Казахстан во многом выглядит как “вторая Россия”. Часть 1

Но казахам в самой России зачастую приходится несладко

В апреле в Алматы в седьмой раз прошел Евразийский медиа-форум. В его работе в числе приглашенных извне гостей принял участие целый ряд российских публичных персон – политиков, политологов и журналистов, — хорошо известных не только у себя на родине, но и также у нас в Казахстане. Некоторые из них нашли время встретиться и ответить на те или иные вопросы представителей наших СМИ в кулуарах Форума.

В том числе можно назвать Виталия Третьякова, который прежде возглавлял “Независимую газету”, а сейчас в качестве главного редактора руководит журналом “Политический класс”. Известен он также, кстати, и как ведущий популярной программы “Клуб сенаторов” на телеканале РТР.

Судя по наблюдениям, его с официальной Астаной связывают весьма теплые, даже дружеские отношения. Как бы то ни было, на взгляд отсюда, он представляется одним из тех авторитетных представителей журналистского сообщества Москвы, которых отличают неизменно благожелательные отзывы в отношении проводимой руководством Казахстана политике в целом.

Поэтому не удивительно, что казахстанские мастера пера, в том числе и казахские журналисты при появлении В.Третьякова в Казахстане охотно обращаются к нему с просьбой дать интервью по вопросам, так или иначе касающимся двусторонних отношений. Так было и в этот раз. Большеформатная международная газета “Туркiстан”, выходящая на государственном языке, в своем номере от 15 мая отвела целую полосу под интервью с этим известным российским журналистом и политологом.

Материал этот привлекает к себе особое внимание именно тем, что там затрагиваются такие проблемы, какие обычно при встречах такого рода не обсуждаются. Или, даже если и обсуждаются, не столь прямо и откровенно.

К примеру, такая мысль, которая был сформулирована интервьюером газеты “Туркiстан” следующим образом: “К примеру, я, прочитав из ваших газет о скинхедах, узнав о них, не очень-то решаюсь отправляться без опасений в поездку в Москву. Например, произошло такое событие: в Оренбурге одна девушка-казашка шла, разговаривая по телефону на родном языке, скинхеды увидели это и убили ее… Без всякой вины… Получается, на человеческом и бытовом уровне опасно уже одно только пребывание на улицах Москвы или других крупных российских городов”.

Реагируя на это, В.Третьяков спрашивает: “А когда вы сами были в Москве?”, — и получает ответ журналистки: “Не была. После таких событий и желания нет”.

Почувствовав, видимо, себя несколько неловко после таких речей собеседницы, мэтр российской журналистики говорит: “Наш разговор носит же официальный характер. Насколько мне стало ясно из вашего вопроса, я будто бы утверждаю “как хорошо, что есть скинхеды, то, что они убивают людей, правильно”. Произнося такое, В.Третьяков ожидал, быть может, что собеседница станет говорить, что ее не так поняли. Но интервьюер сказала откровенно следующее: “Но вы их и не осуждаете открыто”.

По сути дела, журналистка из газеты “Туркiстан” откровенно сказала видному представителю московского журналистского бомонда ту мысль, которая внутри казахских по языку журналистских кругов в целом часто выражается в тех случаях, когда поднимается вопрос об отношении к казахам в сегодняшней России.

В.Третьякову, наверное, было неприятно вести разговор в подобном ключе. Но ведь что есть – то есть.

В казахской общественной мысли мнение, что российские СМИ в целом, хоть и пишут они откровенно о деяниях скинхедов, в глубине души не очень-то и их осуждают, присутствует. И с этим ничего не поделаешь.

Недавно вступивший в должность новый президент России Дмитрий Медведев в ночь своего избрания заявил, что Казахстан — самая близкая для его государства страна. Это так и есть. Руководство РК неизменно ведет себя уважительно и корректно по отношению не только к российским руководителям, но и России и русского народа в целом. Более того, сам Казахстан с точки зрения языкового самовыражения больше русская страна, чем казахская. Вот что в этой связи говорит в своем произведении “Не стану искать побед”, изданном в январском номере журнала “Простор”, известный казахстанский русский писатель Иван Щеголихин: “В Казахстане отношение к русским не такое хамское, как в Прибалтике или Молдове. Не говоря уже о братской, в кавычках, Украине, где москалям ненависть наибольшая… Кстати, сегодня есть только два государства в мире, где на вершине власти заседают, обсуждают и отдают распоряжения на русском языке – Россия и Казахстан”.

Такие слова И.Щеголихин говорил при встрече с В Путиным, когда тогдашний российский президент приезжал в Астану, и российское посольство организовало, как выражается сам писатель, “встречу его с соотечественниками”. Другими словами, даже в восприятии здешнего русского человека Казахстан во многом выглядит как “вторая Россия”.

Но Казахстан – это, прежде всего, страна казахов. Не зря ведь в советское время он назывался “Казахская ССР” или “Казахская Советская Социалистическая Республика”. Но то, что с казахами, представителями коренного народа этого своего рода “второй России”, происходит в непосредственно России все чаще и чаще, иначе, как ужас, не назовешь.

В ночь с 24 на 25 февраля 2006 года на территории Калининского района Санкт-Петербурга казашка Айнур Булекбаева и азербайджанка Ильфуза Бабаева подверглись нападению местных скинхедов, вооруженными ножами. В результате Айнур погибла на месте преступления. Ее подруга с тяжелыми ранениями была доставлена в больницу военно-медицинской академии. Судя по сведениям об этом трагическом происшествии, преступники не взяли ни сумок, ни сотовых телефонов своих жертв. Случайные свидетели говорят о том, что видели группу молодых парней, убегавших с того места с криками “Россия для русских!”. Чудом оставшаяся в живых азербайджанка Ильфуза Бабаева (на ее теле врачи насчитали 20 ножевых ран) заявила, что сперва преступники прошли мимо них, но потом услышали, как Айнур говорила по сотовому телефону по-казахски, и, повернув обратно, напали на девушек сзади…

Кстати, это отнюдь не первый такой случай с трагическим исходом, происшедший с казахами в России за последние несколько лет. Чтобы не быть голословными, приведем примеры.

Первый: “В Волгограде на улице 17-летний скинхед Артем Сиракузов напал на прохожего, внешность которого показалась бритоголовому нерусской. В стычке скинхед ножом зарезал мужчину. Убитый оказался пенсионером Омаром Абдурухмановым, казахом по национальности” (Новые известия, 19 марта 2002 г.).

Второй: “Как сообщил имам-хатыб Волжска (город-спутник Волгограда) Дамир Якубов, в Волжске 15 подростков избили двух казахов, один погиб” (“Друзья “умеренных скинхедов”, demushkin.com 13.04.2004 г.).

Третий: “В Саратове зарегистрированы четыре объединения агрессивной национальной направленности, заявил на пресс-конференции председатель Еврейского религиозного общества раввин Михоэль Фрумин. Утверждение властей и правоохранительных органов, что в городе нет скинхедов, мягко говоря, не соответствует действительности. Свидетельство тому — недавнее убийство 23-летнего казаха Расима Молжанова. Единственной \»виной\» молодого человека было то, что он не славянской национальности” (Евро-азиатский еврейский конгресс, www.eajc.org).

А вот случаев, когда казахов в той же России по тем же мотивам жестоко избивали или терроризировали, сколько угодно. Назовем всего несколько из них.

Первый: “ЕКАТЕРИНБУРГ, 5 ноября. Жители одного из домов по улице Викулова позвонили в милицию и сообщили, что в их дворе двое молодых людей зверски избивают мужчину, который зовет на помощь. Его уже запинывали ногами. До появления наряда истязатели скрылись. Прибывшим милиционерам потерпевший сообщил, что напавшие не требовали с него денег и не пытались завладеть его личными вещами. Били его только за то, что он казах по национальности. Вскоре по приметам скинхеды были задержаны и, несмотря на  сопротивление, доставлены в Верх — Исетское РУВД. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статьям \»Нанесение тяжких телесных повреждений\» и \»Оказание сопротивления работникам милиции” (Кирилл Дербенев “В Екатеринбурге двое скинхедов зверски избили казаха из-за его национальности”, ИТАР-ТАСС , 05.11.2003 г.)

Второй: “1 мая 2005 г. в Кургане трое скинхедов избили казаха. Они били окна в домах, где живут семьи казахов. Житель дома попытался их остановить, за что и был жестоко избит. Примечательно, что часом ранее они попытались завязать драку с человеком неславянской внешности, но немедленно отступили, увидев, что он не один и что они могут встретить сопротивление” (“В Кургане скинхеды избили казаха”, Информационно-аналитический центр “Сова”, 23.08.2005 г.).

Третий: “Челябинские скинхеды избили казаха” (rustv.ru).

Тут вот на что еще хотелось бы обратить внимание.

(Продолжение следует)