Джунгарские репортажи. Репортаж 4-й

Начало см. Репортаж 1-й, Репортаж 2-й, Репортаж 3-й.

***

Цэ-цэ-цэ! Ой-ёй-ёй, какой прекрасный день сегодня выдался в Алтын-Орда-Улькен-Сарае! Пардон, в Аала-Алтан-Аалкоруме! С гор спускается приятный ветерок. Чудесный смог разрывает голос мулламы. Аалкорумцы весело перемигиваются друг с другом через окна автомобилей, стоя в умело организованных пробках! Задорный кризисша шагает по городу, принося людям все новые и новые радости и подарки!

И в этот прекрасный день, дорогой читатель, расскажу тебе о том, чем живет политическая жизнь в стране свободолюбивых джунгар. Что-то вспомнится тебе из старого, что-то появилось новое, а что-то позволит тебе заглянуть в безупречное будущее степной республики Джунгария!

Партия Нанай-Атан

“Са-а-амалёт! Легко тебя уносит!
Са-а-а-амалёт! Я не вернусь туда!”

Строки из телефонного мюзикла ГАТОП
“Новый самолет Нанайдоржиева”

“- Двадцать.
— Двадцать мало, нам еще этим имбицилам офис тырить.
— Передайте первому, больше не получается.
-Это б.., нах…, с…., будет твоя последняя передача, б…”

Строки из телефонной пьесы ГАТОП
“Просвещенные отцы нации”

Вот, ты уже заметил, читатель, что старая знакомая партия Атан получила новое название. Как плохо жить без телефона, что такие новости мы узнаем месяцы спустя, ай-яй-яй! Но ничего, или как здесь говорят, нишаво-нишаво. Все быстро станет на свои места, друг мой.

Так вот, передо мной статья из центральной газеты “Джунгарская истина”. Она называется “Нанай – это не существительное, а глагол”. В ней говориться, что сходство древнего глагола “нанай” с фамилией нового Эцэгэ партии – Нанайдоржиева – это просто творческой совпадение. Чисто случайно стали появляться в стране называния типа “Нанай-Чугун” (микрорайон в Чугун-Курене), “Нанай-банк” (вокально-финансовая организация), “Нанай-бамбук” (центральный дендропарк), “Нанай-нанай-на-на-нанай” (популярная песня Улан-Атан-пьянеров) и так далее. Лишь потому, что эти появления стали уж очень частыми, то есть народными, партия Атан решила переименоваться в Нанай-Атан. Полное название на государственном языке – Найрамдах Кирдыг, Халха Хутаг, Нанай Улуг, Атан Бирблюд Партияцэрэг.

С дрожью в руках листаю энциклопедию джунгарского языка, чтобы найти перевод этого загадочного глагола “нанай”. Вот существительное “нанай”, означает “маладца” — видимо не то. “Нанай” — один из крупнейших родов джунгар, пример — Архон-Нанай – Ан-2 нашего тысячелетия, тоже не то. “Нанайские мальчики”вице-министры, обучавшиеся по программе “Балдаша”. Так, “ша” я уже знаю, а вот и “балдаша”молодой джунгарин, потративший полезно время за рубежом на благо Родины, пример — “Не гоняй балдашу, перевод — “Молодец, ты хорошо учишься”! Тоже не то.

А, вот! Наконец-то нашел статью про глагол, и такие прекрасные иллюстрации! Вот эта репродукция картины, например – “Герой капиталистического труда нанает свою страну” (нанает – любит, растит, приумножает). Или вот это фото – “Нас нанают, а мы крепчаем!” (нанают – лелеют, оберегают, любят). И вот еще пример — “Не нанай мне мозги!”, что означает — “С тобой мой ум становится восприимчивее к философии спиритуального неогедонизма и анимистического стоицизма”.

Вот и ответ, читатель! В партии Нанай-Атан собрались люди, так сильно всю жизнь нанавшие и нанающие свою страну, что их авторитет поистине безупречен, как улыбка тарбагана!

К слову, после такого переименования народно-профилактическая пратия “Басар” (“Задавлю на хоо-оо-эй!”) немедленно влилась в Нанай-Атан. Потом за ней последовали партии — промышленно-евразийская “Ша-ломалейхем, Подданный” и союз джунгарских ковбоев “Чобан Камыш Курень”. Вот и газетные вырезки того периода – “Как весело быть вместе, эцэгэ!”, “Мы все на одно лицо – и оно прекрасно!”, “Оторвись, ковбой, от вымени, что слышишь ты в новом имени?” “Политическому хоээй-хурюку конец” (напоминаю, что хоээй-хурюк – это джунгарская национальная борьба. Хоээй-хурюком называется сейчас конкуренция) и так далее.

Оказывается в прошлом году Эцэгэ народов Джунгарии, президент Нанайдоржиев внес изменения в Великую Расписку страны и назначил выборы в Хурултайский Хурал Халха – парламент. Раньше депутаты материализовывались сами, а теперь им надо было избираться всем народом по партийным запискам. Самая смешная записка была у Нанай-Атана. Всему народу Джунгарии она очень понравилась, и они решили выбрать одну эту партию в Хурултайский Хурал Халха – очень уж веселые люди собрались в ней! Пусть лучше партией власти будут веселые люди – так сказал народ, и все это поддержали. Говорят, за нее проголосовало 256% избирателей – а это немало, скажу я тебе, читатель!

Вот выдержки из интервью с лидер-ша партии Нанай-Атан Эдэлбэк Жаманбэком из газеты “Джунгарская истина”:

“ — Скажите, что же такого великолепного в нашей партии, что весь народ ее любит и нанает?

— Когда наш Эцэгэ говорит, что надо входить в 50 самых хооэй-хурючных стран мира, это значит, что мы должны быть едины во всем. А во всем – это значит вообще во всем! И еще надо быть ужасно технологически развитыми, особенно в сфере нанай-технологий. При этом самое главное – это развивать технологии на основе древних традиций. Вот, например, у джунгар есть древний обычай – стреноживать коня. Мы добились технологического прорыва – теперь его счетвероноживают! Конь стоит, как дурак, и никуда не денется вообще – куда ему без мозгов-то? Так и в нашем обществе – зачем нам оппозиция-мопозиция – четвертая нога, как трактор без седла? Мы взяли и счетвероножили весь народ! Куда ему без мозгов… в смысле, без нашей партии?!”.

Я сразу вообразил себе, читатель, как выглядит этот счетвероноженный конь (кстати, этот образ фракция Нанай-Атана в Хурултайском Хурале Халха взят за герб). Как безупречно красиво! Ни одной лишней ноги!

Оппозиция-мопозиция

“У нас есть будущее”

Ж.Куякбаатар, Сборник анекдотов “Южный базар”

“Долой! Уходи! Куяк, ойрат!
Хватит делать дураков из тех,
кто и так молодец! Оле-оле-оле!!”

Б.Чибилов. Выступление перед зеркалом

“Чем хуже, тем еще хуже”

Цэрэгбалцын Йэстэдэй,
Речь на ММХХIII –м съезде Компартии Джунгарии

Об оппозиции совсем мало материалов в прессе, поэтому я расскажу вам только то, что сумел найти. Публикаций немного – пролистаем самые яркие из них; “Мы должны быть! – 2001” и “Должны же мы быть! – 2004” в газете “Рес-бублики”. “Должны ж мы быть, а? – 2005” и “Что, не должны, да? – 2007” в газете “Свобода снобу”. Есть такие – “Бардаг Чибилов разделся для журнала “Политический гламур”, “Экономеченый и экономученики”, “Майне кляйне кампфик” (авт.С.Кучахмах), “Капитал” (пересказ Карела Готта), “Нас счетвероножили, но мы нашли, чем ходить. Мы не кобылы” (авт. Серик Диуана), “Жугдэрдэмидийн Гуррагча Угууг Джунгар Касманавт” (авт.Ж.Куякбаатар).

Вот какая-то странная подборка материалов – “Работники Завода контрацептивов обращаются к Н.Нанайдоржиеву”, “Работники Завода контрацептивов обращаются к оппозиции”, “Работники Завода контрацептивов создают свой профсоюз”, “Завод контрацептивов продан Лахшми Муддаку”. Не совсем понял я, дорогой читатель, зачем библиотекарь подсунул мне эти обращения. Ну, да ладно, продолжим наш рассказ.

Вообще все оппозиционеры Джунгарии называют себя Фронтом Тяжких Дум. По-джунгарски это “На Хооэй Башке Хутаг” (см. в джунгарском словарике термин “на хооэй”). Дело в том, что если ты, дорогой читатель, не умеешь тяжко думать, тебя не примут в ряды Фронта. Под руководством Ж.Куякбаатара – лидера партии “Жалпакджунгар Социал Найрамдах Динозабр” — даже создан Совет Тяжких Дум – “Кичиг Хурал Балтай”. Там все могут собираться и тяжко думать вместе.

В западной прессе оппозицию называют Фронтом Истерического Бездействия. Здесь, наверное, закралась ошибка – скорее всего “исторического”, а не “истерического”. Но нет времени перепроверять – на улице праздник кризисша, а я тут сижу и потею в душно-кондиционированном зале “Халха Библиотэк Кангрисхола”! Мне бы глоток освежающего алдавая, да жаркий поцелуй коррумпированной джунгарской девушки! Ан нет! Дело есть дело! Продолжим наш репортаж.

В официальной прессе Фронт Тяжких Дум всегда называют “оппозиция-мопозиция”. Эта замечательная страсть джунграского народа к поэтической рифме всегда вселяет в меня оптимизм и радость! Так вот, не все из оппозиции-мопозиции вошли в Совет Тяжких Дум. Ойрат Чундосов вышел из рядов партии “Не зат!?” и открыл теоретическую школу “Экономизер”. Бардаг Чибилов тоже открыл “Школу ог’атог’ского искусства”. Это интересно, поглядим, что там преподают – “Уг’ок пег’вый – г’итог’ика”, “Уг’ок Втог’ой – дикция и г’азмахивание г’уками” и “Уг’ок тг’етий – гг’омкий г’азговог’ с г’епатг’иантами”. Очень трудно… Наверное я еще не в совершенстве владею джунгарским… Ладно, как говорит президент Н.Нанайдоржиев, будущее у нас впереди!

Старый коммунист Цэрэбалцын Йэстэдэй вообще так высказался по поводу Совета Тяжких Дум — “Нам думать вообще не надо! За нас это сделали Владимир Юмжагийнович Ленин и Иосиф Люциферович Сталин”.

Вот такие разногласия, м-да… Но в принципе, идеология оппозиции-мопозиции достаточно едина. Они все выступают за то, чтобы в Великой Расписке Джунгарии слова “Во веки веков”, “Ибо он бессмертен”, “Мы все друзья, но не все в доле” и “Начхать” были заменены на другие слова, соответственно – “До следующей засухи”, “Тьфу, тьфу, тьфу”, “По три, каждому”. А, кстати, “Начхать” предлагается оставить.

Так что, дорогой читатель, тебе понятно, почему оппозицию-мопозицию особо в Джунгарии не любят. Невесёлые они какие-то. Правильно сказал президент Нанайдоржиев – “Кругом все веселятся, пьют, дерутся, воруют, танцуют, говорят пошутилки – а эти оппозиция-мопозиция сидят и ухо морщат! Кому такое понравится? Вот и не идет народ за тяжкими думами. Как говорится, не в коня гроб!”.

Ой-ёй-ёй! Как неинтересно мне было, дорогой читатель, писать про политику, но без нее разве можно понять красоту Джунгарии, ставшей нам почти родной! Как интересно здесь живут люди и смеются, и улыбаются, и поют! Ведь недаром гласит джунгарская пословица – “Смех без причины – признак того, что у народа великие правители!” До встречи, до встречи, дорогой читатель! Да не грозит твоему делу никакой хооэй-хурюк!

(Продолжение следует)