Таково кредо русского советского драматурга Михаила Филипповича Маршака, публиковавшего свои произведения под псевдонимом – Михаил Шатров.
Не “редактировал” он историю в своих пьесах “Шестое июля”, “Синие кони на красной траве”, “Так победим!”, “Дальше… дальше… дальше!” и других. Не шел на сделки с совестью, не соглашался с цензорами из ЦК КПСС, не лакировал Ленина, как того требовали “шефы”, не улучшал и не ухудшал историческую действительность, не был конъюнктурщиком.
Выигрывал всегда, и у цензоров, и у читателей, и у зрителей. Имел доступ в засекреченные архивы, там находил аргументы против своих строгих оппонентов. В том числе и подлинные ленинские тексты, шокировавшие не в меру рьяных “опекунов”.
Честен и сегодня, объективен по прежнему. В интервью казахстанской газете “Время” (№158, 8.11.2007 стр.24) на вопрос: “Михаил Филиппович, поговорим о 90-летии Октября. Как вы оцениваете это событие с учетом нынешнего исторического опыта?”: ответил: “Так же, как оценивал всегда: как непреложный факт нашей истории, стоящий в ряду других ее событий, таких как Куликовская битва и трагедия Цусимы, как реформы Петра Великого и Петра Столыпина, как Великая Отечественная война и полет Гагарина. В советские времена нас обязывали любить Великий Октябрь… А теперь происходит нечто подобное, но с обратным знаком. Утверждается мысль, что Октябрьскую революцию надо забыть как страшный сон, предать анафеме и покаяться перед миром за все содеянное. Что это как не исторический экстремизм…”.
Не обзывает Михаил Филиппович Октябрьскую революцию переворотом. Революцией называет – непреложным историческим фактом, не уничижает, ставит вровень с Великой Отечественной войной и полетом Гагарина. Он – сын “врага народа”, расстрелянного в 1938 году, объективен: величайшей трагедией называет не личное, а свершившееся 53-мя годами позже событие – развал СССР – с его неисчислимыми тяжелейшими последствиями, равносильными геноциду.
Я из того же поколения советских людей, что и Михаил Филиппович (всего на три года старше), полностью солидарен с ним в его мнении. Мы в одно время жили и мир познавали, ту жизнь воочию видели, на себе осязали, можем сравнивать с нынешней. Сравнение – не в пользу сегодняшней, особенно в отношении нравственной ее составляющей.
Свершившаяся после августа 1991 года трагедия – тоже непреложный исторический факт, не вымарать ее из истории, не затушевать. Статистика, свидетельствующая о ее глубине и обширности, приведена в моих прошлых на эту тему публикациях (распечатки несложно получить по электронным адресам интернет-газет “Навигатор” и “Zona KZ”). Повторяться не буду, приведу лишь свежую цифирь, прозвучавшую 17 ноября сего года по телеканалу “Рахат” в передаче Андрея Караулова “Момент истины”: 11 миллионов человек зрелого (не пенсионного) возраста преждевременно ушло из жизни (погибло) в России с момента обретения ею суверенитета от СССР, проще – его развала, прекращения быть.
Для тех, кого приведенное не впечатлило: в Первой мировой войне людские потери всех воевавших стран составили в итоге 10 млн. человек. А в постсоветской России в мирное время на миллион больше!
Организаторов и творцов постигшей нас трагедии я тоже называл, повторяться нет смысла – имена известны, в историю вписаны прочно, не вырубишь. Нельзя не обратить внимания на многочисленные извращения истории, смыслом которых были перевод вины с себя на противную сторону, внушение пострадавшим, что виновен во всем “тоталитарный режим”, приведший с дозволения “совков” страну к краху.
Отсюда и анафема в адрес Октябрьской революции и возникшего после нее СССР, призыв к покаянию. Ну, не приемлет эгоистически-вожделенческая сущность антисоветчиков “равенства в бедности”, как окрестили они советское общество с его бесплатными здравоохранением и образованием, низкой (почти символической по сравнению с нынешней) платой за жилье и коммунальные услуги, регулируемыми государством, доступными для всех слоев населения ценами на товары первой необходимости, многими льготами для людей труда за счет государства и профсоюзов.
Президент России В.В. Путин, благодаря своему искусству разведчика внедрившийся в их среду и хорошо познавший ее изнутри, 21 ноября на форуме своих молодых сторонников выдал такую правду: “…находятся еще внутри страны те, кто “шакалит” у иностранных дипломатических представительств, рассчитывает на поддержку иностранных фондов и правительств… Это те, что в 90-е годы, занимая высокие должности, действовал в ущерб обществу и государству, обслуживая интересы олигархических структур и разбазаривая национальное достояние… Это те, кто из года в год принимал несбалансированные, безответственные абсолютно бюджеты, обернувшиеся в конце-концов дефолтом, обвалом, многократным падением жизненного уровня граждан нашей страны… Это те, что годами не выплачивал детские пособия, пенсии, зарплаты. Кто в самый трудный период террористической интервенции против России предательски призывал к переговорам, а по сути, к сговору с террористами, с теми, кто убивал наших детей и женщин… Это все те, кто в конце прошлого века привел Россию к массовой бедности… Все эти люди не сошли с политической сцены… Они хотят взять реванш, вернуться во власть, в сферы влияния. И постепенно реставрировать олигархический режим, основанный на коррупции и лжи. Они врут и сегодня…”.
Вернемся к их кривде. Начнем с Октябрьской революции, с их утверждения, что ее не было, а был всего лишь государственный переворот на немецкие деньги. Переворот – это лишь насильственный захват власти, не меняющий существующий строй общества. В российской истории такими были: возведение на императорский престол дочери Петра I Елизаветы Петровны офицерами придворного Преображенского полка, воцарение Екатерины II, после умерщвления ее супруга Петра III ее поклонниками из императорской гвардии, и Александра I – после убийства его отца Павла I противниками последнего. Во всех трех случаях общественное устройство осталось прежним – феодально-крепостническим.
А революцией энциклопедии называют действия, вызывающие качественные изменения всей социально-экономической структуры общества. Социальная революция – способ перехода от исторически изжившей себя формации к более прогрессивной. Например, замена феодализма капитализмом, буржуазными революциями 18-19 веков.
Разве после Октября 1917 года в России не произошли кардинальные изменения в общественном устройстве? Не была ликвидирована частная собственность на средства производства, не изменились производственные отношения, не были экспроприированы у частных владельцев заводы, фабрики, банки? Разве советская власть не выстояла против иностранной интервенции, не победила в кровопролитной Гражданской войне, число жертв которой составили в Красной Армии – 600 тыс. чел., в белой – 200 тыс.?
Два миллиона мирных жителей стали жертвами “красного” и “белого” терроров, 300 тыс. человек погибло в ходе еврейских погромов, более трех миллионов мирного населения умерло от голода и болезней, более двух миллионов (естественно, не из рабочих и крестьян) эмигрировали за границу.
Революцией были российские события Октября 1917 года. Назвать такое переворотом, да еще на “немецкие деньги” – это на уровне россказней знаменитого барона Мюнхгаузена.
Ради чего такое “редактирование” истории? А чтобы внимание со своих сегодняшних деяний отвлечь, на другое переключить. Своих противников больнее уязвить.
О “немецких” деньгах. Маститый русский историк Игорь Яковлевич Фроянов в книге “Октябрь семнадцатого” (Москва, 2002) этому вопросу отвел 64 страницы из 196, т.е. почти треть всего текста, и заключил: “Итак, финансирование революции, осуществлявшееся Парвусом, состояло из “немецких” денег, а также “денег Парвуса”. Первые служили прикрытием для вторых, что до сих пор сбивает с толку исследователей, “зациклившихся” на “немецких” деньгах”. Игорь Яковлевич, проведя обширные исследования по многочисленным (193!) источникам, ни в одном не нашел внятного подтверждения версии получения партией РСДРП(б) “немецких” денег на Октябрьскую революцию. Ссылаясь на работы Д.Шуба “Ленин и Вильгельм II” (с. 237) и Г.М.Каткова “Февральская революция” (с.96) пишет: “В мае 1915г. в Цюрихе Парвус встретился с Лениным, который внимательно выслушал его предложения, не дав ему определенного ответа. Г.М.Катков не без основания утверждает, что “сговора не произошло”.
Предложения Парвуса приняла партия эсеров Керенского; “деньги Парвуса” вкупе с “немецкими” пошли на Февральскую буржуазно-демократическую революцию, свергшую Николая II с императорского престола. “Деньги Парвуса” – это прежде всего деньги американских банкиров, в частности — банкирского дома “Кун, Лейб и К°” (директор Яков Шифф).
Версию получения немецких денег партией большевиков поддерживают не современники Октябрьской революции, а на свою истину претендующие Д.Н.Волкогонов, А.И.Солженицин и Э.Радзинский.
Не “немецкие” деньги сделали Октябрьскую революцию, а как пишет Фроянов: “…вся предшествующая 200-летняя история, накопившая в народе огромный горючий материал. Война и связанные с ней бедствия лишь запалили его”. То есть количество народного гнева превратилось в качество, и произошел социальный взрыв.
Революцю делали не одни большевики из РСДРП(б), но и пария эсеров, и анархисты и еще два десятка партий, список которых приведен в книге американского писателя, очевидца тех событий, Джона Рида “Десять дней, которые потрясли мир”. Молчат об этом антисоветчики, все “шишки – на “комуняков” валят. И хвалят ту жизнь, что в России при Романовых была. Останки семьи последнего из них – императора Николая II – торжественно захоранивают в родовой усыпальнице в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Осанну той дореволюционной жизни поют.
Такую пропел на внеочередном Съезде народных депутатов РСФСР в декабре 1990 года первый ельцинский глава российского правительства И.С.Силаев в адрес П.А.Столыпина и его земельной реформы: “Подумать только, в 1916 году у России имелось до 900 млн. пудов избытка главнейших хлебов!”.
Комментарий Фроянова: “Не понятно только, почему к лету 1916 г. в 34 губерниях страны действовала карточная система на хлеб и другие продукты питания, а еще в 11 губерниях к ней готовились. Зачем при таком обилии хлеба царское правительство пошло в том же 1916 г. на введение принудительной разверстки хлебных поставок, которая, правда, с треском провалилась. В итоге февральская революция началась с грозного требования: “Хлеба!”.
Я уже писал о той жизни (см. в “Навигаторе” публикацию от 08.05.2002 “Что в памяти осталось от войны…”). Много слышал о ней от дедов деревенских, отвоевавших за “веру, царя и отечество” в двух войнах: русско-японской и германской, как называли они первую мировую. Убогой была та жизнь, деды Николая II презрительно Миколашкой называли.
Да и сам я ту жизнь еще застал. Она же не враз после Октябрьской революции исчезла. В бывшей крестьянской стране, абсолютное большинство населения которой жило натуральным хозяйством, бедность сохранялась до самой Великой Отечественной войны. Продолжилась, естественно, и после победы в ней – страна в руинах лежала.
Картинка из памяти. Июль 1946года, второе послевоенное лето. Цивильский военный лагерь. Двухнедельные сборы допризывников 1929-30 годов рождения с рационом: три раза в день вареная картошка (в супе и так) и 300 граммов ржаного хлеба, травяной чай на сахарине.
Итоговый строевой смотр. Наша вторая рота, составленная из учеников средних школ г.Канаш и учащихся Чебоксарского кооперативного и Марпосадского лесного техникумов отмаршировала и смотрит, как мимо трибуны с лагерным начальством строевым шагом проходят другие роты.
Идет пятая рота, это ученики сельских школ, поголовно все в лаптях. Но как идут! Руки по швам, подбородки вздернуты вверх, ноги чеканят строевой шаг… сто двадцать чувашских ребят вдохновенно, синхронно отбивают его лаптями по траве лагерного плаца. Удивительно яркая картинка! Единение ста двадцати юношеских душ – полное. Более 60-ти лет прошло, а до сих пор в памяти не меркнет.
Эти ребята, сыны и внуки своих отцов и дедов, отстоявших в беспримерной по жестокости войне мир от порабощения германским фашизмом, были основной рабочей силой в своих колхозах в годы войны и после. Были настоящими патриотами, военным делом овладевали осознанно, серьезно, как безусловной для страны необходимостью в жестких условиях того времени.
Жили свободно, не озираясь по сторонам, не опасаясь, что кто-то “настучит” об их критическом образе мыслей. Твердо знали, что надо работать, надо учиться, в том числе и военному делу, чтобы жизнь улучшать, наращивать экономическую и военную мощь своей страны – страны равных возможностей для всех.
Был на тех сборах в нашей второй роте майора Скамьина и будущий космонавт СССР № 3 Андриан Николаев, сын рядовых колхозников. В его биографии нигде не просматривается “мохнатая” рука. Страна равных возможностей сделала его, чувашского паренька, мировой знаменитостью, дважды Героем Советского Союза, генерал-майором авиации.
В истории нет сослагательного наклонения. Что произошло то произошло, из истории не уходит, “Если бы, да кабы” история не приемлет, она фиксирует факты, люди дают им оценку, естественно, по-разному, и субъективно (как захотелось), и объективно. Мир Октябрьскую революцию принял, от попыток погасить ее отказался достаточно скоро. Страна Советов получила официальное дипломатическое признание.
Как с оценкой? Бертран Рассел, английский ученый, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии: “Российская революция – одно из величайших героических событий в мировой истории. Ее сравнивают с Французской революцией, но в действительности ее значение еще более велико”.
В небывало короткий исторический срок творцы Октябрьской революции без каких-либо инвестиций извне превратили разоренную войной аграрную, лапотную Россию в мощный индустриальный СССР, сокрушили развязавшую вторую мировую войну фашистскую Германию в Великой Отечественной войне, не позволили осуществиться планам Адольфа Гитлера на создание тысячелетнего Рейха, на его господство над миром и селекцию народов – “избавление человечества от недочеловеков”. Советская армия загасила крематории Майданека и Освенцима, утилизировавшие останки “недочеловеков”, превращавшие их в пепел для удобрения немецких полей.
Октябрьская революция отрезвила капиталистов Запада. Участь российской аристократии и буржуазии была впечатляющей. То же самое могло произойти и у них. Ведь и лозунг “Пролетарии всех стран соединяйтесь!” и “1 мая – день солидарности рабочих всего мира” в их странах родились. Нужно было менять свое отношение к человеку труда, дезактуализировать лозунг коммунистов “Пролетарии всех стран соединяйтесь!” И это произошло. Социальное положение трудового люда США и других капстран было существенно улучшено.
Дикость капитализма, возрожденного на пространствах бывшего СССР, не оспаривается. Однако особо и не осуждается, а осуществляется тотальное охаивание “государственного капитализма”, обозванного еще и “тоталитаризмом”. Ради оправдания всего и вся, содеянного “диким”. В любой, даже самой хорошей, телепередаче авторы находят место, чтобы так, мимоходом, бросить свой ком грязи в наше советское прошлое, плюнуть в него, настроить молодежь на свою собственную “крутость” в жизни, растлевать и растлевать ее.
Редактирование истории в таком ключе несправедливо, бессовестно, бесчеловечно. Великий казахский мыслитель Абай утверждал: “Справедливость – мать всех благодеяний. Понятия совесть и честь исходят от справедливости. Начало человечности – любовь и справедливость”. А русская народная мудрость гласит: “Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет – тому оба”. Сегодня у нас и то и другое в наличии. Доброе, которому весь мир обязан, замалчивается, негативное без конца поминается. 90-летие Октябрьской революции официально одна Беларусь отметила. Слепцами живем?
Что произошло, то произошло… неумолимо историей зафиксировано… первая и вторая мировые, Великая Отечественная… социалисты, фашисты, коммунисты… Кампанелла, Сен-Симон, Прудон… Маркс, Энгельс, Ленин… Муссолини, Гитлер, Франко… Рузвельт, Черчилль, Сталин… Мао Цзедун, Хо Ши Мин, Ким Ир Сен… Фидель Кастро, Че Геварра, Уго Чавес… СССР, КНР, Вьетнам, КНДР, Куба, Венесуэла…
Что будет далее?