Как Нурсултан Назарбаев объясняет идею Рахата Алиева о введении в стране монархии

Обзор прессы

Сегодня практически все еженедельники коснулись вызывающих удивление итогов состоявшихся 2 апреля на XXIX сессии гормаслихата довыборов членов избирательных комиссий.

Даже, казалось бы, не акцентирующий особое внимание на внутриполитических вопросах “Капитал”, чей юбилейный сотый выпуск вышел сегодня в свет, нашел на своих страницах место для публикации заявлений, высказанных вчера на пресс-конференции руководителями партии “Настоящий “Ак Жол” и Общенациональной социал-демократической партии.

“Сегодня, по существу, формирование избирательных комиссий является несправедливым. Коль состав комиссии ограничен 7 членами, то 3 партии оказываются за бортом. Мы предлагаем, чтобы комиссии состояли из представителей от каждой партии по одному, независимо от того, какое количество партий будет, но не менее 7”, — приводит “Капитал” слова председателя ОСДП Жармахана Туякбая.

Газета “Тасжарган” цитирует слова сопредседателя партии “Настоящий “Ак жол” Булата Абилова, возмущенного итогами довыборов в избирательные комиссии, в результате которых даже не пользующиеся широкой поддержкой алматинцев партии получили гораздо больше мест, нежели известные и зарекомендовавшие себя демократические объединения.

“Нас возмущает такая ситуация: за партию “Руханият” 2004 году в полуторамиллионном Алматы проголосовали 752 человека. Это официальные ЦИК-овские опубликованные данные. Эта партия имеет в избиркомах Алматы – 335 человек. Просто нонсенс. Филиал этой партии в Алматы мы не можем найти уже второй день. Это факт. Такая же ситуация по другим партиям. Все эти партии – призраки (по-другому как называть?), бумажные партии, они существуют только, чтобы заполнять избирательные комиссии. Для того чтобы потом все фальсифицировать так, как нужно власти”.

В сегодняшнем выпуске газеты “Свобода слова” в заметке “ПАПАчное голосование маслихата” рассказывается, каким именно образом проводились эти довыборы:

“2 апреля после заседания маслихата, на котором обсуждался бюджет города, депутаты провели, как они сами выразились, “папочное голосование”. То есть всем раздали толстенные папки с сотнями фамилий претендентов на вакантные места в горизбиркомы. Председатель временной комиссии по организации выборов Булекбаев пояснил, что те, кто, на взгляд депутатов, не достоин занять столь высокое место, должны быть вычеркнуты из списка. Счастливчиков Булекбаев попросил “помечать птичкой”. Приглашенных ранее представителей оппозиции из зала голосования вежливо попросили, а депутаты, галдя, стали немедленно вычеркивать и метить “птичками” списки”.

Как уже известно, после столь незатейливой процедуры партия “Нур-Отан” получила в избиркомах Алматы 1034 места. Их состав пополнили 197 членов партии “Адилет”, 151 представитель Партии патриотов, 145 мест получила Коммунистическая Народная партия, и еще 126 – представители партии “Ауыл”. При этом “Настоящий “Ак Жол” обзавелся лишь двумя своими членами избиркомов, хотя предлагал список из 350 человек.

Присутствие 145 представителей КНПК, казалось бы, создает впечатление хоть какого-то представительства оппозиционных сил в избиркомовских списках. Но является ли эта партия оппозиционной. В этом же номере “Свободы слова” опубликована статья одного из руководителей “Социалистического Сопротивления Казахстана” Айнура Курманова “В единстве ли сила?”, посвященная недавнему объединению двух компартий. Автор проанализировал возможные варианты этого слияния. По первому варианту оно является “проектом Астаны”:

“Ак Орда в преддверие выборов инициирует формирование новых блоков, в числе которых и “единая компартия”. К сильным аргументам данного варианта можно отнести то утверждение, что искусственное объединение двух компартий выгодно властям для сосредоточения в прогнозируемых руках социально протестного электората, который может отдать свои голоса либеральной оппозиции, в частности — “Нагыз Ак Жолу”.

По второму варианту объединение является “идеей оппозиции”:

“…Существует даже мысль о том, что могли иметь место и повлиять на искусственное объединение коммунистов противоречия в оппозиционном лагере. Объединение компартий могло быть проведено соперниками, чтобы ударить по ОСДП”.

Третий вариант называется “кончились деньги”:

“Бытует мнение, что как у КПК, так и у КНПК кончились финансовые ресурсы и прекратилась помощь со стороны ранее заинтересованных структур. В результате в современной политической палитре они оказались абсолютно никому не нужны. “Братья по несчастью” решили по семейному забыть прежние обиды и вновь, как ни в чем не бывало обрести счастье в единстве”.

Приведя на каждый аргумент свои контраргументы, автор подытожил:

“Какой бы вариант ни был действительным, ясно одно, что данный блок формируется не на основе дискуссии в низах двух партий, а в результате кулуарных переговоров в Астане и личной конъюнктуры лидеров-коммунистов”.

О том, что объединение компартий может быть направлено против ОСДП, говорит и Айдос Саримов в интервью уже упомянутой в обзоре газете “Тасжарган” под заголовком “Сегодняшняя компартия – это “Нур-Отан”…”. По мнению политолога, объединение КНПК и КПК это:

“Во-первых, “игра” на опережение с тем, чтобы не допустить объединения оппозиционных сил. Во-вторых, желание как-то раздробить протестный электорат. В-третьих, это не очень просчитанная с точки зрения последствий затея теневых кардиналов из администрации президента. В-четвертых, за этим может стоять стремление власти не допустить усиление Общенациональной социал-демократической партии. В-пятых, все остальное, включая усталость как минимум одного из лидеров компартии…”.

Еженедельный выпуск газеты “Время” сегодня также разместил информацию о странных итогах довыборов в избиркомы Алматы. А также интервью Вадима Борейко с заместителем директора ТОО “Экспертно-оценочный центр” Олегом Кузнецовым “Мы за ценой не постоим”, посвященное все еще “непотопляемому” ГКП “Алматыжер”. С этим материалом вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Но особый интерес вызывают опубликованные во “Времени” выдержки из интервью Нурсултана Назарбаева испанской газете “El Pais”. В частности, вот что глава Казахстана сказал об идеи Рахата Алиева ввести в стране монархию:

“Возглавляемый мною исторический проект независимости успешно развивается. Показатели уровня жизни в Казахстане одни из самых высоких среди бывших республик СССР. Люди становятся свидетелями радикальных преобразований, происходящих в течение короткого периода времени. Именно в этом — в том, что все получилось хорошо, — и заключается объяснение, что некоторая часть населения не хочет ничего менять и говорит о возможности введения монархического правления”.