Вчера, 9 апреля, практически во всех регионах Киргизии начались бессрочные митинги оппозиции. Требования остаются прежними: отставка президента Курманбека Бакиева и проведение досрочных выборов.
Акции протеста начались с раннего утра. По предварительным подсчетам, количество митингующих по всей стране составило более 100 тысяч человек. В селе Байтик Аламединского района Чуйской области, откуда родом лидер оппозиции Феликс КУЛОВ, односельчане экс-премьера призвали 11 апреля взять штурмом Белый дом в Бишкеке, но организаторы остановили их, заявив, что митинг будет носить мирный характер.
Анвар АРТЫКОВ, экс-губернатор Ошской области, член Объединенного фронта:
— Цель “фронтовиков” — не допустить эксцессов и кровопролития во время митинга. Мы будем добиваться власти мирным путем. Проблема между югом и севером страны искусственно провоцируется сторонниками президента.
— Вы не опасаетесь того, что нынешний президент может дать приказ стрелять по мирным манифестантам, как это было в 2002 году в Аксы?
— Скорее всего он сбежит за рубеж, как Акаев. Если он отдаст приказ стрелять по толпе, то оружие обернется против него самого.
Турусбек АЙБЫЛДАЕВ, бывший педагог:
— У нас сложилась такая обстановка в стране, что мы, простые люди, просто вынуждены выйти на улицы и требовать отставки Бакиева. Мы хотим сказать ему правду в глаза. У нас в стране полный развал экономики. Обещанные Бакиевым реформы – пустой звон. Мы не видим больше своего будущего. Государство печется только о самом себе, а не о народе. Нам надоела нищета и коррумпированность чиновников. Вот, например, я отработал в школе 40 лет, являюсь отличником народного образования. У меня пенсия составляет всего 800 сомов. Как на них прожить?
— А вы не боитесь, что Кулов, после того как придет к власти, окажется таким же, как Бакиев, и жизнь киргизов не изменится к лучшему?
— Я знаю семью Феликса давно. Они родом из села Байтик. Отец Кулова Шаршенбай был очень порядочным и добрым человеком. Я верю Феликсу! Он не такой, как Бакиев. Вы сравните дома, в котором некогда жила семья Феликса Кулова, и Бакиева. У Куловых — обычный маленький домик, а у Бакиева — трехуровневый особняк.
А тем временем на севере Киргизии начались антимитинги с участием сторонников Курманбека Бакиева. В самом Бишкеке на Старой площади, неподалеку от голодающих, в мирном шествии участвовали около 30 женщин в белых платках.
— Мы хотим, чтобы наш голос был услышан и властью, и оппозицией. Мы хотим стабильности и устали от бесконечных революций, — заявила Жыпаргуль ТУРСУНБАЕВА, одна из активисток антимитинга.
Немного постояв на площади, женщины двинулись к зданию парламента и стали призывать мужчин сесть за стол переговоров и разрешить конфликт мирным путем. После направились к голодающим, требуя ответа на вопрос: “Против кого открыт фронт?”.
***
Похоже, в Киргизии революции теперь происходят почти каждую весну. Вот и сейчас бронзоволикий Ленин призывно протягивает руку в сторону восьми юрт, установленных голодающими “фронтовиками” (членами Объединенного фронта “За достойное будущее Кыргызстана во главе с Феликсом КУЛОВЫМ. — Д.А.) перед зданием Жогорку Кенеша (парламента). Сколько их тут, толком неизвестно — называют разные цифры. Поначалу свыше ста человек добровольно отказались от еды, требуя “реформ без Бакиева”. Самому пожилому голодовщику 71 год, самому молодому нет еще и 19.
Юрты охраняются добровольцами из числа членов Объединенного фронта. Здесь постоянно дежурят медики, наблюдая за состоянием голодающих.
Требования протестующих четки и просты: досрочные выборы, изменение Конституции. В случае их неисполнения отставка президента Бакиева. В юртах убеждены: Бакиев не выполнил своих обещаний, не достиг целей, заявленных после революции 2005 года, и ведет страну к еще более глубокому политическому и экономическому кризису. Голодать “фронтовики” собираются до завтра, 11 апреля, когда планируются массовые акции протеста в Бишкеке.
Но волна митингов в самой Киргизии поднялась несколько раньше 9 апреля на малой родине Феликса Кулова, в поселке Байтик под Бишкеком. Как уверяют представители Объединенного фронта, все акции будут носить мирный ненасильственный характер.
Однако “фронтовики” опасаются, что со стороны действующей власти возможны провокации.
Пока же голодающим противостояла только группа женщин, устраивавшая время от времени антимитинги близ юрт “фронтовиков” и громкими выкриками призывавшая отказаться от акции протеста и поддержать президента Бакиева.
В самом Бишкеке пока не видно никаких особых признаков надвигающейся революции. Торговые точки работают в прежнем режиме, люди свободно ходят по улицам. Не видно и усиленных нарядов милиции. Даже у юрт “фронтовиков” постоянно дежурят лишь несколько патрульных машин с милиционерами, одетыми в обычную форму. Хотя Старая площадь перекрыта со всех сторон.
***
Мелис ЭШИМКАНОВ, депутат Жогорку Кенеша: Реформы без Бакиева
Среди людей, решивших добиться с помощью голодовки досрочных выборов президента и скорейшего проведения реформ, — депутат Жогорку Кенеша Мелис ЭШИМКАНОВ.
— Мелис, как вы себя чувствуете?
— Нормально, хотя я голодаю вот уже четвертый день.
— Почему вашу инициативу не поддержали ваши коллеги-парламентарии?
— За других депутатов я не могу ответить. Пусть это останется на их совести. Меня объявить голодовку вынудил острый политический кризис в стране. После мартовской революции 2005 года Бакиев, по сути, не сдержал своего обещания. Жизнь кыргызстанцев стала еще хуже. Чиновники стали больше воровать, бедные живут еще беднее, а богатые богаче. По сути, все, что принадлежало семье Акаева, перешло в руки Бакиева и его родственников. Первая моя голодовка была еще в 1990 году, тогда 300 человек выступили на Старой площади против правления первого секретаря Компартии Кыргызстана МАСАЛИЕВА. Именно после этого пришел к власти Аскар АКАЕВ. Второй раз я голодал в 2002 году в Аксы, где произошли самые кровавые события в истории нашей страны погибли 7 мирных манифестантов.
— 6 апреля депутатов Жогорку Кенеша неожиданно отправили на краткосрочные каникулы. Говорят, им было приказано срочно выехать по своим регионам, чтобы уговорить людей не выходить 11 апреля на массовую акцию протеста. Так ли это?
— Наш парламент нельзя назвать полностью карманным. Пробакиевских депутатов осталось максимум 25 человек. Именно они и выехали по своим регионам проводить агитацию среди населения. Среди депутатов парламента очень много центристов, есть и наши сторонники, которые поддерживают “фронтовиков” Кулова морально и материально.
— С момента начала вашей бессрочной политической голодовки к вам в юрту стал часто наведываться премьер-министр Кыргызстана Алмаз АТАМБАЕВ… Буквально несколько минут назад он снова встретился с вами. О чем, если не секрет, был разговор?
— Он уговаривал меня прекратить голодовку. Несмотря на то что в прошлом мы были очень близкими друзьями, почти с детства, я категорически отказался. Он просил меня уговорить Кулова сесть за стол переговоров с Бакиевым. Я сказал: ни о каких переговорах и речи быть не может.
— На пресс-конференции премьер-министр сообщил журналистам, что в случае обострения ситуации он готов выйти навстречу митингующим на площадь… вместо Бакиева.
— Я посоветовал ему не выходить на площадь 11 апреля, иначе гнев народа может обрушиться на него как на сторонника Бакиева и его могут забросать камнями. Но он уверен в том, что народ выслушает его и разойдется по домам.
Алмаз очень противоречивый человек. На митинге в ноябре 2006 года он выступал против Курманбека Бакиева и публично обозвал президента “политическим трупом”, а его семью обвинил в криминале и коррупции. Но не прошло и пяти месяцев, как он полностью перешел на сторону Бакиева. Сегодня он мне сказал, что готов создать по нашему требованию коалиционное правительство. Но при этом заявил, что 80 процентов членов коалиции будут составлять исключительно бакиевские сторонники.
— Не так давно в Интернете в ваш адрес прозвучала угроза физической расправы от сына Курманбека Бакиева Максима. Это правда?
— Это не первый случай угроз с его стороны. Он и раньше постоянно звонил мне лично по телефону и угрожал членам моей семьи. Я ответил ему тогда, что если он мужик, пусть встретится со мной один на один. Но он отказался. С начала этого года он стал посылать ко мне чиновников высокого ранга, предлагал должность и большие деньги полтора миллиона долларов, чтобы я отказался выступать против его отца. Я отказался, а он стал открыто угрожать мне физической расправой, обложил данью моих друзей-бизнесменов. Буквально недавно Максим БАКИЕВ передал через своего связного письмо, в котором назначил точную дату моей смерти. Я считаю это мальчишеством. Максиму всего 23 года. Но он уже крутой бизнесмен считается в Киргизии официальным миллионером, не так давно декларировал 25 миллионов долларов. Он владеет всем имуществом Акаева, является акционером нескольких киргизских банков и телеканалов.
— Что может произойти, если президент не захочет отдать власть мирным путем?
— Бакиев не такой, как Акаев, он очень упертый. Я не исключаю, что он может дать команду стрелять по толпе, как это было в 2002 году в Аксыйском районе, когда погибли 7 человек и более 20 получили тяжелые увечья. Ведь именно тогда Бакиев занимал пост премьер-министра при Акаеве, и кое-какие факты подтверждают его прямую причастность к этой трагедии. В Бишкек подтягиваются сторонники президента из регионов. Есть вероятность, что акция протеста может перерасти в открытое столкновение между севером и югом Кыргызстана.
— В случае победы Кулова и проведения досрочных выборов президента в этом году намерены ли вы выдвинуть свою кандидатуру на пост главы государства?
— Не будем пока делить шкуру неубитого медведя. Но если случится, что я стану президентом республики, то обещаю, что одним из первых моих эксклюзивных интервью будет интервью газете “Время”.
Газета “Время”