“Грабли, в отличие от людей, тут же встают, когда на них наступают”.
Леонид С. Сухоруков
Поляризация по земельному вопросу вступила в новую фазу. На полюсе собственников недвижимости, у которых ее хотят отнять, пошел процесс консолидации. Республиканское общественное объединение “Шанырак — Казахстан” призвано противостоять тем, кто давно консолидировался на противоположном полюсе – акиматы, организации вроде “Алматыжер”, ангажированные суды и правоохранительные органы.
“В большой стране небольшому населению не хватает земли, и это принимает взрывоопасный характер”, — заявил на пресс-конференции в Алматы Асылбек Кожахметов, избранный председателем создающегося РОО “Шанырак – Казахстан”. Одним из самых показательных проявлений этого процесса стали события в алматинском пригороде Шанырак 14 июля 2006 года и последовавший за ними девятимесячный судебный процесс.
Общественный деятель Жасарал Куанышалин относительно судебного приговора, по которому, среди прочего, четыре человека получили сроки тюремного заключения от 14 до 18 лет, заметил: “Судебный приговор солидный по объему, но легкий по содержанию. Он незаконный”. “Удивился, насколько суд пошел на поводу у лжесвидетелей и лжесвидетельств”, — подчеркнул он.
В качестве примера Жасарал Куанышалин привел свидетельские показания полковников полиции, которые под присягой сообщили, что оружие не применялось. Хотя фотографии стрелков-полицейских и гильз от резиновых пуль с первых дней тех событий выложены в Интернете. “Фактически были осуждены невинные люди, а те, кто совершал преступления – уведены от ответственности, — подвел он итог. – У нас не судебная система, а система по исполнению политического заказа”.
В приговоре суда оправдали только одного инвалида, которого не совсем понятно как привлекли по шаныракскому делу. Адвокат Онгарбай Мамытбаев привел пример, как в застенки отправили человека за то, что он якобы танцевал на сгоревшей пожарной машине. И такой случай не единственный.
“Самозахватчиками считают и нас – владельцев земельных участков”, — констатировала ситуацию Елена Кошелева, представляющая собственников недвижимости в квадрате Розыбакиева – Аль-Фараби – Кожабекова – Гагарина. “Люди, подписав уведомление о выселении, фактически подписывают себе смертный приговор. Суды принимают иски вопреки закону и здравому смыслу”, — отметила она.
О степени общего накала ситуации говорят те факты, что судебных исполнителей в последнее время разъяренные граждане стали избивать. “Шанырак – Казахстан”, со своей стороны, хочет способствовать переходу ситуации в правовое русло. Могут ли акиматы так вольно распоряжаться землей? Данный вопрос в общественном движении планируют всесторонне изучить и донести до общественности что законно, а что нет.
Правда, вызывает вопросы проблема законной защиты в условиях тотального беззакония. “Нам надо менять систему власти. Пока этого нет, придется бороться на пределе закона”, — считает Асылбек Кожахметов.
“Сложность в том, что власть сама нарушает закон и заставляет людей идти на беззакония”, — заметил Жасарал Куанышалин.
Хватает здесь и парадоксов. Елена Кошелева обратила внимание на следующий момент: “Законы на стороне собственников. Надо заставить их работать”.
Общественный деятель Бахыт Туменова сообщила, что представители НПО будут бороться и по линии национальных стандартов. “Иметь жилье – должно войти в национальный стандарт Республики Казахстан”.
Республиканский статус “Шанырак – Казахстан” подразумевает широкую представленность в регионах страны. “Будем отталкиваться от инициативы регионов”, — объяснил принцип организационного строительства Асылбек Кожахметов. Горючего строительного материала в республике предостаточно. Что касается финансирования, то в основу положен принцип многоканальных источников и отказ от денег финансово-промышленных групп.