Властное лицемерие и его жертвы

Женщины продают свое тело, плюя в лицо безнравственного государства

Проституция обнажает самую суть
социального положения женщины.
То, что проституция делает зримым –
это не пол женщины, а ее униженность.

Айрис Мердок

Улица Саина для Алматы такая же характерная черта современности, как коррумпированные чиновники и их трехэтажные “лачуги”. Нищета и неустроенность продолжают толкать на панель. Однако данный вектор во властных кабинетах плохо сочетается с заявленным курсом в 50 конкурентоспособных стран. Результатом этого становится борьба с проституцией, но никак не с причинами, ее порождающими. Действия властей вновь противоречат декларируемым принципам. Ведь если во главу угла ставятся либеральные ценности, то почему государство мешает людям распоряжаться своим телом по обстоятельствам?

Групповой портрет

Среди работниц коммерческого секса улицы Саина крайне трудно встретить кого-нибудь с законченным высшим образованием. Зато очень много матерей-одиночек, что достаточно внятно показывает общую ситуацию. Учитывая нахождение данной улицы в южной столице, вполне объяснимо присутствие на ней алматинок. Вместе с тем, жительницы мегаполиса отнюдь не составляют здесь большинство. Основной контингент работающих приходится на представительниц регионов, которые не относятся к “точкам экономического роста” — от глубокого Юга до местного Севера. С другой стороны, вряд ли можно найти девушку из Актау. Основной возрастной коридор – 20-30 лет.

Девушки с Саина – это своеобразный полусредний класс проституток Алматы. Они и не элитные, и не находящиеся на профессиональном дне. До уровня “средний класс” также не дотягивают, поскольку вынуждены работать на улице, а не в более комфортных условиях – на дому, при ресторане или сауне. В силу сравнительной многочисленности контингента, он чем-то напоминает компот, где есть и сливы, и вишни, и яблоки. Поэтому можно встретить и малолеток, и наркоманок. Есть и такие, кого на местном жаргоне называют “СПИД-инфо”.

Трудовым отношениям в плане организации производства присуща разноплановость. Одни девушки работают с сутенерами, то есть деньги отдаются “менеджеру” и уже он устанавливает процент заработка собственно для проституток. Пожалуй, это самая бесправная категория “жриц любви”. Еще одну большую группу составляют те, кто работает с “таксистом”. Здесь уже проститутки платят человеку, который выполняет функции транспорта, “силового ресурса” и “разводок” с полицейскими. Остальные работают сами на себя в автономном режиме. Часто это работницы коммерческого секса, ранее прошедшие стадию труда с сутенером или таксистом.

Инфраструктура

За те продолжительные годы, что улица Саина функционирует не только как транспортная магистраль, проложенная через спальный район, она обросла различными необходимыми объектами по своему второму профилю. В первую очередь речь идет о гостиницах, где номера сдаются в почасовую плату. Дополнительно к этому имеются круглосуточные магазины и аптеки, кафе, услуги такси. Вообще, в плане инфраструктурного обеспечения секс-индустрии особого недостатка в чем-либо не ощущается. Поскольку гостиниц много, то и клиенту, в зависимости от его состоятельности, могут предложить от номера люкс или сауны в аренду, до комнаты с кроватью в “спартанском” стиле.

Базовой ценой за час можно считать сумму в две с половиной тысячи тенге, но при определенных обстоятельствах она может повышаться и понижаться. Местные работницы коммерческого секса крайне неохотно соглашаются обслуживать клиентов вне стен гостиниц, за которыми многие как бы неформально закреплены. Причина в первую очередь в вопросах безопасности, поскольку охрана в таких заведениях обычно ответственная. Когда в гостиницах нет мест, то девушки предпочитают немного подождать, нежели отправляться в другое заведение (подобные технические простои клиентом не оплачиваются).

Вообще-то по профилю секс-услуг улица Саина работает круглосуточно, однако ночью женщин гораздо больше. Сказывается как фактор часа пик со стороны потребителей, так и нежелание, чтобы их пристально рассматривали из проезжающего транспорта или просто праздно шатающиеся прохожие, для которых поглазеть на путан является формой досуга (таких людей не так мало, как может подуматься, вероятно, сказываются масштабы мегаполиса). “Точки” постоянной дислокации проституток давно устоялись, а потому жители близлежащих домов стараются в них не задерживаться, если по каким-либо делам им нужно там пройти.

Враги

В тот день, когда полицейских на улице Саина назвали “шакалами”, на безобидного санитара из пищевой цепочки легло пятно несмываемого позора. Именно полицейские представляют собой то зло, нейтрализовать которое собственными силами секс-индустрия улицы не в состоянии. В этом один из главных парадоксов: проституция в Казахстане как бы незаконна, но “пасут” ее полицейские, как бы блюстители закона.

Если страховкой от недобросовестных или опасных клиентов для проституток являются гостиницы и принцип оплаты вперед, то против полиции все это бесполезно. Законодательно люди в погонах много вреда работницам коммерческого секса причинить не могут, но они стараются. К примеру, если у девушки нет документов, то ее могут направить в спецприемник с бомжами, место далеко не санаторное. Правда, здесь многое зависит от самой проститутки – есть и такие, что могут свести издержки от контактов с “блюстителями порядка” к минимуму, но это уже фактор особенностей психологического и поведенческого склада.

Таксой для разового прекращения контакта с полицией (в случае задержания) выступает тысяча тенге (как минимум). Если денег нет, то полицейские могут взять “натурой”. Но если имеются средства, то девушки всегда платят, поскольку “шакалы” любят издеваться. Девушка без документов из другой страны (обычно Кыргызстан и Узбекистан) – это излюбленная жертва полицейских. Если у нее нет надежной “крыши” или правдоподобной легенды что она, к примеру, из Тараза, то ей лучше на улице Саина не появляться.

Фактически улица Саина отдана полицейским “в кормление”, и кормятся они там в большом количестве. Пожалуй, только приезд высокопоставленных гостей, акции оппозиции и снос домов а-ля Шанырак привлекают больше стражей порядка, чем улица Саина в будни. Поскольку работа с контингентом проституток несет полиции прямую материальную выгоду, плановые “отработки” по концу месяца начинаются здесь сразу, как только календарный месяц перевалил за половину.

Дорога вниз

Главными причинами, толкающими женщин на панель, остаются социально-экономические условия. Один человек, представившийся “менеджером” (слово “сутенер” ему не нравится, и оно не отражает всего спектра выполняемых функций) с улицы Саина, даже высказал что-то вроде сожаления, что нищета и неустроенность заставляют заниматься проституцией всех без разбора, а не только тех, кто имеет к этому хоть какие-то навыки и предрасположенность.

На взгляд нашего источника, проститутка – это не только требуемые телесные данные, но и характер, взгляд на жизнь, определенный стиль мышления и поведения, голова на плечах. Он привел даже чей-то афоризм: хорошая девушка должна уметь делать все то же самое, что и плохая, но поскольку она хорошая, то должна это делать хорошо. Сам “менеджер” в Амстердаме не был, но уверен, что на улице Саина и вообще в Алматы в плане секс-индустрии все обстоит намного хуже. “Очень многие здесь работают, просто чтобы не стоять с протянутой рукой”, — заметил он.

Масштабное предложение интим-услуг на улице Саина (если в это время не идет крупная “отработка” с целью улучшения материального положения и жизненного тонуса сотрудников МВД) свидетельствует о том, что остаются нерешенными в первую очередь социальные проблемы, вынуждающие женщин торговать своим телом. Здесь и то, что у безработицы женское лицо, женский труд оплачивается ниже мужского, матери-одиночки не получают должной заботы со стороны государства, зарплаты в отраслях, где обычно работают представительницы прекрасного пола, больше похожи на пособия, и многое другое.

Порой ситуация на обычной работе складывается так, что женщине приходится и работать, и выполнять функции проститутки за одну зарплату. Ничего удивительного, что кто-то выбирает более оптимальный путь – идет работать на панель. Бывают и чисто криминальные ситуации, когда девушки занимаются насильственной проституцией или таким способом должны отрабатывать повисший на них долг. Вот здесь бы полицейским и вмешиваться, но “команда МВД” на улице Саина обычно играет на стороне сутенеров. Из представительниц секс-индустрии, с кем удалось пообщаться, никто не воспринимает человека в полицейской форме (или в штатском, но с полицейской “корочкой”) как лицо, которое может оказать помощь. Для них это четкий источник опасности.

В силу закона больших чисел, на улице Саина среди проституток существует заметная дифференциация. Одни сами выбирают себе клиентов (то есть пойдут не со всяким), другие не торгуются с потребителями (а поторговаться, как показывает практика, многие посетители этой улицы любят), а третьи согласны на все, лишь бы платили. Последнюю группу во многом составляют наркоманки, для которых заработок измеряется ни сколько деньгами, сколько “уколами”.

Выход есть

В принципе власть признает наличие этих проблем, но шагов к легализации проституции не делает, искусственно оставляя ее в сфере криминала. Силовые акции и нахождение проблемы в компетенции правоохранительных органов только усугубляют ситуацию.

Регулярно от крупных государственных деятелей можно услышать фразы о необходимости сохранения нравственности и борьбы с такими аморальными общественными проявлениями, как проституция. Однако в свете реальной социально-экономической ситуации и практики работы правоохранительных органов подобные утверждения выглядят как лицемерие. Либо полная некомпетентность в данной проблеме.

Когда записные моралисты, страдающие за Отечество за деньги, начинают призывать проституток к нравственности, то это воспринимается либо как откровенное ханжество, или как желание представить свою импотенцию формой борьбы с падением нравов.

Что касается общества, то есть людей, живущих на улице Саина, то они в целом относятся к проституткам с гораздо большим сочувствием, чем государственные институты. Разве что молодые женщины вынуждены порой соблюдать определенные ограничения в нарядах, когда идут по своим делам, чтобы к ним не подходили с тривиальным вопросом “вы работаете?”. Хотя встречаются и такие, кто относится к подобным казусам с юмором. На Саина жизнь видится как она есть, без ретуши официальных отчетов о достигнутых результатах.

Здесь можно наблюдать картину, когда вечером ребенок на трехколесном велосипеде в компании с папой и мамой едет мимо “ночных бабочек”. Каждый вышел на улицу Саина по своим делам и старается не мешать друг другу. Разумеется, высокая концентрация развратной малышни, праздношатающихся гуляк, голодных в сексуальном плане мужчин, людей навеселе, околокриминальных элементов и полиции неизбежно ведет к конфликтам. Но серьезные инциденты обычно происходят глубокой ночью, когда обыватели уже в своих квартирах и спят, а случайные прохожие в это время не ходят.

Астана заявляет о приверженности либеральным ценностям, где свобода человека выступает краеугольным камнем. В свете декларируемых принципов государство должно разрешить своим взрослым гражданам поступать с их собственным телом, как они считают правильным в складывающихся жизненных обстоятельствах. А параллельно с этим решать проблемы, благодаря которым улица Саина в жару и непогоду, в любое время года не испытывает дефицита кадров.