Здесь стояли башни-близнецы

Это место пронизано скорбью. Даже воздух пропитан болью. Словно мрачное облако зависло над площадью, и ветер не в силах развеять его.

11 сентября 2001 года. Для американцев это целая веха. Примерно 5 000 человек погибло в тот день. Пять тысяч человеческих душ взметнулось в утреннее сентябрьское небо и осталось в нем навсегда.

Часовня Святого Павла стояла рядом с небоскребами и чудом уцелела. В ней не разбилось ни одного стекла, хотя все остальные здания получили серьезные повреждения. Говорят, что ее спасли окружавшие деревья. Они встали живой стеной, приняв на себя ударную волну и летящие обломки. Благодарные американцы увековечили “защитников” бронзовой скульптурой “Корни Святой Троицы”, и установили в центре Нью-Йорка.

Сюда приходят люди, чтобы почтить память погибших. Очень много туристов. Гиды подробно описывают детали рокового дня. Есть даже специальная смотровая площадка.

Памятный алтарь из фотографий. В те дни, обезумевшие от горя, люди искали пропавших родных и близких. Они надеялись на чудо и раздавали фотографии на улицах, расклеивали листовки на стенах больниц. Так возник этот стихийный фотографический алтарь возле часовни Святого Павла. Когда надежда оставила людей, рядом с фотографиями появились записки с просьбой вознести молитвы за погибших.

Останки обгоревшего столетнего клена. Теперь это часть истории. Он стоял рядом с башнями и погиб под обломками. Такое ощущение, что случилось это вчера, хотя прошло уже семь лет. Кажется, что в воздухе витают крики погибших людей. Или это всего лишь игра воображения?.. Память снова и снова прокручивает эти кадры: Огромная металлическая птица стремительно приближается к каменной башне… Погружается внутрь… Мягко, беспрепятственно… Как хирургический скальпель в человеческое тело. Яркая вспышка! Это запомнится надолго, на века. После атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки – это самая ужасная трагедия в человеческой истории. Можно ли ее назвать моментом истины? Не знаю. Об этом можно спорить бесконечно. Но что-то в нашем сознании кардинально изменилось.

Сейчас здесь идет строительство, и на месте разрушенных небоскребов скоро вырастут новые. Я заглянул в чрево гигантского котлована и был поражен масштабами строительства. Зачем?! Во имя чего?! Кто в этих домах будет жить? Ведь, по сути, это гигантский крематорий, в котором заживо сгорели тысячи людей. Разве можно здесь жить и работать?! Представьте себе, если бы на месте Освенцима вдруг возвели современное офисное здание! Даже сейчас, спустя полвека, подобная мысль кажется кощунственной. А здесь прошло всего семь лет. Земля пропитана кровью, воздух отравлен человеческими муками. Души погибших витают вокруг и напоминают о себе.

Это место проклято Богом. Ничто не происходит без воли Его! Значит, надо покорно принять скорбную ношу и усмирить гордыню. И засеять площадь травой, посадить деревья. Это и будет лучшей памятью погибшим.

Здесь должно быть святилище, куда будут приходить люди для молитвы, покаяния и размышлений. И, ради Бога, не надо вывешивать флаги, играть гимны, палить из пушек! Это место вселенской скорби, и маленькие преходящие ценности здесь неуместны.

Нью-Йорк, 2008 г