“Цифры смерти”

О том как тасуют случаи материнской смерти в роддоме Талдыкоргана











В 2000 году родилось 220 тысяч детей, в 2006 году – 290 тысяч. Уверен, что введение данных мер приведёт к ещё большим позитивным демографическим изменениям – из Послания Президента РК “Новый Казахстан в новом мире”











Наверное, не зря Президент Н.Назарбаев в своем Послании народу отметил исключительное значение защиты материнства и детства. Ведь “Новый Казахстан в Новом мире” начинает строиться нами, а продолжить общее дело придется нашим детям. И чем больше появится на свет маленьких казахстанцев сегодня, тем “крепче” станет завтрашний Казахстан.

Ситуация благоприятная, экономика на подъеме, у людей стабильная работа, уверенность в будущем. Стало быть, больше браков и меньше разводов. Однако, увы, уровень материнской и младенческой смерти в республике не становится ниже.

Казахстан использует советское определение живорождения, гораздо менее строгое, по сравнению с Всемирной организацией здравоохранения, используемое в мире. Детская смертность подсчитывается как процент от числа живорожденных, а потому можно предположить, что показатель детской смертности в Казахстане был бы выше, если бы использовалось международное определение.

По данным ЮНИСЕФ, в 2001 году Казахстан занял 83 место в мире по уровню детской смертности. Для сравнения — Норвегия, Швеция, Швейцария и Сингапур разделили 187 место, а Сьерра-Леоне, имея наихудшие показатели, заняла первое место.

По данным Министерства здравоохранения РК, младенческая смертность в Казахстане снизилась с 28 смертей на 1000 новорожденных в 1993 году до 19,4 в 2001. Большинство смертей приходятся на ранний период, причем половину потенциально можно было предотвратить при наличии качественных перинатальных услуг.

Коэффициент материнской смертности — это количество материнских смертей в год на 100.000 новорожденных младенцев. Опять же по данным Министерства здравоохранения и ЮНИСЕФ, в последние годы коэффициент материнской смертности в Казахстане оставался высоким. В 2001 году в республике было зарегистрировано около 61 случая материнской смерти на 100.000 рождений.

Одним из важных показателей является доля детей, родившихся при квалифицированном родовспоможении. В Казахстане этот показатель близок к 100%, то есть подавляющее большинство наших женщин рожают в родильных домах. Однако то, что материнская смертность при этом остается высокой, дает основания полагать, что существуют серьезные проблемы с качеством предоставляемых медицинских услуг.

И это в условиях, когда мало-помалу казахстанские роддома начинают оснащать современным перинатальным оборудованием. В чем же проблема? Нехватка квалифицированного медперсонала? Отчасти, да. Но это отдельный разговор. А сейчас случай “принятия родов” в одном из медучреждений Алматинской области.

“Принятие родов” — взяли в кавычки, потому как же именовать медицинский бардак, когда роженицы умирают по халатности врачей. И потом же эти факты смерти фальсифицируют как “произошедшие в силу других заболеваний”. В других медучреждениях города.

Несмотря на разбирательства по заявлениям родственников умерших, виновные через свои “связи” в прокуратуре и областном департаменте здравоохранения, возможно в очередной раз уйдут от ответственности.

В обычной казахстанской семье с радостью ждали рождения первенца. Как обычно будущая мать обратилась в Областной перинатальный центр г.Талдыкоргана. Девушка до конца беременности наблюдается в госучреждении, и, наверное, родила бы там благополучно. Если бы по непонятной причине ее и некоторых других “зажиточных” пациенток не направляли бы рожать в малоизвестное ТОО “Ак бата-Алем”. Нет, безусловно, возможно, главврач Умыт Артыкбаева действовала по положительным побуждениям. Мол, в “Ак бата-Алем” роды проходят “качественнее”, все же частная клиника – “особый уход”. Но г-жа Артыкбаева забывает упомянуть о том, что директором клиники является ее знакомая Светлана Бекбергенова. Ничего страшного, кто в наш век не помогает таким образом своим родственникам, друзьям, подругам… Настораживает то, что в подобных “Ак бата – Алем” и “Областной перинатальный центр” наблюдаются частые случаи материнской смертности. К сожалению, наша девушка в возрасте 21 год скончалась.

Родственники беременной попытались узнать причину смерти. В “Ак бата – Алем” ответили, что роженица поступила в тяжелом состоянии, возможно “после побоев мужа”. Понятна реакция родственников, решивших прояснить ситуацию у самого супруга. Можно догадаться, какие чувства он испытал. Поэтому и обратился в местную прокуратуру с целью прояснить истинные обстоятельства смерти супруги.

Внеплановая проверка “Ак бата-Алем” и “Областного перинатального центра” в присутствии главного врача У.Артыкбаевой выявила многочисленные факты ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей медицинскими работниками, некачественное оказание медицинской помощи беременной.

Еще выявлены четыре факта сокрытия материнской смертности, родоразрешенных в Областном перинатальном центре. По данным случаям имеют место расхождения патологоанатомического и клинического диагноза, проще говоря, для того, чтобы снять с себя ответственность врачи пошли на сокрытие истинных причин смерти.

Проверяющие сделали вывод, что областным управлением здравоохранения не обеспечивается должный контроль и координация деятельности перинатального центра, а деятельность патологоанатомической службы г. Талдыкорган неудовлетворительная.

Учитывая факты сокрытия материнской смертности комиссией рекомендовано рассмотреть вопросы о соответствии занимаемой должности зам. начальника управления по родовспоможению и детству Долаевой М.С., главных врачей Мейрбекова М.Б., Артыкбаевой У. Б. , Нурмухамбетовой С. С. Тем не менее, осведомленные лица полагают, что большинство из перечисленных медработников не понесет наказания. Ведь некоторые из указанных уже привлекались к адм.ответственности за сокрытие фактов материнской смерти, но продолжают “принимать роды”, а значит формировать демографическую статистику.

***

Автор, Сергей Златов, имеет документальное подтверждение указанных случаев.