Премьер-министру
Республики Казахстан
г-ну Масимову К.К.
Уважаемый Карим Кажимканович !
26 августа 2008 года на заседании Правительства будет рассматриваться проект нового Налогового кодекса РК (Проект).
Мы вынуждены обратить Ваше внимание на ряд допущенных при разработке этого документа концептуальных ошибок. В первую очередь, это относится к намерению законодательно закрепить новую модель налогообложения адвокатской деятельности.
Изменения подготовлены вопреки специфике и особой социальной роли адвокатуры и в противоречие действующим международно-правовым нормам казахстанскому законодательству об особом правовом статусе адвокатов и адвокатуры как некоммерческих субъектов. Столь поверхностный подход разработчиков к этому важнейшему законопроекту создает реальную угрозу правовым устоям государства.
Предназначение адвокатуры – содействие осуществлению правосудия, защита законных прав и свобод граждан, юридических лиц, представительство их законных интересов в судах и в отношениях с третьими лицами.
Адвокатская помощь носит, по своей сути, компенсационный (восстановительный) характер. Её цель не в получении дохода или зарабатывании прибыли. Адвокатская помощь является разновидностью гуманитарной (общественной) деятельности, реализует важную социальную миссию и никак не может отождествляться с коммерцией и предпринимательством.
Во всем мире адвокатура признается как независимый от государства и самостоятельный институт гражданского общества. Еще в 1990 г. Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступлений принял Основные положения о роли адвокатов, в соответствии с п. 16 которых правительства должны обеспечить адвокатам возможность исполнять все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства. Все правовые государства (в том числе и в Налоговых конвенциях с участием Казахстана) рассматривают адвокатскую деятельность как личную профессиональную деятельность и применяют для нее специальный режим налогообложения — как физических лиц, осуществляющих некоммерческую деятельность, с упрощенным порядком налогового учета и отчетности.
Казахстан, являясь полноправным членом ООН и получив право на председательство в 2010 г. в ОБСЕ, обязан последовательно проводить в своем законодательстве международные нормы и принципы обеспечения прав человека на судебную защиту.
В нашей стране получение адвокатской помощи гарантировано п. 3 ст. 13 и п. 3 ст. 16 Конституции РК. Каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона РК “Об адвокатской деятельности”, юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осуществляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринимательской деятельностью.
Более того, согласно п. 6 ст. 15 названного Закона, адвокату прямо запрещается состоять на государственной службе и заниматься предпринимательской деятельностью, занимать иную оплачиваемую должность, кроме преподавательской, научной или творческой.
Таким образом, отождествление в Проекте налогового статуса адвокатов и индивидуальных предпринимателей является глубоко ошибочным, искажающим саму суть адвокатуры.
Вот примеры законодательных “новелл”. В Проекте (по состоянию на 8 августа 2008 г.) адвокаты, как и предприниматели:
1. Признаны плательщиками НДС (п. 1 ст. 228 Проекта). Между тем, адвокаты в принципе не занимаются предпринимательством и реализацией товаров (работ, услуг), не создают добавленной стоимости (а всего лишь восстанавливают и защищают нарушенные права, свободы и законные, в том числе, имущественные, интересы граждан, если принимать во внимание экономическую сущность НДС как косвенного налога). При этом в целом по стране более чем в 60% случаев доход адвокатов складывается из оплаты адвокатской помощи за счет государства и из государственного бюджета. Если адвокаты будут признаны плательщиками НДС, то выставление адвокатами счетов с суммой начисленного сверх НДС будет производиться, прежде всего, в адрес государства. Кроме того, необходимо учесть еще и тот факт, что оплата адвокатской помощи за счет государства в лице уполномоченных им органов (МВД, Минюст), постоянно задерживается, а это десятки миллионов тенге. Уплата же налогов не ставится в зависимость от факта получения денег, а должна осуществляться по методу начислений в момент начисления (признания) дохода. В такой ситуации введение НДС на адвокатскую помощь делает существование бессмысленным, неоправданно увеличит расходы на администрирование и приведет к “перекладыванию” НДС из одного кармана государства в другой.
2. Для адвокатов сохранена общая предельная ставка подоходного налогообложения в 10% (ст. 182, п. 1 ст. 158 проекта НК). Ставка индивидуального подоходного налогообложения индивидуальных предпринимателей колеблется от 3% в рамках СНР и до 10% в рамках общего режима налогообложения. При этом предприниматели свободны в заключении договоров и в ценообразовании на свои товары (работы, услуги), а адвокаты в большинстве определенных законом случаев обязаны по закону оказывать помощь бесплатно или по фиксированным, причем мизерным ставкам за счет государства.
3. В доход адвокатам в целях обложения ИПН вменяется сумма полученных ими возмещений расходов, связанных с защитой и представительством по делам доверителей и подзащитных (ст. 181 проекта НК), в то время как такие расходы являются расходами самих доверителей (подзащитных) и производятся адвокатами от имени, по поручению и за счет доверителей (подзащитных) в пользу третьих лиц. Адвокату же лишь возмещаются его собственные деньги, ранее уже обложенные налогом и составляющие его чистый доход. Отметим, что в соответствии с п. 18 Основных положений ООН о роли адвокатов и п. 2 ст. 17 Закона РК “Об адвокатской деятельности”, адвокаты не должны идентифицироваться с их клиентами и делами клиентов в связи с исполнением их профессиональных обязанностей. Кроме того, не допускается двойное налогообложение одних и тех же доходов, ранее обложенных налогом.
4. Адвокаты обязаны обеспечивать исполнение своих налоговых обязательств (в том числе и при проведении процедуры ликвидации!) не как физические лица, а как индивидуальные предприниматели (ст. 41 и 42, ст. 608, 620 проекта НК). В этой связи адвокаты могут быть признаны банкротами как индивидуальные предприниматели; хотя действующий Закона РК от 21 января 1997 года “О банкротстве” применяется только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ст.2).
5. Адвокаты могут быть подвергнуты ликвидационной проверке за пять лет своей деятельности опять же как индивидуальные предприниматели (ст. 42, 41 НК). Вместе с тем, адвокатская тайна (ст. 18, п. 3 ст. 15 и ст. 17 Закона “Об адвокатской деятельности”) не позволяет адвокатам разглашать, а госорганам — требовать сведения по делам доверителей (подзащитных). Доказать факт оказания адвокатами правовой помощи и получения дохода от своей деятельности иначе как представлением таких документов (составленных адвокатом документов и вынесенных с участием адвоката судебных актов), не представляется возможным.
6. Остатки и движение денег по банковским счетам адвокатов подлежат налоговому контролю без санкции прокурора и без постановлений правоохранительных органов по запросу налоговых органов по аналогии с индивидуальными предпринимателями (п/п. 12 ст. 584 проекта НК). Эта норма идет вразрез с провозглашенной законом тайной банковских счетов и вкладов физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и адвокатской тайной, в том числе, касающейся денежных средств клиентов, вверенных адвокатам, что сегодня гарантировано п. 2 ст. 18 Конституции РК и ст. 17 и 18 Закона РК “Об адвокатской деятельности”.
7. Адвокатам, как индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги населению за наличный расчет, вменяется в обязанность применение контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью, (п/п. 1) п.1 ст. 648 проекта НК). Но повторим: адвокаты не реализуют товары (работы, услуги) населению, а оказывают профессиональную правовую помощь, конституционно гарантированную государством.
8. Все физические лица, обладающие государственной лицензией на право осуществления адвокатской деятельности, как предприниматели, должны быть поставлены на регистрационный учет в качестве адвокатов с момента получения налоговым органом сведений от уполномоченного органа о наличии у лица государственной лицензии, независимо от его вступления в коллегию адвокатов и начала собственно адвокатской деятельности.
С момента постановки таких лиц на регистрационный учет в налоговом органе они обязаны уже вести баланс, учитывать в нем свои доходы и расходы, хранить подтверждающие документы и отчитываться о своей деятельности, как о предпринимательской, уплачивать налоги с объектов налогообложения, не связанных с получением доходов (например, социальный налог) (п. 2 ст. 568, ст. 56, 57, 59, 67, 68, ст. 570 проекта НК).
К слову, проблема регистрационного учета в налоговых органах и снятия с него лиц, обладающих адвокатскими лицензиями, коснется не только адвокатов — поскольку лицензиями на право осуществления адвокатской деятельности сегодня обладают также множество действующих судей и работников правоохранительных органов. Абсурдность этой нормы очевидна.
9. Снятие адвоката с налогового учета и закрытие им лицевых счетов возможно только при условии прекращения действия государственной лицензии на право осуществления адвокатской деятельности (п.2 ст. 570, п/п. 4) 599 проекта НК РК), которая является бессрочной — в то время как статус адвоката и возможность осуществления адвокатской деятельности по п. 1 ст. 7 Закона РК “Об адвокатуре” связаны не только с обладанием лицензией, но и с обязательным членством в коллегии адвокатов.
Наконец, в настоящее время адвокаты являются единственной категорией казахстанцев, которые по действующему НК дважды уплачивают индивидуальный подоходный налог со своих пенсионных накоплений. Первый раз – в момент уплаты обязательных пенсионных взносов в НПФ, не имея права на вычет этих расходов из налогооблагаемого дохода при исчислении ИПН. И второй раз – в момент получения пенсионных выплат, как все остальные граждане. Такая ситуация стала возможна вследствие того, что адвокаты сегодня лишены права даже на элементарные вычеты, которыми пользуются все обычные граждане при получении своего дохода (минимальная заработная плата, обязательные пенсионные взносы, расходы на лечение, улучшение жилищных условий, повышение образования).
Таким образом, введение нового порядка налогообложения адвокатов нанесет непоправимый ущерб адвокатуре как едва становящемуся на ноги институту гражданского общества и в корне пресечет ее развитие.
Несомненно, что противозаконное кардинальное изменение налогового режима повлечет за собой отток квалифицированных кадров из рядов адвокатуры. Очевидно, что проще перейти в ранг частнопрактикующих юристов, не связанных по закону какими-либо дополнительными обязательствами перед государством и подзащитными, не нуждающихся в лицензировании и имеющих право на специальные налоговые режимы.
Последствия же столь массового “исхода” адвокатов для всего государства и общества могут быть поистине катастрофичны. Ведь сегодня в Казахстане насчитывается всего 3 500 действующих адвокатов при 7 000 выданных лицензий. Один адвокат приходится на 5 000 граждан – показатель, по которому Казахстан находится на одном из последних мест в мире.
Отметим при этом, что в виде налогов с адвокатов государство получает не более 50 млн. тенге в год, что составляет ничтожную толику в масштабе общих доходов государства.
Нашу озабоченность разделяют судьи, ученые, отечественные и международные эксперты – все те, кого волнует дальнейшая судьба правового развития Казахстана.
Мы не просим поблажек у государства. Адвокаты страны много и напряженно работают. Они и впредь намерены последовательно и бескомпромиссно, невзирая на персоны, защищать права и интересы граждан, нуждающихся в юридической помощи. Может быть, кому-то это не нравится, и из нас в очередной раз пытаются сделать зависимых, подконтрольных карманных юристов, безропотно следующих указаниям недальновидных представителей некоторых государственных структур, которых, надеемся, в нашей стране меньшинство.
Просим Вас, уважаемый Карим Кажимканович, дать указание рабочей группе о пересмотре Проекта с учетом высказанных нами замечаний.
С уважением,
от имени адвокатского сообщества
Ануар Тугел, Президент Союза адвокатов Республики Казахстан