“Central Asia Monitor” о несчастных владельцах игорных домов

Обзор прессы

Сегодня вышли: “Эпоха”, “Караван”, “Начнем с понедельника”, “Республика” и “Central Asia Monitor”.

В первую очередь, хочется отметить первый номер “Эпохи” под руководством нового “консультанта”, а именно так он значится в выходных данных – Нурлана Аблязова. По крайней мере, практически все авторские материалы в сегодняшнем выпуске “Эпохи” принадлежат его перу, а теперь уже бывший главред издания – Асылбек Абдулов в прощальной колонке редактора так отзывается о своем сменщике:

“Нурлан Аблязов – новый консультант газеты, — кажется, у него здоровый скепсис и огромное желание работать”.

Много в свежей “Эпохе” перепечаток из Интернета, имеются статьи из кыргызского журнала “Курык” и нашего – “Энергия Казахстана”. А третья полоса так вообще поражает оригинальностью: на белом фоне во всю полосу приведено знаменитое изречение немецкого богослова Мартина Нимеллера о том, что он молчал, когда приходили за евреями, коммунистами, членами профсоюза и католиками, когда же пришли за ним, за него уже некому было заступиться.

В свою очередь, авторские статьи Аблязова по большей части посвящены конфликту в селах Маловодное и Казатком, но с определенным креном в сторону защиты семьи Махмахановых от всеобщей травли.

“Удобная правда, не так ли? – пишет Аблязов про официальную версию возникновения конфликта, спровоцировали который, дескать, сами Махмахановы. – Мы в это верим? Мы, все казахи, поверим? Нам удобно принять эту правду? Осы албасты шешендер, эти злобные чеченцы избили, выстрелили, нажили несметные богатства на земле казахов! Постоянно попирают наши законы! Праведные казахи собрались и, горя праведным гневом, пошли устанавливать справедливость. Братья чеченцы вышли с оружием, и… пролилась кровь борцов за справедливость, а также паршивая кровь”.

Почти в унисон Нурлану Аблязову Олег Губайдулин в “Караване”, в статье “Трагедия Казаткома: это была провокация” повествует о том, что расследование событий в поселках Маловодное и Казатком показывает, что погромы были спланированы заранее.

“Как теперь выясняется, среди тех, кто штурмовал дом Махмахановых, местных жителей было не более десятка, — говорится в “Караване”. – Остальные прибыли из Алматы, Каскелена и даже Шымкента, из сел Кайрат, Акчи и Шелек”.

В другом материале “Каравана” тот же Олег Губайдулин рассказывает о страшном убийстве пьяными полицейскими ни в чем не повинного человека, случайно оказавшегося в злополучный вечер 25 марта в кафе “Бодрум”, что недалеко от железнодорожного вокзала “Алматы-2”.

Как указывается в “Караване”, 25 марта трое друзей – Бахыт Алибеков, Айдар Тастанбеков и Марат Тойшубеков, заглянули в кафе “Бодрум”, там же расположилась полицейская компания.

Далее идет перечисление полицейских, трех братьев Рысдаулет: Думан – сотрудник управления дорожной полиции ДВД Алматы, Даулет – оперативник Алматинского областного ДВД, и их брат Дулат, подвизавшийся на ниве железнодорожных перевозок. “С ними были двое в полицейской форме, которые потом приняли активное участие в трагических событиях и которых никак не могут опознать, хотя свидетелей события было более чем достаточно”.

Как отмечается в “Караване”, первым пострадал Бахыт Алибеков, которого Дулат без всякой причины ударил кулаком в лицо. Но приятели, посчитав, что в противостояние с полицейскими лучше не ввязываться, успокоили своего друга и вернули за стол.

“Позже полицейские использовали момент, когда Бахыт оставил компанию друзей, и навалились на него все вместе, — гласит “Караван”. – Друзья снова бросились Бахыту на помощь, но их вытолкали на улицу, повалили на асфальт и принялись методично убивать, нанося удары ногами по голове и животу…

…Айдар Тастанбеков уже не подавал признаков жизни, — говорится далее в газете. – Его избили настолько сильно, что внутренние органы превратились в сплошное кровавое месиво: согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, у него были разорваны брюшная артерия, печень и селезенка. Его друзья получили черепно-мозговые травмы, Алибекову еще сломали ногу”…

Затем в “Караване” следует описание последствий задержания полицейских, с упоминанием немаловажного факта, что кое-кто из “оборотней” все-таки скрылся. Наконец, Олегом Губайдулиным делается такая интересная ремарка:

“Примеров вопиющего растления, охватившего ряды полиции, в последнее время достаточно.

Достаточно вспомнить попытку спецназа взять штурмом коммерческий банк, которой управляли заместитель начальника ДВД Алматы и начальник специального отряда быстрого реагирования (СОБР)”…

“Начнем с понедельника” публикует сегодня обширное интервью Айгуль Омаровой с депутатом Верховного Совета КазССР 12-го и 13-го созывов Александром Перегриным, все на ту же тему рейдерского отъема неизвестными агашками честного и непосильным трудом нажитого бизнеса карагандинца Николая Усатова. Айгуль Омарова даже употребляет по этому поводу слово “трагедия”, задавая вопрос о тех притеснениях, которым подверглась ныне семья руководителя “Караганды-НАН”.

Вызывает интерес та часть интервью, где Александром Перегриным говорится о событиях последовавших за громким захватом Усатова-младшего в центре Алматы. Они в отличие от скандальной операции задержания менее известны широкой общественности.

— Его (Игоря Усатова) переправили в Астану, в тот же день – в Караганду. Допросили, используя запрещенный перекрестный допрос. Судя по заявлению Игоря, следователей интересовало: что знает КНБ, кто из сотрудников полиции подозревается в вымогательстве? Составили протокол задержания. На следующий день Кайрат Сунтаев, начальник следственного комитета МВД, и один работник из Карагандинской областной прокуратуры провели брифинг. На нем прозвучали версии, которые должны были оправдать поведение МВД и бездействие прокуратуры при попытке похищения братьев Усатовых и подбросе Игорю наркотиков, — проливает свет г-н Перегрин.

Также “Начнем с понедельника” цитирует удивительные слова Кайрата Сунтаева, не оставившего от святого понятия презумпции невиновности и “мокрого места”:

“Возле семьи Усатовых около 10 трупов. Странным образом исчезают все, кто сталкивается с Усатовым, а их имущество попадает в “Караганда-Нан”…

— Игоря, до разъяснения ему сути подозрения, Сунтаев публично объявил организатором и руководителем преступной группы. Ясно, что после такого заявления обвинение не заставило долго ждать – теперь Игорь обвиняется еще и в этом, — уточняет Александр Перегрин.

Газета “Республика” предает огласке анонимное письмо о возможном “авторе” похоронного венка, собаке с отрезанной головой и организаторе поджога редакции, которое было “слито” на электронный почтовый ящик издания. Также в анонимке говорится о лицах, возможно причастных к исчезновению и убийству Оксаны Никитиной, а также крышующих семейный бизнес чеченцев Махмахановых. Все без исключения “герои” письма происхождением из КНБ.

В другом месте свежего номера “Республика” продолжает тонкую игру против некоторых политиков. На сей раз руками, а точнее устами Булата Абилова, Ораза Жандосова и Жармахана Туякбая, высказавшихся на недавней пресс-конференции по поводу слияния двух коммунистических партий, бросается камень в огород патриархов левой оппозиции.

“Комментируя объединение коммунистов, г-н Туякбай заметил, что “коммунистическая идеология – это идеология прошлого. Для того чтобы у партии было будущее, партия должна реформироваться и менять свою идеологию в соответствии с современными требованиями”.

Ораз Жандосов высказался по поводу объединения “партийных патриархов” более оптимистично: “Руководителям объединившихся партий примерно по 70 лет, если они отойдут от личных амбиций и изберут молодого 40-летнего коммуниста в лидеры, то тогда, я думаю, у партии будут перспективы”.

А Булат Абилов высказал надежду, что, отметив свои юбилеи, лидеры коммунистов уйдут в отставку”…

После чего достается и самим участникам пресс-конференции, что только подтверждает общеизвестную теорию: без хотя бы небольшой, но обязательно негативной оценки, “Республика” Булата Абилова, Ораза Жандосова и Жармахана Туякбая никуда не отпустит:

“Конечно, это внутреннее дело каждой партии – как ей реагировать на фальсификацию выборов. Однако рассказать на пресс-конференции о каких-либо нарушениях в ходе довыборов членов избиркомов и направить соответствующую информацию об этом в международные организации могут и правозащитники. У партий же, имеющих как минимум по пятьдесят тысяч человек в своих рядах, казалось бы, есть и более эффективные способы воздействия на власть. Но, как говорится, вольному – воля…”.

Впервые за долгое время, если не впервые за все время своего существования “Республика” конкретно поднимает национальный вопрос. Правда делает это в специальном приложении: “Моя Республика”. Здесь на развороте приводится обстоятельный срез почти по всем регионам страны: где, в каком количестве и как русскоязычные откликнулись на программу Владимира Путина о переселении соотечественников. В качестве интервьюируемого эксперта выступает один из руководителей Русской общины Костанайской области Аркадий Денисов, который утверждает, что исход русских из Казахстана выгоден определенным кругам внутри страны.

“Выгода состоит в том, что с выездом русскоговорящих уменьшится и протестный потенциал в обществе. Править такой страной будет гораздо легче. Ради этой цели кто-то готов пойти даже на очередную потерю профессиональных кадров рабочих, которых Казахстану сейчас и без того не хватает”.

Между тем “казахский” вопрос в свою очередь поднимается в интервью “Республике” политолога Берика Абдыгалиева “Трещина может превратиться в пропасть”, в котором г-н Абдыгалиев считает, что “именно казахи должны способствовать благополучию всех народов, проживающих в Казахстане”…

“Central Asia Monitor” печатает “стенограмму” интервью Бигельды Габдуллина с министром юстиции Загипой Балиевой в рамках проекта “Серьезный разговор” на телеканале “Астана” “Все, что мы делаем, — заявляет Загипа Яхяновна – в интересах граждан”.

При этом “САМ” сочувственно отзывается о несчастных владельцах игорных домов, которым с 1 апреля приказали паковать чемоданы и отправляться на поиски счастья в Капшагай и Щучинско-Боровскую зону.

“Представитель Ассоциации игорного бизнеса Анжела Борисова обвиняет власти в правовой неграмотности. Она говорит, что предприниматели так и не поняли, за чей счет сотрудники игорных заведений пройдут переквалификацию, — пишет Вероника Лим и продолжает. — Владельцам бывших игорных заведений непонятно, на основании каких законодательных документов городские власти собираются компенсировать убытки, поэтому вопросов возникает больше, чем ответов”.

И далее “САМ” предъявляет перечень вопросов: “На каком основании госорган открыто предлагает быть посредником в продаже имущества частного лица? На каком основании и кто из представителей акимата, налогового комитета пойдет в банк договариваться об отсрочке кредита? Кредитный договор заключен между частным лицом и банком, и каким образом кто-то вмешается в их дела? А как быть с коммерческой тайной, конфиденциальностью?”.

“Намерение властей проводить бессрочные ночные рейды, чтобы выявлять нарушителей, вызывает у предпринимателей возмущение, — говорится в “Central Asia Monitor”. — А вот ранее находившиеся в подполье игорные заведения, активизируют свою деятельность. Уже сейчас, говорит А.Борисова, к бывшим владельцам игорных заведений “бесконечно поступают предложения от теневиков о скупке оборудования и автоматов по дешевке”.