“Принятие кардинальных мер неизбежно”

После того, как паника на финансовых рынках уляжется, акции казахстанских компаний, котирующихся на Лондонской фондовой бирже, пойдут вверх. С банками сложнее

Информация из Лондона от 6-го октября взбудоражила любознательную общественность. Там сообщалось, например, что акции АО Разведка Добыча КазМунайГаз за день торгов подешевели на 8,39%, а Народный банк и Казкоммерцбанк потеряли по 10,78% и 10,71% соответственно. Из биржевой информации следует, что за 52 недели (год) коридор между самой высокой и самой низкой ценой акции “Казахмыс” проходит между 1966.00 фунтов стерлингов и 399.00, а по “Евразийской корпорации” скачки за такой же период от 1550.00 фунтов стерлингов за акцию до 392.25. У Альянс банка за год колебания стоимости акции вообще между $8,20 и $1.

Мы обратились за комментариями к авторитетному отечественному специалисту и он их дал. Только на условиях анонимности.

Эксперт:

То, что мы наблюдаем последние дни на Лондонской фондовой бирже – это часть общемировой ситуации. Все ведущие рынки находятся в состоянии паники, страха. Практически все акции, в том числе казахстанских участников Лондонской биржи, не просто упали, они теперь неликвидные. То есть акции не продают и не покупают. Если кто-то захочет много прикупить, пользуясь низкими котировками, то другие акционеры ему не продадут, потому что не захотят фиксировать свои убытки на этом уровне.

Когда цена акции упала с 1000 до 500 тенге — ее владелец становится потенциально в два раза беднее. Он может стать в два раза беднее и реально, если срочно нужны деньги, и он вынужден немедленно продать свои ценные бумаги. Однако если время терпит, то инвесторы подождут с год, когда акции компаний пойдут вверх.

Падение акций в средне- и долгосрочной перспективе также усложняет привлечение капитала для действующих акционеров, потому что новые инвесторы будут входить в дело при более низкой оценочной стоимости бизнеса. Для старых акционеров это означает относительное обесценение их активов, что всегда воспринимается болезненно. На объемы и условия рыночного заимствования рыночная оценка фирмы тоже влияет.

В целом, нужно сказать, что у казахстанских сырьевых предприятий, чьи акции торгуются в Лондоне, не появилось катастрофических проблем, с их основными фондами ничего страшного не случилось. Нет (к сожалению) жесткого изменения в налоговом законодательстве, кардинально меняющего правила игры, на рынок не вышли заменители их продукции, которые в десять раз дешевле, персонал не объявил о тотальной бессрочной забастовке. Поэтому, когда финансовый кризис будет преодолен, то он хоть и негативно скажется на мировом экономическом росте, спрос на продукцию крупных сырьевых компаний Казахстана будет. Только до прежних пиковых показателей цена акции в обозримой перспективе не вырастет.

С банками положение дел сложнее. На их самочувствие сильнее влияет доступ к финансовым рынкам, они зависимы от кредитного портфеля. И когда ситуация в несырьевом секторе казахстанской экономики, зависящем от внутреннего спроса, продолжает ухудшаться, то кредитный портфель банков неизбежно также ухудшается. Здесь без помощи правительства не обойтись, ситуация чрезвычайная и бездействие недопустимо. США, ЕС, Россия для спасения финансовой системы идут на кардинальные меры. Я думаю, что и наше правительство будет что-то делать в ближайшее время – дни, недели, месяцы.