Открытое письмо Президенту РК Н.А.Назарбаеву

От инициативной группы ветеранов-железнодорожников

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Как известно, мы переживаем очень важный и сложный момент своей истории. Проблемы, с которыми мы столкнулись в последнее время, показывают, что всем нам — от рядового работника до руководителей отраслей экономики — надо проникнуться чувством глубокой ответственности за порученную работу. В такой момент очень важно, чтобы на ключевых позициях нашей экономики оказались руководители, глубоко и точно понимающие суть стоящих перед ними задач. Это должны быть до мозга костей профессионалы и практики. Только в таком случае мы будем вправе рассчитывать на успешное разрешение возникающих перед нами проблем.

Казахстан — страна с огромным транспортно-транзитным потенциалом. Об этом Вы не раз говорили в своих выступлениях. От того, как будет дальше развиваться транспортная отрасль, во многом будет зависеть развитие отечественной экономики. В настоящее время положение дел в железнодорожной отрасли не может не вызывать у нас озабоченности.

Наше Правительство, как менеджера, назначило непрофессионала, который ведет себя как временщик. Методы, которыми он руководствуется в своей работе, не только не способствуют решению стоящих перед отраслью проблем, а наоборот, еще более усугубляют их. Это характерно для стиля работы нынешнего президента АО “НК “КТЖ” Ж.Кулекеева. Методам его руководства присущи волюнтаризм и дилетантский подход к проблемам отрасли.

Не успев проработать на должности руководителя компании и полугода, он успел уволить более 100 специалистов из руководящего высшего и среднего звена. То есть из отрасли вынуждают уходить профессионалов-железнодорожников, которые глубоко знают и понимают производственный процесс. При этом подбор и выдвижение новых кадров господином Кулекеевым осуществляется по принципу кумовства и личной преданности, но никак не по деловым качествам.

Для профессионального становления специалиста-железнодорожника требуются долгие годы и последовательное прохождение по всем ступеням производственного роста. Такова особенность железной дороги, но господин Кулекеев этого явно не понимает.

Происходит кадровое ослабление отрасли, пагубные последствия которого скажутся в ближайшем будущем.

Кроме того, мы можем с полным основанием утверждать, что с момента прихода господина Кулекеева наметились тенденции к ухудшению экономических показателей работы железнодорожной отрасли.

Например, можно констатировать устойчивое ежеквартальное снижение темпов роста грузооборота, являющегося одним из базовых показателей эффективности работы железнодорожной отрасли в текущем 2007 году по сравнению с прошедшим 2006 годом.

Если в первом квартале 2007 года рост грузооборота к аналогичному периоду 2006 года составил 8%, во втором квартале — 6,7%, то в третьем квартале – только 2%.

В одном из своих публичных выступлений Ж.Кулекеев уже поспешил заявить, что собирается увеличить в 2008-м году объемы перевозок на 10-12%. Каким образом он собирается выполнить свое обещание, если во второй половине 2007 года наметилась явная тенденция снижения темпов роста грузооборота. Если к тому же учесть, что износ основных средств железной дороги составляет более 70%, то данное заявление Ж.Кулекеева — это очередной блеф.

Железная дорога имеет собственные резервы по увеличению доходности за счет более эффективного использования собственного подвижного состава и в особенности принадлежащего железнодорожным администрациям стран СНГ. Однако нынешнему руководству железной дороги легче просить деньги из бюджета, чем наладить умелый и эффективный менеджмент по управлению железной дорогой.

Хотелось бы отметить, что даже в самый трудный переходный период после развала СССР, когда наблюдался глубокий экономический кризис и связанный с ним резкий спад перевозок, железная дорога не просила денег у государства и обходилась своими силами.

В настоящее время более 50% вагонов, находящихся на железных дорогах Казахстана, являются собственностью стран СНГ. Но используются они крайне неэффективно, так как большинство из них возвращаются собственникам в порожнем состоянии. Так, например, за октябрь 2007 года по внешним стыкам АО “НК “КТЖ” были сданы в сопредельные страны вагоны в порожнем состоянии в количестве более 37 000 единиц. При этом расходы по порожнему пробегу чужих вагонов по территории Казахстана ложатся на АО “НК “КТЖ”. Из-за несвоевременного возврата чужих вагонов АО “НК “КТЖ” ежемесячно выплачивает огромные штрафы железнодорожным администрациям стран СНГ за пользование их вагонами.

Одну из главных причин этих негативных явлений мы видим в неумелом руководстве и непрофессионализме г-на Кулекеева, в его неспособности организовать должным образом работу железной дороги. Но самое удручающее в методах его руководства — это кадровая чехарда. В железнодорожной отрасли с ее полувоенными принципами организации такие методы сразу же отражаются на качестве работы, что, собственно, мы уже и наблюдаем.

По нашему мнению, так продолжаться больше не может, поэтому мы считаем своим человеческим и профессиональным долгом довести до Вас свое видение положения дел на железной дороге. Непрофессионализм и некомпетентность одного человека не должны быть камнем преткновения для дальнейшего поступательного развития важнейшей отрасли Казахстана.

Исходя из вышеизложенного убедительно просим Вас:

  1. Создать компетентную комиссию по проверке соответствия законодательству РК проводимой кадровой политики руководством АО “НК “КТЖ”.
  2. Рассмотреть вопрос о соответствии г-на Кулекеева занимаемой должности.

С искренним уважением,

инициативная группа ветеранов-железнодорожников:

Шамсудинова Роза — почетный железнодорожник, стаж работы в железнодорожной отрасли – 34 года;

Айжулов Ерсен — почетный железнодорожник, стаж работы на железнодорожном транспорте – 43 года, председатель профкома, бывший депутат Верховного Совета РК;

Байкашев Датбек — почетный железнодорожник, стаж работы на железнодорожном транспорте – 33 года;

Алимкулов – почетный железнодорожник;

Умаров Д.И. – почетный железнодорожник, стаж работы – 35 лет;

Ахметов Ж. – почетный железнодорожник, стаж работы – 40 лет.