Казэкономкрах

Елена Разумовская уже больше года не может получить ипотечного кредита на покупку квартиры в Алматы. На двоих с мужем они накопили на “двушку” на окраине, хотели переселиться. Но ипотечный кризис в США не дал такой возможности молодой казахстанской семье.

— В банке нам объяснили, что выдача долгосрочных кредитов на покупку жилья приостановлена, могут дать немного денег на холодильник или телевизор — говорит Елена.

“До августа прошлого года почти 70% сделок совершалось путем ипотечного кредитования, а сегодня около 11%”, — говорит вице-президент Национальной ассоциации риелторов Нина Лукьяненко. Средства на выдачу кредитов отсутствуют. Большинство казахстанских банков занимали деньги в США – проценты ниже и заём неограничен. В результате, финансовые проблемы на американском рынке вынудили казахские банки выплачивать задолженности, денег на которые нет.

Банковский шок волнами прошелся и по другим участникам рынка недвижимости — риелторам и застройщикам. Приостановлена деятельность большинства агентств недвижимости. Информационное агентство “Казинформ” приводит слова вице-президента Ассоциации риелторов Западного региона Казахстана Саулаубека Ескалиева: количество агентств недвижимости в Астане сократилось со 150 до 30. По данным Ассоциации риелторов Казахстана, с августа 2007 г. по настоящее время средняя цена за 1 м2 по Алматы снизилась на 43,7%. Standard & Poor\’s приводит другую цифру — в некоторых сегментах недвижимости цены упали на 60%. В Алматы работу потеряли 80 000 из 100 000 строителей.

Более десяти средних банков Казахстана объявлены несостоятельными. Должники, которым выдавали неоправданно большие кредиты, не могут выплатить долги. С другой стороны вкладчики, как местные, так и заокеанские, требуют погашения процентных ставок и возврата вкладов. От такого напора не лопнуть невозможно. Правительство принимает экстренное решение – влить 4 миллиарда долларов, распределив их между семью наикрупнейшими банками. Но что такое 4 миллиарда перед общим внешним долгом казахских банков в размере 52,3 миллиарда.

Инфляция, составившая 17% с начала года, продолжает расти. По словам эксперта программы развития ООН Бен Слэй “если бы дошло до девальвации 20%, это обозначало бы крах 3-4 главных банков страны”. С октября прошлого года курс тенге фактически привязан к доллару США. Эта стабильность должна оставаться основной задачей экономической политики до тех пор, пока не улучшится обстановка на финансовых рынках, “а тогда будет желательно вернуться к политике более гибкого обменного курса”. “Удержать” стабильность не получается. По информации Национального банка республики, отток депозитов из банков страны за сентябрь месяц ускорился на 18 процентов.

По версии Standard & Poor\’s, “за первое полугодие 2008 г. активы казахстанской банковской системы не выросли, они стагнируют на одном уровне. А выплаты предстоят рекордные. В этом году суммы выплат казахстанских банков по погашению внешней задолженности должны составить $14 млрд, и большую часть этого долга нельзя будет пролонгировать из-за возросших процентов по займу и трудностей, испытываемых контрагентами”.

Не меньшую тревогу вызывают и рекордно упавшие за последние месяцы цены на нефть. Правительство рассчитывало на поступления от продажи нефти, даже государственный бюджет на 2008 год закладывался с учётом стоимости одного барреля более чем 120 долларов США. При нынешней стоимости 60-70 долларов, дефицит бюджета может составить до 15%, с учётом доли экспорта нефти в ВВП. Получается, что и этот колодец подсох и черпать из него как раньше, для уменьшения ущерба от финансового кризиса не получится.

Президент пытается успокоить население: “Казахстанская экономика твердо стоит на ногах, кризисных явлений в стране нет, мы работали для накопления финансовых ресурсов, наши банки сами выходят из создавшегося положения, а если будут сложности, государство их поддержит. Население не должно беспокоиться”. Как тут не беспокоиться, когда только на депозитных счетах в казахских банках размещено 2,8 миллиарда долларов вкладов частных лиц. Государство, будучи не в силах реально повлиять на ситуацию, надеется на улучшение климата на международных финансовых рынках, поскольку это немного снизит напряжение на внутреннем рынке страны. До тех пор возвращать вклады нечем.

Наша экономика оказалась неподготовленной к внезапному прекращению кредитования. Больше всех страдают простые казахи. Люди не могут получить свои вклады, не говоря уже о процентах. Это – обвал, просто такого слова официально никто не произнёс. В настоящее время вероятность окончательного дефолта Казахстана, который подобно Исландии может обратиться с просьбой о предоставлении крупного кредита к России, оценивается британской The Daily Telegraph в 70%.