Вчера в Казахстанском пресс-клубе Чрезвычайный и Полномочный Посол США в республике Казахстан Джон Ордвей провел пресс-конференцию, посвященную двухсторонним отношениям между США и Казахстаном. В отличие от посольства Америки с традиционными ежегодными отчетами дипломат был очень краток, он лишь несколько минут посвятил общей информации, после чего предложил журналистам перейти к вопросам.
Итак, совсем недавно посольство Соединенных Штатов Америки переехало в Астану, в Алматы осталось консульство, которое продолжает оказывать визовые услуги, при этом их оказание в обоих городах можно заказать по одному номеру телефона. В Алматы эта процедура будет занимать немного больше времени, чем в столице Казахстана. В Южной столице посольство намерено сохранить большое влияние, здесь остается Корпус Мира, офис ЮСАИД, коммерческая служба США по оказанию услуг по развитию торговли и инвестиций, а также отдел по работе со средствами массовой информации и культурными центрами. Это все, что посол сказал в своем вступительном слове.
Журналисты в первую очередь поинтересовались о том, что бытует мнение о снисходительности США к нарушениям прав человека и несоблюдению международного права в Казахстане:
— Люди, у которых такое мнение, скорее всего, не слушают то, о чем мы говорим. У нас очень глубокие, широкие и богатые взаимоотношения с Казахстаном и народом Казахстана. Мы развиваем эти отношения с момента независимости Казахстана, уже 15 лет. На каждом шагу этих взаимоотношений мы постоянно подчеркивали важность демократического развития, важность формирования гражданского общества, а также обеспечения развития демократических, гражданских и политических прав и свобод. Если вы обратите внимание на совместные заявления, которые были сделаны в ходе последнего визита президента Нурсултана Назарбаева в Соединенные Штаты Америки, то увидите, что в них выражено беспокойство по этим вопросам. У нас очень динамичные взаимоотношения и мы продолжаем дальнейшее развитие в этом направлении. И определенный прогресс уже достигнут.
Что касается энергетического вопроса, то г-н посол считает, что заинтересованность США заключается в том, чтобы газ из Центральной Азии, быстрее попадал на мировые рынки.
— Я думаю, что в интересах Казахстана, чтобы прибыльность проданных ресурсов, включая природный газ, была как можно более высокой. Мы считаем, что наиболее лучшим достижением этой цели является использование рыночных механизмов. Но, Казахстан должен сам определять, что для него является наиболее достижимым вариантом, для того, чтобы достичь этой цели, — так высказался Джон Ордвей по поводу участия Казахстана в российском ОПЕК, идея создания которого была недавно высказана.
На вопрос журналиста телекомпании “Рахат”, в отношении визита главы нашего государства в Соединенные Штаты Америки, г-н посол высказался положительно:
— Акцент ставился на усилия, предпринятые Казахстаном в области разоружения. Состоялись дискуссии с американскими бизнесменами, инвесторами, конгрессменами и политическим лидерами. Дискуссии с вице-президентом и другими высокопоставленными представителями правительства США прошли в очень дружелюбном деловом ключе. Кроме того, они оказались очень продуктивными, и в ходе этих встреч обсуждался целый спектр различных вопросов, связанных с нашими взаимоотношениями. Совместное заявление, которое было оглашено в результате визита, думаю, очень хорошо отражает все аспекты, по которым сейчас ведется работа на уровне двух стран. Я считаю, что этот визит придал очень хороший импульс для дальнейшего развития наших взаимоотношений в различных областях.
— После визита президента в Великобританию уже обозначено несколько направлений сотрудничества, в частности — сотрудничество между региональным центром Алматы и Лондонской фондовой биржей, также фонд устойчивого развития “Казына” намерен в Лондоне открыть свое представительство. Нет ли таких проектов с США? — попросил дополнить корреспондент ТРК “Рахат”.
— Я думаю, что наши взаимоотношения с Казахстаном уже достаточно зрелые, и не обязателен визит президента для того, чтобы развивать, какие-то бизнес проекты. Соединенные Штаты Америки уже являются инвестором номер один в Казахстане, и в дальнейшем это будет только развиваться, — пояснил дипломат.
Корреспондент “Эпохи”, сравнивая Казахстан с Кыргызстаном, в котором, по мнению издания, “уже начался переход к демократии”, поинтересовалась, согласен ли г-н посол с тем, что “казахстанское общество настолько отстало от демократии, что ему надо идти до нее 200 лет”?
— Мне кажется, вопрос о том, каким образом демократия развивается в разных странах, должен рассматриваться через призму конкретно данной страны. Действительно в Кыргызстане отмечается достаточно значимые шаги по продвижению вперед, однако в Кыргызстане достаточно серьезные вызовы, которые встают перед самой республикой и ее народом. В Казахстане также отмечается определенный прогресс, но мне кажется, что не правильно и не корректно сравнивать степень развития и продвижение этих двух стран, несмотря на то, что они являются очень близкими соседями. Это относится к любому измерению, будь то социальное развитие, экономическое или политическое, — прокомментировал Джон Ордвей.
Относительно событий 16 декабря 1986 года, а также недавних трагических событий в микрорайоне Шанырак и запрета эксплуатации автомобилей с правым рулем, повлекшего акции протеста, журналистов интересовало, можно ли все это расценивать, как проявление демократии снизу?
Джон Ордвей начал с того, что 20 лет назад он работал в посольстве США в Москве:
— Нельзя сравнивать демократию и возможность использовать свои гражданские и политические права в той ситуации, которая была на тот момент, в 1986 году в СССР, с тем, что существует на данный момент в Казахстане — в 2006 году. Это не означает, что сейчас нет никаких проблем и абсолютно все безоблачно. Но ситуация здесь действительно улучшилась настолько, по сравнению с тем, что было в СССР, что сопоставлять просто никак нельзя, — сказал он.
Г-н посол считает, что для любого правительства важно давать возможность своим гражданам высказывать свою точку зрения:
— Мне очень отрадно, что ситуация в Шаныраке не усугубилась и не ухудшилась — не перешла в то, с чего она начиналась — это были очень трагичные события. А что касается праворульных автомобилей, то, я думаю, что в конечном итоге соответствующее решение будет принято.
Дискуссия продолжилась вопросом к г-ну послу о фильме про казахстанского журналиста Бората Сагдиева. К сожалению, он видел всего лишь 2 крошечных 15-секундных клипа в Интернете:
— Пока у меня не было возможности просмотреть его целиком. Но я слышал мнения своих друзей и читал об этом фильме, и думаю, что этот фильм больше о Соединенных Штатах Америки и американцах, нежели о Казахстане. Я не уверен, что я согласен с ним по Америке…
Джон Ордвей отметил, что в Америке достаточно хорошие знания о Казахстане:
— Что касается внешнеполитической элиты, как государственных, так и не государственных органов, то они очень хорошо знают Казахстан.
Сотни американских семей принимали у себя учеников из общеобразовательных школ Казахстана, и они также получают информацию о республике.
В предстоящем году в Соединенные Штаты поедут около 2 000 казахстанских студентов и естественно, что везде, где они появятся, зажжется небольшая искра знаний о Казахстане.
Ежегодно в Казахстан приезжало от 500 до 1 000 американских родителей для того, чтобы усыновить детей. И они никогда не потеряют связь с этой страной. Я думаю, что все эти точечки будут разрастаться, и Казахстан станет все более и более узнаваем в Соединенных Штатах Америки и необязательно потому, что люди видели Бората.
Джон Ордвей отметил и культурный обмен между Казахстаном и Соединенными Штатами Америки, который способствует положительной рекламе нашего государства в США.