Булат АБИЛОВ: Они хотят иметь все, всех и сразу

В Ак орде на расширенном заседании правительства президент Назарбаев наконец-то признал, что глобальный кризис коснулся и Казахстана. Произошло это на двенадцатый месяц “великой депрессии”, до этого на телевидении и в провластной печати на слово “кризис” было наложено табу. Партия “Азат” еще полгода назад требовала проведения Антикризисного совещания и отставки кабинета Масимова. На этой неделе лидеры демоппозиции вновь повторили свои требования. Почему они так настойчивы в своих требованиях, когда власти предпринимают антикризисные меры и дают всяческие обещания, мы спросили у лидера партии “Азат” Булата АБИЛОВА.

Надо бить тревогу

Свой “Осенний призыв” ваша партия начала со слов “Кризис нас достал!”. Какой пакет мер вы предлагаете для преодоления его последствий?

– Мы вновь настаиваем на отставке некомпетентного “зиц-премьера” Карима Масимова. И считаем, что в нынешних условиях всю полноту ответственности за состояние экономики на себя должен принять президент. 10 миллиардов долларов, которые будут выделены правительству не без влияния наших весенних инициатив, должны быть направлены на стимулирование экономики, поддержку малого и среднего бизнеса. Мы не должны допускать того, что под видом капитализации госхолдинга “Самрук-Казына” кое-кто в Ак орде пытается провернуть сделку по выкупу акций нефтяной компании “МангистауМунайГаз”, принадлежащих крупным государственным чинам, по завышенной цене. Для этого и предназначены 5 миллиардов долларов из 10, выделяемых из Нацфонда. Узнав об этих планах, мы бьем тревогу. Ведь как известно, кризис всегда был хорошим поводом для перераспределения собственности крупными государственными чинами. На наш взгляд, средства Нацфонда следует использовать на выкуп акций добывающих компаний Казахстана. Также необходимо дополнительно выделить из Нацфонда 5 миллиардов долларов для пенсионеров, инвалидов, студентов и бюджетников на разовую компенсацию резкого роста цен. Такова вкратце суть нашего осеннего призыва.

Кого вы имели в виду, говоря о крупных чинах, владеющих акциями “МангистауМунайГаз”?

– Как уже не раз отмечала пресса, владельцами этой нефтяной компании через подставных лиц являются Нуртай Абыкаев и Сарыбай Калмурзаев. Рахат Алиев, как известно из публикаций в СМИ, свою долю в “МангистауМунайГазе” продал Тимуру Кулибаеву. Обидно, несправедливо и преступно, что эти 5 миллиардов долларов перетекут на оффшорные счета и никогда не вернутся в страну, не будут использованы на реальные нужды людей и экономики Казахстана.

Почему опоздал президент

Что, на ваш взгляд, мешало президенту признать влияние глобального кризиса на Казахстан ранее и принимать соответствующие меры?

– Судя по всему, последним человеком в стране, который признал наличие экономического кризиса, оказался президент Назарбаев. И мне кажется, что это не тот случай, когда говорят “лучше поздно, чем никогда”. Проблема ведь не в том, чтобы признавать кризис или не признавать. Здесь очень важно, чтобы вовремя был поставлен диагноз. Важно было своевременно разобраться, что является причиной, а что следствием.

Что помешало Нурсултану Назарбаеву? Отчасти его ближайшее окружение. Вполне вероятно, что президент на самом деле не видел истинной картины, так как от него все скрывали, утверждая, что в стране все нормально, кризиса нет, разве что небольшие проблемы возникли у нескольких коммерческих банков. Некоторые из них власть откровенно не жаловала за самодостаточность, ведь таким не дашь подзатыльников и не прикажешь как своим выпестованным олигархам.

Кажется, еще год назад президент в Ак орде встречался с предпринимателями и банкирами для обсуждения ситуации в финансовом секторе…

– Но тогда наверху решили – разбирайтесь сами, а мы посмотрим. В итоге власть решила помочь только нескольким аффиллированным с ней строительным компаниям. Я выступал против такой идеи и такой помощи. Нужно было дать деньги для поддержки всей экономики. За прошедший год наши банки выплатили более 15 миллиардов долларов. Если каждый месяц из страны уходило свыше одного миллиарда долларов, то правительство должно было из Национального фонда компенсировать потери, и тогда бы наша экономика не испытывала тех потрясений. В течение целого года власть отказывалась признавать кризис, существующая система доказала свою полную несостоятельность. Налицо банкротство политики партии власти “Нур Отан”, вся деятельность которой свелась к показушной борьбе с коррупцией.

Премьер-министр Масимов в свое время прослыл как один из лучших молодых банкиров страны. Почему он не использовал свои знания и опыт в финансовой сфере для решения нынешних проблем отечественных банков, почему за все время кризиса он ничего дельного не предложил?

– В качестве ответа я хочу привести один факт из трудовой биографии финансиста Карима Масимова. На момент, когда он возглавил Народный сберегательный банк Казахстана, это был банк номер один в стране, превосходящий ближайшего конкурента по показателям в пять раз. Спустя несколько лет, когда Масимов переходил на другую работу, Народный уже замыкал первую тройку, резко ослабив свои позиции. Как руководитель правительства, он, увы, не блещет. Два года его премьерства – это упущенные возможности для экономики страны. За это время в международном рейтинге конкурентоспособности Казахстан опустился с 51-го места на 66-е. Он просто удобен президенту, который продолжает рассматривать его как своего помощника, человека без свойств и сильных амбиций. Судя по всему, президент несколько поостыл к олигархическим группам Машкевича и Кима и переключился на группу Тимура Кулибава, в которой Масимов играет ключевую роль. Их усиление наблюдается на примере слияния “Казыны” и “Самрука” в один мегагосхолдинг (почти полэкономики страны, по сути – государство в государстве) с целью последующей приватизации. У группы Кулибаев – Масимов большие планы и непомерные аппетиты. В сфере их интересов теперь будет не только нефть, цены на которую упали вдвое, а практически вся экономика страны. Они хотят иметь все, всех и сразу.

МВД надувает щеки

Теперь об уголовном деле, в котором вас наряду с другими представителями демоппозиции обвиняют в укрывательстве заказчика убийства павлодарского предпринимателя Костанова. На чем основано обвинение, предъявленное МВД Байсакову, в защиту которого вы в свое время выступили?

– Когда я спросил у следствия о мотивах, якобы побудивших Байсакова на заказное убийство, то внятного объяснения, основанного на четких фактах, я не услышал. Как поведали мне следователи МВД, в свое время Байсаков открыл компанию “Химинвест”, специализирующуюся на хлоре. Также они сказали, что Костанов не был владельцем химзавода, поскольку завод являлся государственной собственностью, он являлся одним из поставщиков хлора, перерабатывал и продавал. Но конкурентом Байсакову он не был. Поскольку задолго до этого Костанова перестали пускать на территорию химзавода и брать у него хлор, его вагоны стояли в тупиках затоваренные. Так причем тогда Байсаков? Ведь их интересы никак не пересекались. Может, надо другую версию посмотреть: Костанов брал в России хлор для переработки, но на химзаводе ему перекрыли доступ, завод перестал принимать его хлор, а вагоны шли. И как сказали следователи, Костанов не мог рассчитаться с российскими поставщиками, это длилось около полугода, он задолжал им огромные суммы.

Получается, что вас обвиняют в укрывательстве человека, чья вина в совершении преступления еще не доказана?

– Совершенно очевидно, что следователи МВД по своему обыкновению вновь поставили телегу впереди лошади. Логика здесь простая – вы вначале докажите, что это действительно Байсаков заказал убийство Костанова, проведите суд, осудите, приговорите, если он виновен, и только после того как приговор вступит в силу, можете попытаться привлечь нас за укрывательство. Как можно привлекать к уголовной ответственности за укрывательство человека, вина которого еще не доказана в суде? И простой вопрос, а чем занималась следственная группа МВД в течение семи с половиной лет? Ведь ее сразу же после убийства возглавлял тот же Машанло, который тогда не довел это дело до логического завершения, а сейчас пытается втянуть в него оппозиционных политиков. Если казахстанские следователи уверены в стройности своей версии, то пусть они передадут все документы дела Украине, которая является гарантом безопасности обвиняемых, и если есть состав преступления, думаю, что наказание будет неотвратимым и со стороны Киева. Полиция вновь наносит урон своему имиджу, недаром по итогам недавних социологических опросов МВД уверенно занимает первые строчки по уровню коррумпированности. Это лишнее свидетельство того, что казахстанцы сейчас больше боятся не бандитов, а полицейских. А руководство МВД продолжает надувать щеки.

Вы сделали громкое заявление, правда, оставшееся без внимания соответствующих органов, о том, что по самому министру внутренних дел плачет уголовная статья, аналогичная той, которую инкриминируют вам…

– Я имел в виду тот факт, который легко позволяет следователям, конечно, при наличии у них мужества возбудить уголовное дело против своего министра. Ни для кого уже не секрет, что он прекрасно знал и промолчал о том, что Рахат Алиев похитил и держал в заточении Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова. Это значит, что министр Мухамеджанов с 31 января по 16 мая 2007 года укрывал преступления Рахата Алиева. Ведь он знал, что Жолдаса и Айбара бывший президентский зять держал у себя дома до 9 февраля. И все силовики об этом знали, но дружно засунули языки в одно место и молчали. Еще из-за их трусости мы потеряли Жолдаса и Айбара.

“Свобода Слова”, 23 октября 2008 г.