Дорога из Алматы в Рим проходит через Чимкент, если двигаться на запад.
Чимкент – это город в южном Казахстане, вокруг которого погибли древние города, оставившие после себя скелеты полустертых фундаментов и черепа мавзолеев и мечетей; это город – где заразились СПИДом более сотни детей; это город – в окрестностях которого ломались не только кости культур и цивилизаций, но совершенно недавно сломали ребра и выбили зубы философу и еще в тюрьму пытаются посадить или в сумасшедший дом; это город – в котором хотят организовать Чимкентскую биеннале; это город – в котором пересекаются много дорог; Чимкент – это город в южном Казахстане, в котором живет и работает художник Саид Атабеков.
В пригородах Чимкента и была создана фотосерия “Дорога в Рим”. Южноказахстанский участок дороги пустынный и строгий. Иссушенная степь и одинокий объект – метафора микшированной цивилизации, лоскутной культуры: где архаический бесiк (казахская люлька) обтянут камуфляжной тканью, или модернизирован перекладиной в виде автомата Калашникова. Где из земли торчат ржавые могильные знаки, идентифицирующие покойных (или покойного?) как представителей трех религий – иудаизма, христианства и ислама; где не доехали до Рима старый трактор и новенькая противопожарная машина… Объекты застыли, замерли, направление движения задано, но картина мира остается статичной – желанный, центровской, райский Рим остается недосягаем.
Продолжает традиционную для Саида Атабекова антимилитаристскую тему серия объектов-халатов. Двусторонние халаты, облицованные тканью с восточным орнаментом с одной стороны и камуфляжным рисунком с другой, будем надеяться, не станут брендами нашего региона.
Видеопроекты Саида Атабекова пафосны и монументальны, продолжительны и медитативны.
Четырехканальная видеоинсталляция “Кокпар” (кокпар – народная казахская и не только казахская игра, в которой участвуют всадники, дерущиеся за тушку козла; победитель может быть только один, правил не существуют) — современная видеофреска, кроме явных отсылок к классическим батальным сюжетам, типа “Битвы при Ангиари” Леонардо да Винчи, еще и пародирует батальные панорамы исторических музеев. Древнее событие оказывается документально зафиксировано, история и современность тождественны, а война вечна.
Видеоисповедь “Walkman” — трагический автопортрет художника, под музыку Альбинони.
Сюжет видео “Неоновый рай” — перформанс Саида в образе дервиша, но с медицинским рюкзаком и с крестом на кармане, отдающего молитвенные поклоны вратам супермаркета, видимо, спутав их с вратами в рай.
Все казахи попадают в рай.
Выставка продлится до 23 ноября.
Куратор Дастан Кожахметов
E-mail: dastan@scca.kz
СЦСИ-Алматы: VIP-городок “Алем-2”, 110 пятно, тел.: (727) 320-12-03, 320-12-04; www.scca.kz