Так уж издавна повелось, что Вооруженные Силы олицетворяют собой в первую очередь само государство. Иными словами, та или иная армия является практическим и зеркальным отражением того, что творится в ее стране. И именно поэтому в ряды защитников Родины всегда стараются отобрать самых лучших, достойных, которые бы отличались не только великолепным физическим состоянием, но и высокими моральными качествами — честностью, порядочностью, готовностью оказать помощь в любую минуту. И уж если этот критерий является основным для формирования всех Вооруженных Сил в целом, то для элиты армии — военнослужащих Пограничных войск — он должен быть наиглавнейшим.
Что же получается на поверку у нас в Казахстане? Если судить по просочившейся недавно в широкие народные массы информации о пресечении деятельности целой группы, которая “промышляла” на железнодорожной станции “Бейнеу”, то можно с полной уверенностью говорить, что все нелестные отзывы российских, китайских, узбекских и других туристов, пересекающих границу с Казахстаном, имеют не то чтобы право на существование, а железобетонное основание. “Сколотили” эту группу грабителей наши блюстители границы и привлекли к участию в ней сотрудников транспортной полиции и даже нескольких главарей преступных банд. Работала эта государственно-криминальная структура на маршруте “Кунград-Бейнеу-Кунград” и обирала на этом железнодорожном отрезке всех, кто хоть мало-мальски создавал впечатление человека обеспеченного. Таковых, как выяснилось, оказалось впечатляющее большинство из всех пассажиров. К такому выводу пришли сотрудники ДКНБ по Мангистауской области, которые после сотен заявлений ограбленных и обобранных казахов и узбеков все же вывели пограничников на чистую воду. И это те люди, которые первыми встречают гостей нашей республики и последними их провожают? Ведь именно от них в первую очередь зависит тот имидж, который будет иметь Казахстан в глазах иностранных граждан.
К тому же в ходе следствия также выяснилось, что эта группа кроме всего прочего являлась активным пособником и посредником в деле торговли трудовыми мигрантами. И это те бойцы, которые должны с честью защищать границы и соблюдение законности на границе? Ведь неизвестно, кто под маской “трудового мигранта” пытается пролезть в нашу страну в обход оформления соответствующих документов.
Хотя… К большому сожалению, подобные эксцессы далеко не редкость в рядах Пограничной службы Казахстана. И об этом знают уже все наши соседи, чьи граждане хоть раз пересекали наши границы и которые, тем не менее, даже в течение одного пребывания оказывались под давлением машины, имеющей название “система поборов казахских силовиков”. И именно поэтому наши пограничники стали уже притчей во языцех и главными “действующими лицами” путеводителей для туристов, которыми последних снабжают туристические агентства, например, Российской Федерации, дабы их клиенты не стали жертвами уловок таких вот грабителей “в законе”.
А подобных уловок, как выясняется, существует немало. Самая распространенная из них, по словам потерпевших, несанкционированные проверки граждан на блок-постах, которые устраивают, когда им вздумается, и погранцы и сотрудники миграционной полиции. Предпочтение этому виду поборов отдают в Южно-Казахстанской области. Представьте себе ситуацию, что вас, измотанного в очереди, в отсутствии санитарных условий, голодного и холодного с недооформленными все теми же “миграционниками” документами вдруг, без предъявления каких-либо ордеров, разрешений и т.д., выдергивают из нестройных рядов таких же страждущих получить миграционную карту и заставляют выворачивать все вещи, которые, к слову, уже прошли несколько этапов таможенного контроля. При этом тут же из воздуха находятся причины, по которым вы, оказывается, не можете проехать в Казахстан. Но после того как в том же самом воздухе возникнет определенная сумма денег, все причины испаряются сами собой, и вы получаете вожделенное разрешение.
Скажите, с каким чувством после этого гость въезжает на территорию нашей страны? С каким чувством он нас покидает и какое впечатление останется у него от всех казахов? Ведь отношение к пограничнику-взяточнику автоматически будет проецироваться на всю страну.
Другим источником дохода все тех же пограничников-“южан” являются уже сами миграционные карты. Вернее отсутствие некоторых сведений в таковых. На днях, готовясь к написанию этого материала, я решил собственными глазами увидеть, что же творится, как говорится, “на местах”. С этой целью я побывал на ближайшем мне блок-посту в населенном пункте “Ленинский”, расположенном в Южно-Казахстанской области. Здесь мое внимание своим на первый взгляд скандальным поведением привлекла женщина, которая только-только оказалась в нашей стране из сопредельного Узбекистана.
Как выяснилось, возмущаться и костерить на чем свет стоит наших пограничников иностранка имела полное право, потому что в миграционной карте ей попросту не поставили числа выдачи. “А ведь через несколько дней, когда я буду возвращаться в Узбекистан, они же у меня и спросят, почему здесь не отмечена дата въезда в Казахстан, и обвинят в незаконном получении карты. Точно так же со мной поступили два месяца назад. Пришлось откупаться. Без денег и в этот раз, видимо, не обойдется, иначе какую-нибудь политику или уголовщину начнут вешать. Было уже такое со знакомыми. Тогда отдавали даже больше. Совсем ваши пограничники обнаглели, устроили из государственной границы собственную кормушку”.
И женщина права, что называется, на все 100 процентов, ведь для нее в этот момент, да и в последующее время весь Казахстан будет ассоциироваться с некоей преступной бандой взяточников, мздоимцев и стяжателей. А вернувшись домой, она, к сожалению, расскажет, что для того, чтобы побывать в Казахстане кроме официальной платы каждый должен быть готов выплатить и “шапку” господам пограничникам и иже с ними, несущими службу на рубежах нашей родины, которая в иных случаях многократно превышает законные тарифы.
Не хотелось бы приводить всевозможные примеры не в свою пользу, но все же. Совсем недавно — летом — я со своей знакомой побывал в Ташкенте, в местном Аквапарке. Так вот само пересечение границы уже на узбекской территории заняло у нас не более пятнадцати минут, без каких-либо намеков, вымогательств и т.д. Мы пробыли в столице Узбекистана два дня, полностью ощутив на себе то, что зовется гостеприимством. А вот возвращение домой несколько сорвало полученное в Узбекистане приятное впечатление, потому что уже на нашей территории мы вынуждены были стоять и ожидать итога тугих и вялых действий казахстанских полицейских, работающих на допотопной технике и пограничников, “зорко” охраняющих границу, в течение двух с половиной часов. Не хочу кого-то хвалить, но все познается в сравнении. Кто не верит, может убедиться сам.