Тохтасун АРУПОВ, отец узника Гуантанамо Сухрата Арупова: При виде шприца сына охватывает страх

В селе Кызылшарык Енбекшиказахского района Алматинской области почти каждый житель знает дома, в которых живут недавно освободившиеся узники американской тюрьмы Гуантанамо на Кубе. Поэтому найти их не составило труда. Семьи Айту АБЫКАНОВА, о котором мы рассказали в прошлом номере (см. “Мама, я вернулся из Гуантанамо”, “Время” от 28.4.2007 г.) и Сухрата АРУПОВА живут рядом, на одной улице.

После беседы с Айту мы направились к дом Аруповых. Но застать Сухрата дома не смогли.

Сухрат переехал жить к своим сестрам в Алматы, — рассказывает его отец Тохтасун. — Оставаться здесь он не захотел. Село у нас маленькое, сплетни разносятся быстро. Поэтому он и решил уехать в столицу, подальше от расспросов и любопытных глаз. А в городе устроился в чайхану.

Встретиться с Сухратом в Алматы мне, увы, тоже не удалось не позволили родственники.

После Гуантанамо он никак не может прийти в себя, ему часто снятся кошмары по ночам, — рассказывает его сестра Гульбахар. — Он хочет поскорее всё забыть.

Я также мог бы отказать вам и скрыть то, что произошло с моим сыном, — рассказывает Тохтасун Арупов, — но молчать больше нет сил. Пусть люди узнают об этой тюрьме. В Гуантанамо до сих пор сидят ни в чем не повинные люди. А ведь это чьи-то сыновья и мужья, которых подвергают бесчеловечным пыткам. Как истинный мусульманин, я должен помочь своим братьям по вере и рассказать вам то, что поведал мне Сухрат.

…В начале 1999 года Духовное управление мусульман Казахстана объявило набор желающих получить духовное образование за рубежом. В числе претендентов был и Сухрат Арупов. Через года два он уехал в Пакистан. После первого курса его направили на практику в Афганистан, где во время антитеррористической операции он попал в плен к пуштунам. Его и Айту пообещали выпустить, но слова своего не сдержали…

— Айту Абыканов утверждает, что их продали американским военным за пять тысяч долларов…

Да, это так. Их представили как членов движения “Талибан”. Но сын мой об этом узнал только в Гуантанамо.

— По словам Айту, ваш сын часто подвергался пыткам в этой тюрьме…

Под дулом автомата его заставляли часами сидеть перед американскими солдатами на коленях, держа руки на затылке. Его закрывали в отдельной железной камере, похожей на контейнер. На потолке этой камеры было небольшое отверстие, через которое внутрь поступал холодный воздух. С утра до вечера в камере гремела музыка. Сухрат рассказывал мне, как во время допроса ему делали какие-то уколы в вену, после которых жутко болела голова и ныли кости. Два года его постоянно избивали. А после бросали в камеру. Медицинскую помощь никакую не оказывали. Факты надругательства американских солдат над Кораном действительно имели место. Солдаты США раскладывали Священное писание мусульман в туалетах и даже спускали его в унитаз.

— Когда вы узнали о том, что ваш сын сидит в Гуантанамо?

— В середине прошлого года. Об этом нам сообщили каэнбэшники. Сначала я им не поверил. Тогда в знак доказательства они мне показали письма Сухрата. Я узнал его почерк. Когда маме Сухрата Нурбуви сообщили, где находится сын, она тут же слегла он был ее любимчиком. Я и сам тогда неважно себя почувствовал: дали о себе знать старые болячки. Я ведь инвалид третьей группы.

— Вы обращались в международные правозащитные организации и в посольство Соединенных Штатов в Казахстане?

— Да. Большую помощь нам оказали чекисты. Они и направили запрос американской стороне о находящихся в Гуантанамо казахстанских узниках. Дело сдвинулось с мертвой точки только после встречи Джорджа БУША с президентом Казахстана Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ. Говорят, во время встречи наш президент потребовал выдачи казахстанских военнопленных. В декабре прошлого года моего сына и еще двоих узников доставили американским самолетом в Алматы. От сопровождения нашими спецслужбами из аэропорта домой я отказался. На казахстанской земле ему ничего не угрожает.

— Каково сейчас состояние здоровья Сухрата?

— Он был очень ослабленным, постоянно жаловался на усталость. Его несколько раз показывали врачам, но от одного вида шприца его охватывает панический страх. Мама сама решила выхаживать его так постепенно и поставила на ноги. Прошло уже почти полгода после возвращения, сейчас он чувствует себя нормально. Устроился на работу. А совсем недавно Сухрат сообщил нам радостную весть: в этом году он собирается жениться. Даст Аллах, я еще понянчу внуков!..

Газета “Время”