем визите после нынешней трагедии, стоившей жизни 41 человеку. В материале Т.Тен эта ситуация характеризуется так: “Митталу проще и выгодней откупиться за смерть, чем платить на достойную жизнь…”. На фоне таких оценок прошлогодний приезд главы государства в Шахтинск в сопровождении Л.Миттала и его выступление перед шахтерами с речью, которая подразумевала наличие солидарности и взаимопонимания в отношениях между государством, этим крупным иностранным работодателем и его казахстанскими наемными работниками, оставляют неоднозначное впечатление.

И репортажи Т.Тен, кстати, появлялись не только в казахстанском “Караване”, но и также, при посредничестве информационного агентства “Ассошиэйтед Пресс”, в большинстве крупнейших газет Европы и США. А значит, по ним узнают о ситуации в районе Шахтинска, где год назад встречался с шахтерами президент РК Н.Назарбаев в сопровождении Л.Миттала и говорил проникновенные слова об участливом отношении к ним со стороны государства, по всему миру. И у этого мирового общественного мнения едва ли складывается впечатление, что шахтеры в Карагандинской области сейчас имеют куда больше государственной поддержки, чем в советские времена.

Нужны системные изменения

Впрочем, самыми реальными оппонентами тезиса о том, что “в советские времена мы никогда такой поддержки не имели”, представали и продолжают представать сами шахтеры. Трагедии, которые продолжают повторяться. Выступления с требованиями повышения зарплаты, которые все чаще и чаще имеют место. Последний раз перед сентябрьской трагедией на шахте имени В.И.Ленина такой митинг был в начале июня нынешнего года. Выступавший там председатель профсоюза “Коргау” АО “Миттал Стил Темиртау” Вячеслав Сидоров заявил: “Начиная с 2002 года профсоюзы добиваются повышения зарплаты шахтерам, но все остается только на бумаге” (“Карагандинские шахтеры требуют повышения заработной платы”, Kazakhstan today, 05.06.06 г.). Что правда — то правда.

Митинговые страсти повторяются из года в год. И конца этому не видно. Даже после того, как руководство АО “Миттал Стил Темиртау” в начале октября согласилось по своим условиям поднять уровень зарплаты, нет никакой уверенности в том, что наступит долговременный мир в отношениях между ним и шахтерами. Потому что они, эти отношения, нуждаются не в косметических, а в системных изменениях. Но работодатель желания пойти на такой шаг не выказывает.

Государство же должного внимания этой и подобным ей ситуациям не уделяет. И у тех же шахтеров оснований согласиться с тем, что от него “в советские времена мы никогда такой поддержки не имели”, чересчур мало. Подтверждение такому выводу можно найти и в недавнем заявлении народной избранницы Д.Назарбаевой в связи со сложившейся в Карагандинской области ситуации: “Новая трагедия — гибель 41 шахтера на угольном руднике в городе Шахтинске — результат безответственного отношения руководства компании “Миттал Стил Темиртау” к соблюдению требований охраны труда и техники безопасности. Событие, происшедшее в декабре 2004 года, когда в Шахтинске погибли 23 человека, должно было стать горьким уроком. Но необходимые выводы из случившегося сделаны не были. Правительством страны и руководством АО “Миттал Стил Темиртау” не приняты кардинальные меры по устранению нарушений трудового права на производстве и предупреждению новых трагических событий” (Заявление депутата мажилиса парламента РК, заместителя председателя партии “Отан” Д.Н. Назарбаевой в связи со сложившейся ситуацией в г. Шахтинске, zonakz.net, 04.10.2006 г.)

Она предлагает принять в дальнейшем целый ряд кардинальных мер системного характера. Удастся ли ей добиться их претворения в жизнь – покажет время.