ПиАр шагает по Казахстану, или Горячие новости из Астанинских коридоров власти

Придет время и история воздаст должное первому президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Несмотря на все пороки, которые издревле присущи восточным правителям, Назарбаев в тяжелейших условиях сумел заложить основы государственности и создать не самое благополучное, но более или менее жизнеспособное государство. Критики политического режима Казахстана отводят все успехи Назарбаева только за счет обладания нефтегазовыми ресурсами. Но при этом не следует забывать, что многие страны СНГ, которые отстали от Казахстана в своем развитии, обладают не меньшими, а иногда и большими ресурсами, чем Казахстан.

Однако все же приходится констатировать, что Казахстан начинает серьезно \»тормозить\» свое развитие. Особенно это видно по многим государственным программам, которые из-за косности и неповоротливости государственной машины управления так и не были реализованы на практике.

Укоренившаяся коррупция в центральных и региональных органах власти, \»пробуксовка\» политических реформ — все это становится все более и более тяжелым и непосильным грузом для дальнейшего развития детища Нурсултана Назарбаева — Республики Казахстан.

Поэтому в последнее время можно заметить очень интересный эффект, связанный с государственной системой управления. Государственные чиновники высшего звена (кабинет министров, институт Акимов) не в состоянии добиться каких-либо эффективных результатов своей деятельности. Поэтому свою основную работу они все чаще вынуждены подменять шумными и эффектными программами и акциями из арсенала рекламных компаний и ПиАр-технологий. В самом деле, очень легко в последнее время заметить значительную активизацию саморекламных и ПиАр-компаний вокруг многих казахстанских чиновников. И особенно, вокруг нынешнего кабинета министров.

Карим Масимов — новоиспеченный премьер-министр и креатура Тимура Кулибаева, — несомненно, является лидером по части бурной активности и соответствующего ПиАр-сопровождения. Чуть ли не каждый день сводки теленовостей пестрят освещением бесконечной череды поездок, совещаний и посещений выставок премьер-министром. А по каждому такому случаю печатные СМИ и интернет-агентства публикуют фото, на которых Карим Масимов внимательным и понимающим взором рассматривает новый выводок птенцов на птицеферме или германский станок, дорабатывающий свой век на казахстанском предприятии по выпуску металлоизделий. Каждый раз под бликом теле- и фотокамер премьер-министр произносит очередную ритуальную фразу, подготовленную помощниками, на ломаном казахском, после чего эпизод шагает по всей стране с \»голубых\» экранов.

Вторым специалистом по ПиАр-кампаниям в кабинете министров, несомненно, является Жансеит Туймебаев. С точки зрения, публичной деятельности, основное кредо министра науки и образования — популяризация и словесная деятельность вокруг казахского языка. С этой темой министр в последнее время просто не расстается. Причем его позиция в этом вопросе настолько радикальна, что он вполне может являться если не первым, то основным кандидатом на премию \»Алтын Руны\», которую учредил Мухтар Шаханов и другие деятели националистического и популистского толка.

ПР-программа \»Казахский язык\» Жансеита Туймебаева призвана заретушировать провалы министра в области продвижения и реализации реформы образования. Это как палка о двух концах. С другой стороны, чрезмерное увлечение Туймебаева популизмом зачастую мешает ему сосредоточить свои усилия на собственной программе и особенно науке, о которой многие в министерстве образования и науки просто забыли. В общем, внутреннее содержание и тут проявляется наружу — создается впечатление, что и на посту министра Ж.Туймебаев так и остался учителем казахского языка. Как по призванию, так и специальности.

Впрочем, тема казахского языка вовсе не взята на вооружение министром образования с \»потолка\». Это вполне понятный и предсказуемый ход в обществе, в котором происходит процесс стремительной радикализации на почве внедрения казахского языка. В этом отношении, Жансеит Туймебаев пользуются услугами определенных лиц, которые продвигают его и время от времени подсказывают ему как набрать популярность в среде казахскоязычной интеллигенции и национал-патриотов. Поговаривают, что сам Туймебаев пользуется консультациями опытного политика и \»старого царедворца\» Каната Саудабаева, который, даже будучи в Вашингтоне, играет весомые роли во внутренней политике и даже умудряется манипулировать политическими кампаниями. Так известно, что недавний всплеск анти-Тасмагамбетовской активности и разного рода ПиАр-кампании, направленные против Акима Южной столицы прошли не без участия казахстанского посла в США.

Третье место по ПиАр-активности и самопродвижению своего имиджа, занимает небезызвестная Наталья Коржова. Благодаря ее ПиАр-стараниям, Министерство финансов так часто мелькает в прессе, что перед такой активностью меркнет информационная слава Минфина, когда ею руководил \»железный\» Мажит Есенбаев. Конечно, женщины в политике стараются больше поспеть друг за другом, чем за мужчинами. Поэтому амбициозная Загипа Балиева старается не отставать от Коржовой по части саморекламы и само-ПР.

На этом фронте, конечно, Балиева всегда будет проигрывать Коржовой. Во-первых, юридическая подготовка министра юстиции явно не успевает за ее имиджевыми амбициями. Во-вторых, в отличие от министра финансов, Загипа Балиева не пользуется поддержкой и благосклонностью Премьер-министра. Такое дистанциирование от Премьера и многочисленные претензии к ней как руководителю со стороны государственных ведомств может вполне привести ее к скорой отставке.

Более или менее адекватно воспринимает свою персону еще одна женщина-министр — Г.Карагусова. Несмотря на то, что, как правило, она говорит по делу и не \»плавает\», она быстро утомляет зрителей своей чрезмерной крикливостью. По-видимому, ее \»доброжелатели\» дают понять о ее недостатках, поскольку сама она не проявляет чрезмерной активности на фронте само-ПР.

В последнее время заметно широкую ПиАр-кампанию развернул Марат Тажин, входящий в роль преемника на посту шефа МИД. Он не идет по проторенной дороге и его основные усилия направлены на внесение новых нюансов в систему управления дипломатической службой. За счет довольно оригинальных и во многом спорных нововведений в работу министерства за счет усиления внешнего экономического контроля и имиджевой работы. Попытки Тажина активно поддерживаются премьер-министром, который в этой части общей ПиАр-активности нового кабинета министров пытается показать, что \»свято место пусто не бывает\» и что даже К.Токаеву на этом посту можно найти замену.

Здесь можно отметить, что сам Карим Масимов не ограничивается простой поддержкой тех министров, которые идут в русле его политики собственной незаменимости. В каждом министерстве он прикладывает усилия к тому, чтобы внедрить в их штаты большую команду юных и молодых специалистов и неспециалистов, которые были бы преданы не сколько главе того или иного ведомства, а лично премьер-министру.

Другие министры, в отличие от предыдущих, не искушены в оглушительной кампании по продвижению собственного имиджа и саморекламы. Старожил Ахметжан Есимов, который пользуется заслуженным авторитетом в правительстве, действует большей части согласно поговорке \»редко, да метко\». Как-то скупой на похвалы Президент лично отметил усилия А.Есимова в процессе проведения реформ в министерстве сельского хозяйства. А надо знать особенности таких похвал: \»доброе слово\» президента — это своего рода сигнал Кариму Масимову не трогать Есимова на его посту. \»Неприкасаемость\» Есимова означает, что его основная функция в кабинете министров — присматривать за неопытным Масимовым. Роль \»неофициального наблюдателя\» за своим прямым шефом далеко не нова для самого Ахметжана Есимова. Еще в конце 90-х годов он также присматривал за Акежаном Кажегельдиным и Нурланом Балгимбаевым.

Так, Виктор Храпунов с этой точки зрения совсем \»потерялся\», после того как его \»ушли\» с поста Усть-Каменогорска. Видимо, этот кадровый удар настолько отразился на его личном настроении, что в том, чтобы \»напрягаться\» в сфере шумной ПиАр-кампании вокруг своей персоны, он не проявляет какого-либо энтузиазма.

Что касается института Акимов, то и здесь есть свои лидеры и свои отстающие в области само-ПР и саморекламы.

Правда, здесь в основном технология выстраивания собственного имиджа стара, как мир, и также эффективна, как стара. Сразу же после своего назначения на пост акима области Карибжанов, приехавший в область из Китая, где он пребывал в качестве посла больше пяти лет, не стесняясь в выражениях по поводу работы своего предшественника, открыто заявил на собрании областного актива, что тот \»завалил\» область. Трудно сказать, насколько такая метода прибавила положительного имиджа Карибжанову, но явно задала тон всей ПиАр-активности областных СМИ, получивших таким образом установку \»мочить\» бывшего акима.

По проторенной дороге пошел и Нурлан Нигматулин. Уже на второй день в качестве акима Карагандинской области он во всеуслышание обвинил прежнего акима и \»трудоголика\» Камалтина Мухамеджанова в бездействии и коррупции. Однако сам Нурлан Нигматулин пошел дальше Карибжанова. Не ограничившись яростной критикой бывшего акима, он параллельно развернул мощную и шумную пропагандистскую кампанию вокруг собственных деяний на новом посту. Кстати, в Интернете где-то было упомянуто, что из-за своей шумной саморекламы на областном уровне Нурлан Нигматулин получил прозвище \»главный шоумен\» области.

Аким Южной столицы Имангали Тасмагамбетов не стал особо изощряться, а сразу же приступил к развертыванию масштабной ПиАр-рекламы своей персоны со страницы подведомственных и подконтрольных алматинских СМИ. В этом отношении, несмотря на свою далеко не благую деятельность, Тасмагамбетов фактически получил пальму первенства по части собственного ПиАр и саморекламы.

Трубные звуки рекламных и ПиАр-кампаний по созданию положительного имиджа Имангали Тасмагамбетова призваны заглушить и свести на нет кровавые разборки акима с жителями алматинских предместий, продажу алматинских достопримечательностей на потребу подконтрольных строительных кампаний, распродажу муниципальных земель своих людям и незаконное предоставление квартир своим родственникам и близким людям в микрорайоне \»Момыр-4\».

Несмотря на то, что город постепенно превращается в пустыню, в которой растут \»каменные джунгли\» благодаря хаотичной и нелепой застройке, со страниц газет и экранов ТВ предстает образ неподкупного градоначальника, чуждого коррупции и личной заинтересованности в освоении бюджетных средств.

Некоторые Акимы относятся к саморекламе на удивление профессионально. Так, признанные лидеры ПиАр-спектаклей — Таир Мансуров (Северо-Казахстанская область) и Крымбек Кушербаев (Мангистау) содержат целые команды ПиАр-технологов и рекламщиков, которые специально натренированы на работу со СМИ и рейтинговыми агентствами. Лидерами пиар-спектаклей считаются Таир Мансуров(Сев.Каз.Область) и Крымбек Кушербаев(Мангистау). Говорят, что они содержат специальные команды, натренированные на работу со СМИ и рейтинговыми агентствами.

Сегодня в Казахстане правит бал не эффективная и результативная работа, а ПиАр и самореклама. Сегодня в глазах политического истеблишмента ценятся не профессионализм, а шумные и эффектные спектакли и кампании по продвижению собственного имиджа. Кто громче всех крикнул, тот и получает заслуженные лавры. При этом неважно, о чем кричат и есть ли вообще смысл издавать шумные звуки.

Кзыл-ординцы до сих пор с благодарностью вспоминают скромного и трудолюбивого Акима Икрама Адырбекова, который остался в их памяти честным и порядочным руководителем, который именно из-за этих качеств не нашел общего языка с новым правительством. Остались только воспоминания, потому, что на смену ему пришел ПиАр.

Со страниц областной прессы и телевидения сегодня активно формируется сверхположительный образ нового акима — бывшего пресс-секретаря, а ныне акима Кзыл-Ординской области Мухтара Кулмухамеда. С завидной периодичностью, новый Аким выступает перед областной прессой и местной публикой в стиле \»а ля Аблай-хан\». Местная публика молча внимает громогласной ПиАр-кампании и саморекламе акима, оставаясь при своем мнении о качестве и самоуважении новоиспеченного акима.

Потому что возражать нет смысла — сегодня правит бал ПиАр.