Как заблокировать коррупционные устремления?

Принято считать, что эффективных мер против коррупции не существует. Продажность чиновников, по мнению очень многих, является как бы атрибутом существующих систем. Опыт борьбы с этим недугом наглядно показал, что успех, несмотря ни на какие предпринимаемые меры, может быть только временным, половинчатым. Есть весьма примечательное мнение парагвайского диктатора Стресснера: “Необходимо поощрять коррупцию, ибо коррупция порождает соучастие, а соучастие порождает преданность”. На первый взгляд его слова кажутся нелепыми, но в действительности они выражают попытку добиться необходимого — соучастия — уродливым способом. Почему уродливым? Да потому что другого способа нет. Нет “здорового” сотрудничества чиновников и предпринимателей.

По моему мнению, склонность системы государственного управления к коррупции предопределяет отчужденность госслужащих от результатов своей деятельности, от результатов деятельности хозяйствующих субъектов. Следствия этой червоточины: разбазаривание государственных средств, неблаговидные связи между правительством и бизнесом; паразитирование на предпринимателях; рост теневой экономики. Отчуждённость никогда не будет способствовать тому, чтобы чиновник относился к своей работе, к интересам общества так же, как предприниматель относится к деятельности собственной фирмы. Чиновники, в условиях существующих обстоятельств, в основном ориентированы на получение должностного статуса и административной ренты. Не ликвидировав этот фундаментальный недостаток, невозможно изжить коррупцию, невозможно повысить эффективность работы госаппарата.

Проблема коррупции не решается путём повышения зарплаты сотрудникам госструктур. Так же неэффективна борьба с коррупцией и путем усиления регламентации и периодических кадровых перетрясок в разных эшелонах власти; путём информационной открытости власти и бизнеса. Все эти меры, а также, более того, меры карательного характера, не дадут устойчивого эффекта. Эффективными, на мой взгляд, могут быть только меры, которые легализуют соучастие госслужащих в экономической деятельности общества. Более того, материальное вознаграждение госслужащих должно пропорционально соответствовать качественным показателям экономической деятельности.

Предприниматели не берут взятки для того, чтобы что-то сделать в ущерб своей фирмы, поскольку это противоестественно. Введение инвестиционной зарплаты сделает всех работников предпринимательских фирм материально заинтересованными в максимализации прибыли, что позволит изжить естественным путем (без тотального надзирательства и чрезмерной регламентации) многие проблемы хозяйственной жизни: воровство, мошенничество, раздувание штатов, образование чрезмерных товарных остатков, неэкономное расходование материалов и т.д. То есть, введение инвестиционной зарплаты эффективно разрешает все существующие проблемы современного общества, но, к сожалению, только на микроэкономическом уровне.

В своей книге “Цивилизованное общество и его противники” я предпринял попытку применить этот же принцип на макроэкономическом уровне. Эффект будет такой же, если госслужащих перевести на качественную систему оплаты (или, другими словами, на инвестиционную). При новой системе оплаты зарплата госслужащих будет представлять собой должностной коэффициент от качественных показателей развития региона, отрасли, ведомства, службы и т.д. Она будет зависеть от поступления налоговых платежей в бюджет соответствующего уровня власти. В таких условиях госслужащие будут в определенной мере материально заинтересованы в прибыльности предпринимательских фирм, поскольку именно их прибыль является основным источником того дохода, от величины которого будет зависеть их заработная плата. Госслужащие станут как бы акционерами по должности, имущими или неимущими предпринимателями государственного масштаба. Государственные служащие будут делать только то, что будет увеличивать прибыль предпринимательских фирм.

Единство целей и интересов госслужащих и предпринимателей станет мощным фактором эффективности работы госаппарата, экономического развития любого государства. Государственное регулирование предпринимательства естественным образом трансформируется во взаимоприемлемое, деловое и открытое сотрудничество государства и фирм. То есть, новая система оплаты сформирует сотруднический тип отношений между чиновниками и предпринимателями, между правительством и бизнесом, между госслужащими. Легитимная материальная заинтересованность государственных служащих в прибыльности хозяйствующих субъектов создаст естественный заслон выдумыванию налогов, нелепых правил и порядков, а также лоббированию чьих-либо интересов в ущерб общегосударственным. В экономической жизни общества общей главной целью станет увеличение эффективности экономической деятельности. Такое положение дел создаст как бы внутренний механизм исправления существующих и недопущения новых административных ошибок. Более того, даст импульс рационализации национальной экономики, станет экономической гарантией “здорового” руководства. Внутренний контроль (в отличие от существующего – надзирательского) заблокирует коррупционные устремления, поскольку тот, кто берет взятки, фактически ворует у своих же коллег тем, что его действия, непременно, ведут к ухудшению результатов экономической деятельности. То есть, каждый госслужащий невольно будет стараться не позволять другому наносить ущерб государству.