RESPUBLIKA.KZ. Нурахмет КЕНЖЕЕВ в материале “Мажренов слишком много знал?” пишет, что по мнению наших источников, погибший генерал мог обладать важной информацией о гибели одного из лидеров оппозиции. Издание напоминает, что широкую известность у общественности Казахстана “бюро Мажренова” получило в начале 2006 года. “Именно тогда СИС КНБ, прослушав телефонные разговоры, ведущиеся по мобильной связи, прямо указала на причастность сотрудников спецподразделения Комитета национальной безопасности “Арыстан” к произошедшему 12 февраля 2006 года громкому убийству одного из лидеров казахстанской оппозиции Алтынбека Сарсенбаева. И именно на основании данных “бюро Мажренова” сотрудникам МВД Казахстана удалось не только установить личности бойцов “Арыстана”, но и отправить их под суд”.
Мухамеджан Адилов в статье “Государство на кону” пишет: “Смена кабинета осенью, кстати, вполне возможна и даже ожидаема. Поскольку недавно Нурсултан Назарбаев публично пообещал внести поправки в законодательство, не допускающие повторения однопартийного парламента, в стране заговорили о роспуске Мажилиса. Но проводить досрочные выборы в условиях ухудшающейся социально-экономической ситуации смерти подобно. Значит, нужно сбросить давление в обществе, ослабить негативное восприятие власть предержащих и государства. Поэтому сам бог велел сделать правительство козлом отпущения и отправить в отставку. По нашей информации, в Астане уже начался перебор кандидатов, способных возглавить следующее правительство страны. Среди прочих фамилий чаще всего мелькает Умирзак Шукеев. К тому же многие обратили внимание, что на неформальный саммит премьер-министров государств – участников СНГ поехал не Карим Масимов, а его первый заместитель. И что Владимир Владимирович Путин был особенно внимателен к Умирзаку Естаевичу. Учитывая, что Шукеев обладает отличной биографией, молод, родом из Старшего жуза, он вполне может стать премьер-министром, а там… замахнуться и дальше. Ведь в Казахстане совсем не исключен вариант передачи власти по российской технологии, когда глава правительства набирается опыта, связей и авторитета под крылышком президента, а потом становится его преемником. Во всяком случае, на такие мысли наводят видеокадры, когда видишь г-на Шукеева рядом с Путиным”.
SEGODNYA.UA. Ирина Ковальчук беседует с президентом РК Нурсултаном Назарбаевым — “Меня отец посадил на коня в пять лет, и я с тех пор на коне”.
— В адрес Казахстана иногда раздается критика, мол, здесь есть проблемы с демократией. Особенно волнуется ОБСЕ.
— Во-первых, на постсоветском пространстве не все довольны поведением и самой ОБСЕ. Как только мы подписали Хельсинские соглашения и стали членами Организации, все чиновники этой организации бросились нас учить, как строить демократию. А у них она существует 800 лет! Во-вторых, европейское понимание рынка и демократии соответствует протестантской культуре, где человек молится за себя и сам за себя отвечает. А мы же выросли в коллективизме. У нас, у казахов, семь поколений семьи считаются близкими родственниками. А если сравнивать с американцами, то их отцы-основатели оставили центральному правительству очень мало полномочий. Фермерам-колонистам нужно было только, чтобы это правительство защищало их частную собственность, изгоняло индейцев с их территорий и подавляло бунты рабов. И только потом появились поправки к основному закону.
Конечно, американцы могут гордиться своей демократией. Там шериф, местные парламенты, прокуроры избираются народом и самоуправление доведено до высшей своей стадии. Но я не думаю, что подобное можно внедрить, например, в некоторых странах СНГ, не говоря уже об Ираке, а тем более в Афганистане. В наших условиях это путь к гражданской войне. Наш путь — демократия, но такая, которая учитывает наши особенности, наш менталитет…
Один наш писатель говорит: “А я вот все думаю о вас написать роман, но нет любовной линии”. А я ответил: “А об этом я тебе не расскажу…”.
EXCLUSIVE.KZ в рубрике “Интернет-портрет” обратился к образу Серика Буркитбаева – “Назначение Серика Буркитбаева президентом “КазМунайГаза” сбило с толку всех”.
“Пожалуй, это было самое неожиданное и скандальное в серии назначений президентов КМГ после назначения 28-летнего Нурлана Каппарова в 1998 году. Судя по материалам Интернета, более или менее свободного от регулирования, руководить нефтяной отраслью пришел человек с, мягко говоря, не совсем однозначной репутацией. Впрочем, чужие “там” не ходят. В целом, судя по комментариям, можно выделить несколько основных дискуссионных линий вокруг фигуры нашего героя.
1. Буркитбаев пришел в “КазМунайГаз” после достаточно недвусмысленных заявлений премьера Масимова о вероятности изменения правового регулирования нефтяной отрасли не в пользу иностранных инвесторов. Судя по всему, перед ним поставлена задача изменить стратегические позиции “КазМунайГаза” с точки зрения расширения присутствия государства. Все это, очевидно, в рамках общего тренда на построение государственного капитализма.
2. Последовавший после назначения массовый уход топ-менеджеров, считавшихся креатурой Тимура Кулибаева. Ходили слухи, что Тимур Аскарович был намерен дать очень “взвешенное” интервью о своей деятельности в качестве президента ассоциации “Казэнерджи”. Судя по всему, оно или отложено, или не состоится вовсе. Все это было бы не так важно, если бы речь шла в принципе о вполне очевидной публичности фигуры, возглавляющей чуть ли не общественную нефтяную организацию. Но г-н Кулибаев всегда отличался поразительной скромностью. И даже излишней.
3. Буркитбаев – находка Кажегельдина, что уже само по себе, как правило, является серьезным упущением. При этом он достаточно часто упоминается как человек, который был одинаково близко связан и с Субханбердиным, и с Кулибаевым. При этом он сумел сохранить свою самостоятельность, выйти почти “сухим” из серии громких скандалов и продолжает считаться одним из самых перспективных топ-менеджеров страны. Более того, еще одним вероятным преемником Масимова”.
DIALOG.KZ. Ренат Байтов в материале “О наивности, романтике и сострадании вокруг АО “МангистауМунайГаз”” пишет, что правительство в лице МЭМР и других уполномоченных госорганов из года в год безуспешно пытается привести в соответствие национальным интересам деятельность крупных недропользователей, как АО “ММГ”, систематически игнорирующих требования контрактов, налоговых и природоохранных норм Казахстана. “В этой связи, по результатам ревизии в преддверии возврата предприятия в госсобственность МЭМР как никогда за годы отношений с ним был близок к реализации законных требований о полном возмещении нанесенного государству экономического ущерба. Удивительно, но руководители АО “ММГ” неожиданно нашли “смелость” подать судебный иск о неправомерности предъявленных претензий, несмотря на то, что по выявленным фактам начали процессуальные действия органы национальной безопасности, а это, как понимает читатель, уже очень серьезно. На фоне выявленных проверкой нарушений поступок менеджеров ММГ выглядит элементарной дерзостью, которая явно опирается не на уверенность в своей правоте, а на что-то другое. Конечно, даже ленивый читатель найдет силы воскликнуть о “покровительстве высоких чинов и коррупции””.
SPIK.KZ со ссылкой на “МК в Казахстане” публикует очередной соцопрос от АСиП – “Мы даем – они берут”.
“Во втором квартале тенденция снижения риска коррупции отмечается в большинстве обследованных регионов. Исключение составляют Актюбинская, Кызылординская, Мангистауская области, где зафиксирован рост этого показателя. К регионам с критически высоким коррупционным риском относятся Кызылординская, Актюбинская, Мангистауская и Западно-Казахстанская области, где зафиксированы наиболее \»весомые\» доли случаев попадания жителей в коррупционные ситуации в течение последнего года…
Общественному совету по борьбе с коррупцией пока не удалось облечь свою деятельность в пропагандистски-привлекательную форму. Население в основной своей массе (54,2%) впервые узнало о существовании Общественного совета из раздаточной анкеты АСиП. В целом же во втором квартале, точно так же, как и в первом, борьба против коррупции оказалась не подкрепленной в установках населения. Выражают готовность противодействовать коррупции в среднем 33,5% опрошенных, главным образом жители Астаны, Актюбинской, Кызылординской областей”.
NG.KZ. Петр Своик в статье “Как нам помочь “Нур Отану”?” пишет: “Лобовой изобличающей терапией болезнь электоральной клептомании не одолеешь. Тут нужны иные рецепты, и их надо искать. Может быть, для начала нам самим надо войти в положение партии власти, выразить ее депутатам понимание и сочувствие, помочь им утешающим словом… Одно несомненно: будь партия власти поувереннее в своих силах, отказ от фальсификаций случился бы скорее, а посему это наш общий долг — вдохнуть больше самоуважения и самоуверенности депутатам от “Нур-Отана””.
AZH.KZ. Тимур КАЗИЕВ побеседовал с Жалгасом Ткенбаевым, лидером Атырауского филиала Демократической партии “Азат” (бывший “Нагыз Ак жол”) – “Не приедет никакой Кажегельдин”. “Такие выборы должны быть, по логике вещей. Они просто назрели, – говорит Ж. Ткенбаев. – Наверху поняли: однопартийный парламент фактически недееспособен. Выборы в Мажилис пройдут либо в ноябре сего года, либо в конце весны 2009-го – не позднее. По моему мнению, на новых выборах помимо “Нур Отана” в Мажилис “впустят” ещё 3 партии. Скорее всего, это будут байменовская “Ак жол”, нарикбаевская “Адилет” и аграрии в лице Казахстанской социал-демократической партии “Аул”. Возможно, власть предложит им объединиться в один блок. Нашей демпартии “Азат” не светит ничего: честных выборов как не было, так и не будет”… Поговорили и о слухах насчёт возвращения Акежана Кажегельдина. Ж.Ткенбаев иллюзий не питает: “Раз Кажегельдину не дали приехать на похороны и поминки отца, о чём тут говорить? И какая такая борьба с коррупцией, которую якобы хотят поручить Кажегельдину? Будем реалистами: реальная борьба с коррупцией означала бы крах нынешней политической системы”.
IA-CENTR.RU. Алексей Власов в материале “Казахстан. Эти выборы будут вечными…” пишет, похоже, что и сам Президент чувствует необходимость выпустить пар. “Однопартийная модель в системе законодательной власти может успешно функционировать только тогда, когда депутаты будут чувствовать реальную конкуренцию со стороны оппозиционных партий. Несмотря на активное участие депутатов Мажилиса в законотворческой деятельности, в антикоррупционной кампании, в полной мере, потенциал новых полномочий Парламента РК еще не реализуется. Однако столь же очевидно, что на парламентских выборах “партия власти” вновь получит большинство голосов, поскольку ее деятельность ассоциируется с личностью президента Казахстана — самого популярного политика страны. Надежд на то, что местные власти перестанут рассматривать показатели явки и “правильного голосования” как важнейшую отчетную цифру – немного”.
LITER.KZ. Ирина САВЕЛЬЕВА в материале “Простые движения” отмечает, что часть казахстанцев не может выплачивать кредиты и просит помощи у государства. “В США, на родине ипотечного кризиса, более 1,5 млн должников были “прощены” своими банками, а их кредиты заморожены на 5 лет – до лучших времен. Вдохновленные американским опытом, казахстанские заемщики требуют аналогичных мер от родного правительства. Активисты стихийно созданного в Алматы движения заемщиков “Оставим народу жилье” считают, что в качестве “антикризисных мер” необходимо срочно пересчитать основной долг по их кредитам, снизить проценты по ипотеке и ввести двух-трехлетний мораторий на выплаты по кредитам, пока экономика страны снова не начнет расти. Предложение должников вызвало неоднозначную реакцию: от обвинений в хамстве и неблагодарности до поддержки их заявления, в котором некоторые экономисты увидели рациональное зерно”.
Канат БЕРЕНТАЕВ, заместитель директора Центра анализа общественных проблем, в заметке “Долг платежом страшен” считает, что инициатором квартирного бума, приведшего к ипотечному кризису, является наше правительство.
“Вызывает удивление поведение правительства, которое из всей массы проблем ипотечного кризиса выделило только проблему дольщиков, строительных компаний и банков. Причем, с моей точки зрения, проблема дольщиков была выдвинута на первый план, чтобы оказать помощь именно владельцам строительных компаний и банков, которые входят в нашу деловую элиту и тесно связаны с властями. Сказывается классовая солидарность в решении этой проблемы. В этой связи, на мой взгляд, лечение “ипотечной болезни” также должно войти в круг забот правительства. Есть различные варианты решения проблемы. Это могло бы быть списание части кредита в случае рождения ребенка – до 25 процентов оставшегося долга, при рождении второго ребенка – до 50 процентов и полное погашение – при рождении третьего ребенка. Это может быть и замораживание выплаты основного долга, а уплата только процентных платежей до завершения кризисной ситуации и оживления малого и среднего бизнеса”.
CAMONITOR.COM. Юлия Кисткина в материале “Как черт из табакерки. Чего ждать от еще одного госхолдинга?” замечает, что официальные органы не шибко распространяются о причинах, приведших, в конце концов, к созданию государственного медиа-холдинга. “Наверное, поэтому информация о появлении \»Арна Медиа\» осталась практически незамеченной даже среди представителей медийной сферы. Из ставшей достоянием гласности скупой информации можно лишь понять, что государство, совершая такой шаг, намеревается создать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности информационного пространства. Ради этого, собственно, и было решено объединить близкие по духу СМИ в единый кулак, передав пакеты их акций в создаваемое АО \»Арна Медиа\»…
Председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев не скрывает своей растерянности: “Мне трудно судить о подоплеке создания \»Арны Медиа\», — говорит он. — Несколько лет назад тоже хотели создать единый государственный холдинг, но как и тогда, так и сегодня мне непонятно, зачем. Человек, который, как говорят, возглавит холдинг, неизвестен, по крайней мере, в сфере журналистики. Поэтому непонятно, какие он будет ставить перед собой задачи. В принципе, все СМИ, которые вошли в холдинг, и так находятся под патронажем Министерства культуры и информации, а зачем нужно было создавать еще и холдинг, — я не понял. Вроде бы эти СМИ оппозиционными настроениями не страдали… Ведь обычно именно такое обстоятельство заставляет рождать новые формообразования. Может быть, просто хотели \»сократить\» бухгалтерию, создать одну? Тогда, может быть, это и правильно. Но сама суть так и осталась за кадром”.
CARAVAN.KZ в публикации “Лишние руки” исполнительный директор портала Rabota.kz Оксана Новикова говорит: “В последние полгода поток резюме в нашу базу данных сильно вырос. Если год назад поступало 100-150 резюме в день, то сегодня ежедневно присылают по 250–300. А вот вакансий стало меньше.
Больше других от кризиса пострадала строительная отрасль, но строительные рабочие, как правило, не размещают свои вакансии в Интернете. И нам гораздо заметнее обвал в финансовом секторе. Могу сказать, что, судя по размещенным резюме, серьезные сокращения прошли практически во всех банках. Число вакансий от финсектора также резко сократилось, хотя еще в прошлом году структуры этой отрасли были нашими основными клиентами. Заметно, что компании стали экономить на подборе персонала. Если раньше они поручали это специализированным фирмам, то теперь стараются обходиться своими силами. В объявлениях о вакансиях резко сократилось предложение бонусов и соцпакетов. Теперь работник, как правило, может рассчитывать только на оклад”.