“Политический катаклизм, порожденный падением когда-то всесильного президентского зятя, оказывается куда глубже и опаснее”. “АиФ и КП — эти два издания в казахской среде считаются шовинистическими”. “Национал-патриоты ушли в тень”

Сетевой Казахстан. 15 сентября 2008г.

DN.KZ в материале “Как остаться в дураках или Как наши депутаты в чужой монастырь со своим кассовым аппаратом собрались” отмечает: “Ни НДС, ни корпоративные налоги в новой редакции не вызвали оваций МСБ, который практически не имеет прибыли. Стоило ли вообще затевать чехарду с перепиской кодекса, если он почти ничего не изменил?”.

Масуд АЛИМОВ в статье “Информация к размышлению. Арест Буркитбаева — это “охота на ведьм” Алиева или новый раунд борьбы за власть?” пишет: “Если Буркитбаев проводит свой 51-й день рождения, пришедшийся на прошлое воскресенье, в СИЗО именно в связи с делом Алиева, то это означает, что политический катаклизм, порожденный падением когда-то всесильного президентского зятя, оказывается куда глубже и опаснее, чем это хотели преподнести нам власти страны, осудившие на 2-х процессах экс-супруга Дариги Назарбаевой в общей сложности на 40 лет тюремного заключения. Неудивительно, если в ближайшее время выяснится, что новый секретарь СБ Каирбек Сулейменов (кстати, он стал им почти одновременно с увольнением Буркитбаева из КМГ) был призван во власть, дабы исполнить функцию комиссии сенатора Маккарти в США — проверить на лояльность весь госаппарат и политический истеблишмент и выкорчевать оттуда даже не только предателей, но и просто колеблющихся или “имеющих порочные связи””.

MEGAPOLIS.KZ. Серик Малеев в обзоре казахской прессы “Будущее казахской нации” замечает, что появился целый ряд публикаций, в таких газетах, как “Заман-Казахстан”, “Ана Тілі”, “Жас Казак”, в которых говорилось о нашумевшем убийстве группой уйгуров молодого казахского парня в поселке Майлыбай.

Разумеется, можно по-разному относиться к событиям, происшедшим в Шилеке и Майлыбае. И следует давать им объективную оценку. Но и раздувать из этого антиуйгурскую истерию, как это делают некоторые наши особо рьяные казахские журналисты, вряд ли следует. Иначе, в конечном счете, это будет игра на антиказахском поле, против интересов самих казахов, раскалывающая наше общество на непримиримых врагов. Власть сама разберется и накажет виновных. Тем более что большинство уйгуров, проживающих в Казахстане, в полной мере разделяют казахские ценности. И об этом говорится в статье “Любимая отчизна, святой шанырак”, опубликованной в 275 номере газеты “Егемен Казахстан”, где приводится мнение заместителя руководителя Казахстанского уйгурского культурного центра Рахимжана Тохтахунова, рассказывающего о прошлом и настоящем представителей уйгурской диаспоры Казахстана”.

Далее Серик Малеев в материале “Так кто казахам друг и брат?” приводит перевод статьи публициста Мырзана Кенжебайдина из газеты “Ана Тiлi” (№33-34 от 21 августа 2008 года), которая так и называется: “Как мне считать братом того, кто не знает, как произносится по-казахски “ХЛЕБ” и “СОЛЬ”?”.

В условиях глобализации мы продолжаем терять язык и веру. Мы за последние семнадцать лет растеряли многие свои былые достоинства, превратившись окончательно в народ – любителей пышных тоев и пьяных ресторанных застолий…

Однако, если лидеры отдельных “русских”, “славянских” и “казачьих” организаций, обосновавшиеся на нашей земле, смеют полагать, что сила и мощь их бывшей исторической родины наделяет их правом выказывать полное пренебрежение к казахам, то называть таких людей своими братьями со стороны казахов не только грех, но и прямое преступление”.

Малеев отмечает, что слишком ожесточенную полемику вызвал материал Мырзана Кенжебайдина из газеты “Ана Тiлi” внутри самой нашей редакции. Сразу возникли вопросы: “1. Кто возражает против того, чтобы казахи свои свадьбы проводили по казахским обычаям?

2. Почему автор решил, что газеты “Комсомольская правда” и “Аргументы и факты Казахстан” проводят в Казахстане антиказахскую политику?

Мы решили задать эти вопросы автору статьи и всем заинтересованным сторонам, оказавшимся в поле его критики. И вот какие разные ответы получили”.

Мырзан Кенжебайдин. “Ана Тiлi”: “Два месяца назад в русскоязычных СМИ в “Аргументах и фактах Казахстан” появилось интервью с Муратом Ауэзовым, наделавшее немало шума в казахскоязычных изданиях, в котором тот, отвечая на вопрос журналиста, заметил, что в нашем мультикультурном обществе некорректно казахам проводить торжественные мероприятия, юбилеи и тои в соответствии со своими национальными обычаями…

Отвечая же на вторую часть вашего вопроса, хочу заявить, что о “Комсомольской правде” и “Аргументах и фактах Казахстан” я сказал только в общем контексте статьи. У меня нет никаких претензий к казахстанской редакции “Комсомольской правды”. Но вместе с тем вы должны знать, что именно эти два издания в казахской среде считаются шовинистическими”.

Директор Казахстанской национальной библиотеки Мурат Ауэзов: “Я всегда считал личное возвращение к казахскому языку своим гражданским долгом. На казахских свадьбах или похоронах, выступая перед собравшимися, я никогда не прибегаю к русскому языку, поскольку это ситуации сакральные.

Поэтому, признаюсь, когда вы мне только позвонили и сказали, что в отношении меня осуществлен выпад, я задумался: где это я подставил “борт”? Теперь вспоминаю. В “Аргументах и фактах” было опубликовано письмо Головинского, возмутившегося тем, что телерадиокомпания “Казахстан”, подводя итоги своей пятидесятилетней деятельности, ни словом не обмолвилась о коллективе русскоязычной редакции этой компании. Признаюсь, меня это тоже задело, потому что я сам вел в течение полутора лет на данном канале передачу “Времен связующая нить”, работавшую в те годы на формирование национального самосознания…

А что касается свадеб, похорон, проведения казахских тоев, имеющих самое непосредственное отношение к народным традициям и обычаям, то здесь, разумеется, нет вопросов. И глупо требовать, чтобы рядом с тамадой на казахской свадьбе стоял переводчик. Но я такого никогда и не говорил. Мои слова в данном случае просто передернули, неверно интерпретировали.

Поэтому лично я просил бы автора “Ана Тілі”, со многими тезисами которого я, безусловно, согласен, быть впредь более точным в цитировании. Если он хочет быть убедительным”.

TIME.KZ. Тохнияз КУЧУКОВ в заметке “Пустырь вместо города” сообщает, что сотрудники КНБ подозревают экс-президента “КазМунайГаза” Серика БУРКИТБАЕВА в том, что в бытность главой “Казахтелекома” он передал Рахату АЛИЕВУ спецоборудование для прослушки телефонов и показал приближенным Алиева, как им пользоваться Сейчас Буркитбаев находится под домашним арестом. “Тем временем выясняется, что интересные истории происходили и в других учреждениях, которые возглавлял Серик Минаварович… По словам источника, “КазМунайГаз” выделил на покупку земельного участка под “Наукоград” около 5 миллиардов тенге. Казахский институт нефти и газа (его гендиректором, кстати, в 2003-2007 годах был Серик Буркитбаев) рапортовал наверх об успешном начале строительства и освоении всех средств. Но независимые эксперты по поручению следователей финансовой полиции выяснили: фактическая стоимость этого участка в 2003 году не превышала 1,2 млрд. тенге. Оставшаяся сумма, как уверяет источник, была списана. Приехав на место, оперативники финполиции ахнули: вместо обещанного руководству страны масштабного строительства они увидели голый пустырь и заросшие луга. Сфотографировав участок и сняв его на видео, оперативники отправили собранные вещественные доказательства в Астану…

Еще одна группа следователей финполиции работает по пяти тендерам на проектные работы по разведке и добыче нефти и газа, проведенным в бытность Серика Буркитбаева гендиректором Казахского института нефти и газа. Как установили следователи, общая сумма по тендерам, перечисленная в проектные институты, составила около 2,6 млрд. тенге. Но фактически исследовательские работы не проводились: проектировщики просто подняли архивные материалы, подготовленные еще в советские времена. А деньги — списали...”.

Дилярам АРКИН в материале “Возвращение из плена” сообщает, что на днях оперативники Комитета национальной безопасности РК освободили 24-летнюю женщину с ребенком, которых более двух месяцев насильно удерживал в Измире высокопоставленный турецкий чиновник.

“- Я еще не могу прийти в себя, — рассказывает Асель. — Просто чудом удалось вырваться из рук этого жестокого человека.

Болатбек ТУЛЕТАЕВ, пресс-секретарь ДКНБ по г. Алматы: — Узнав о том, что наша гражданка попала в плен, мы связались немедленно с МИД РК. Оперативные работники готовы были вылететь в Турцию, но Асель удалось самой сбежать от Айтджана. Мы переправили через консульство ей деньги на билет на самолет. Что касается гражданина Турции, насильственно державшего в своем доме Асель, то после этого случая, возможно, ему запретят въезд в Казахстан. Соответствующая нота протеста через МИД РК на следующей неделе уже будет вручена послу Турции в Казахстане”.

LITER.KZ. Досым Сатпаев в материале “Партийные близнецы” отмечает, что пока президенты России и Казахстана запускают интеграционные проекты на постсоветском пространстве, их партийные фавориты наводят мосты в своем формате.

На этой неделе состоялось подписание “Меморандума о взаимном сотрудничестве между Институтом парламентаризма НДП “Нур Отан” и московской партийной школой Всероссийской политической партии “Единая Россия”. Это в очередной раз подтверждает, что по некоторым направлениям политического развития Россия и Казахстан напоминают однояйцовых близнецов. И там и здесь жесткая президентская вертикаль. В обоих государствах любят рассуждать о “суверенной демократии” или “третьем пути”, параллельно призывая Запад не учить жизни. Российский и казахстанский парламенты опираются на пропрезидентские партии, рядом с которыми кружатся более мелкие партийные объединения, создавая массовку.

Единственное отличие заключается в том, что российская политическая элита уже прошла через реализацию проекта “преемник”, а казахстанская еще нет. И в этом плане российский опыт действительно может быть интересен, так как немаловажную роль здесь сыграла выстроенная партийная модель, где преемник мог опираться в том числе на “Единую Россию”, подмявшую под себя все партийное пространство страны. По сути, президентская партия была одним из гарантов преемственности политического курса”.

Нургазы САСАЕВ, Талгат САДЫКОВ беседуют с Сериком Конакбаевым – “Наше выступление в Пекине считаю удовлетворительным”. “Исходя из ситуации в целом, когда проигрывали свои бои чемпионы мира и лидеры мирового любительского бокса, учитывая судейство на турнире, мы не можем расстраиваться показателями ребят. Есть вопросы к нашим лидерам, на которых мы рассчитывали. Имеются в виду Серик Сапиев и Бахтияр Артаев. Необходим тщательный анализ. У нас проблема в тренерских кадрах, при наличии талантливой молодежи не хватает качественной подготовки. Например, Артаев – олимпийский чемпион, и его не надо учить бить так или иначе. У каждого боксера есть в арсенале несколько коронных приемов, но вместо того, чтобы доводить их до автоматизма, отдельному боксеру предлагают расширять набор приемов. Мне приятно, что в последний день Олимпиады Бахыт Сарсекбаев поставил золотую точку”.

IA-CENTR.RU. Алексей Власов в статье “Европейский анабасис Казахстана” пишет: “После того, как казахстанский проект “Путь в Европу” получил документальное подтверждение в виде развернутой программы, стало радостно и светло за наших евразийских коллег. Точнее говоря, за тех из них, кто видит будущее страны в поступательном движении (вопрос о сроках открыт) к новым стандартам качества жизни, демократии, отношений власти и общества. Пишу об этом без всякой иронии, хотя элиты на постсоветском пространстве приучили общество к небрежному отношению с уже подписанными документами. Но здесь — другое. Поскольку внешнеполитический курс РК свидетельствует о том, что “европейский выбор” Нурсултана Назарбаева может стать краеугольным камнем новой версии политической и геоэкономической многовекторности, а, значит, в условиях нарастающей конфронтации между Россией и Западом, именно Европа, а вовсе не Китай станет тихой гаванью для казахстанского корабля, груженного нефтью и газом…

В Казахстане преобладают скорее романтические ожидания, связанные с европейским будущим страны. Хотя, само по себе декларирование стремления к европейскому качеству жизни — это еще не гарантия успешной модернизации общества и тотального отхода от азиатчины в повседневной жизни”.

CAMONITOR.COM. Берик ЖАЛГАС в статье “Национал-патриоты: миссия невыполнима?” пишет: “При отсутствии реального оппонирования действующей власти со стороны оппозиции именно национал-патриотическим движениям, по мнению некоторых аналитиков, предстояло трансформироваться в реальную политическую силу, с которой бы власть считалась. Однако сегодня ситуация сложилась таким образом, что национал-патриоты ушли в тень вместе с оппозиционными радикалами. Скажем больше: именно последние в настоящее время более активно занимаются социальными проектами. То есть, действуют на территории, которая по идее должна быть вотчиной националистов. Пассивность национал-патриотических организаций в Казахстане просто необъяснима. Особенно учитывая тот факт, что за последние несколько лет Казахстан пережил несколько потрясений, которые многие назвали \»межэтническими\». Так насколько влиятельны и перспективны национал-патриотические объединения в нашей стране?..

Сегодня пафос национал-патриотов, иногда слышимый в их заявлениях, не так сильно раздражает и не так смешит, как раньше. В конце концов, сегодня они стали намного мудрее, рассудительнее и честнее. Конфликты, случившиеся в последние годы, сделали свое дело и, как мне кажется, сильно поменяли не только образ мышления националистов, но и цели их существования. Всем вдруг в одночасье стало понятно, что даже в Казахстане, известном своей многонациональностью и толерантностью, нельзя играть с огнем. Ибо можно сгореть заживо”.

CARAVAN.KZ. Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ в материале “У критической черты” отмечает, что износ коммунального хозяйства в казахстанских городах скоро превысит критический уровень, и это почувствует каждый житель страны.

Гнилые водопроводы, четверть века стоящие без ремонта, – это мина замедленного действия под нашими городами. В последние годы существования СССР по показателям обеспеченности населения питьевой водой Казахстан превосходил Россию и уступал только Прибалтике. “Советский” задел уже превысил все допустимые сроки эксплуатации и до сих пор остается основой коммунального хозяйства всех городов Казахстана, за исключением, пожалуй, столицы.

Городское коммунальное водоснабжение полностью легло на плечи местных властей. И в итоге мы, например, имеем новые дома, к которым не подведены свет, вода или канализация. Но железобетонная коробка без коммуникаций не может быть ни жильем или офисом, ни цехом или даже складом”.

AZATTYQ.ORG. Есен Смагулов в обзоре прессы “Кинофестиваль в Южной Корее откроется казахстанской картиной “Подарок Сталину”” пишет: “Фильм казахстанского режиссера Рустема Абдрашева откроет 13-ый международный кинофестиваль в Пусане. Как сообщает южнокорейское издание Korea Times, крупнейший в Азии киносмотр стартует 2 октября с показа картины “Подарок Сталину” совместного производства Казахстана, России, Израиля и Польши, съемки которой были завершены в нынешнем году.

Агентство France Press пишет, что “Подарок Сталину” не случайно стал первым из 315 фильмов, которые будут показаны в Пусане со 2 по 10 октября. Пресс-секретарь фестиваля Ким Джунг-Юн подчеркивает, что “это будет первая премьера на пусанском фестивале после его завершения в прошлом сентябре”. Организаторы отмечают, что “Подарок Сталину” имеет двойной смысл. Во-первых, речь пойдет о первом ядерном испытании в Советском Союзе, приуроченном к 70-летнему юбилею Иосифа Сталина, во-вторых, зрителям поведают историю о надежде еврейского мальчика на то, что ему разрешат встретиться с родителями, если он пошлет подарок Сталину”.