“Рецессия в этом квартале уже наступила”. “Мы находимся лишь на этапе возникающего рынка”. “У нас противостоят не правящая партия и оппозиция. У нас противостоят власть и оппозиция”. “Парламентская или президентская?”

Сетевой Казахстан. 21 ноября 2008г.

RESPUBLIKA-KZ.INFO. Александр Чулков “Грозит ли Казахстану рецессия?” пишет, что до вчерашнего дня казалось, что правительство Казахстана уверено в своих действиях в условиях кризиса. “Но просочившаяся из кабмина информация о том, что планируется урезать принятый всего месяц назад бюджет на ближайшие три года, заставила говорить об обратном. По данным информагентства КазТАГ, в правительстве готовы снизить прогноз реального роста ВВП до 3% против утвержденных 5-7%, и опустить заложенную в документе прогнозную цену на нефть до $50 за баррель. Эти новости многих навели на мысли о возможной рецессии в Казахстане”.

Экономист Серик Темиргалиев: “Я предполагаю, что рецессии в этом году не будет, и на 2009 год тоже не прогнозируется. Спрос на основной энергоноситель в любом случае сохранится, — уверен эксперт, — и цены на углеводороды неизбежно поднимутся”.

Директор Центра экономического анализа “Ракурс” Ораз Жандосов: “Рецессия в этом квартале уже наступила, можно сказать, практически гарантированно. Ясно, что в ближайшее время, рост ВВП по сравнению с первым полугодием будет значительно меньше. Изменение ситуации во многом зависит от действий правительства. Но мне кажется, что подъем начнется только во втором квартале следующего года”.

EXPRESS-K.KZ. Тимур Неталиев беседует с Григорием Марченко – “Кто первый вошел, первый и вышел”.

“- Григорий Александрович, некоторые эксперты утверждают, что мировой финансовый кризис из всех постсоветских пространств больнее всего ударит по Украине и Казахстану. Ваше мнение на этот счет?

— Нет, я так не считаю. Более того, я все время говорю, что наше преимущество заключается в том, что мировой финансовый кризис оказал свое воздействие на Казахстан раньше всех. Это было в августе 2007 года, когда у нас, с одной стороны, иностранные инвестиционные фонды вывели около 7 млрд долларов из казахстанских ценных бумаг с фиксированной доходностью в тенге, а с другой, был закрыт доступ на внешние рынки для большинства казахстанских банков. В той же России и Украине этот процесс реально начал развиваться в августе этого года. Знаете, есть такой принцип: кто первый вошел — первый и вышел. На самом деле ситуацию с платежным балансом мы улучшили, он у нас очень сильный в этом году. Резервы за семь лет быстрого экономического развития накоплены достаточные. В Украине их, например, нет, поэтому они были вынуждены взять кредит в 16,5 млрд долларов в Международном валютном фонде. Существует много людей, которые называют себя экспертами, но это вовсе не факт, что они таковыми являются на самом деле. Жизнь показала: мы психологически привыкли, что в международных рейтинговых агентствах работают эксперты высокого класса, однако выяснилось, что это совсем не так, если посмотреть, в какую неприятную ситуацию они попали по тому же американскому рынку. Поэтому я считаю, что благодаря тем запасам, которые были накоплены за 7 лет в Национальном фонде в виде активов Национального банка, Казахстан лучше других стран СНГ готов к тому, чтобы справиться с возникшей экономической ситуацией”.

В материале “Квазирынок никого не исправит” директор исполкома Казахстанской ассоциации оценщиков Александр Калинин считает, что свои проблемы мы породили сами. Мировой финансовый кризис лишь усугубил их: “В классическом понимании под кризисом подразумевается перепроизводство товаров, которых произведено слишком много и которые не раскупаются. Но у нас в этом плане стопроцентное алиби — мы ничего не производили так много, чтобы образовался какой-то излишек! У нас только сейчас начинают понимать, что нужно не в банковскую сферу кидаться, а развивать производительные силы. Они у нас при имеющейся огромной территории совершенно недостаточны. Хотя иногда и говорят, что в Казахстане рыночная экономика, на самом деле мы находимся лишь на этапе возникающего рынка”.

IA-CENTR.RU публикует выступление на круглом столе в Москве Данияра Акишева, заместителя председателя Национального банка РК. “Нужно понять, что весь этот пир, в течение которого мы жили все это время, он закончился, и нужно жить теперь по средствам, надо жить и реально прогнозировать ситуацию. И нужно выходить из этого состояния быстрее. В этом отношении Казахстан перестроился очень быстро, мы принципиально пересмотрели все свои стратегические планы.

Мы уже сейчас в этих кризисных мерах не упоминаем о таких целях, как о супертемпах высокого роста. Для начала, нужно обеспечить какое-то стабильное значение, которое позволит обществу существовать нормально, то есть избежать каких-то кризисных явлений, которые могут отразиться на социальных обязательствах государства”.

LITER.KZ. Асан КУАНОВ в материале “Не фондить!” пишет, что глава партии “Адилет” считает, что деньги Нацфонда используются не по назначению.

Вчера в Алматы в ходе “круглого стола” “Мировой экономический кризис – уроки для Казахстана” демократическая партия “Адилет” озвучила свой пакет антикризисных мер. Среди прочего она предлагает отказаться от выкупа акций “МангыстауМунайГаза”, а также реформировать Министерство экономики и бюджетного планирования…

Так, по словам председателя ДП “Адилет” Максута Нарикбаева, государственные деньги, направляемые на поддержку экономики, должны работать на реальный сектор. Кстати, эта партия пополнилась бывшим депутатом парламента: новым зампредом стал Серик Абдрахманов.

— Вызывает опасение использование средств Нацфонда не по назначению, которые выделены фонду народного благосостояния (ФНБ) “СамрукКазына”. Они могут быть использованы на выкуп акций “МангыстауМунайГаза”, то есть могут уйти за пределы страны. Более того, руководство холдинга объявило о заинтересованности в приобретении энергетических объектов и инфраструктуры в других странах. Возможно, это представляет интерес для самого холдинга, но средства, которые выделены на поддержку национальной экономики будут работать на экономику других стран.

Он также коснулся темы вхождения государства через тот же “СамрукКазына” в уставный капитал 4 системообразующих банков путем приобретения пакетов акций. В частности, “адилетовец” предложил создать специальный инвестиционный фонд, который будет держателем этих акций, а акции распределить среди простого народа. Другой вариант – распределять дивиденды от акций тех четырех банков среди НПФ, что обеспечило бы им более высокую инвестиционную доходность”.

Людмила ЖУЛАНОВА, заместитель председателя партии “Ак жол”, в заметке “Пенсии должны быть вдвое больше” замечает, что несмотря на действия госаппарата, уже сейчас можно отметить понижение благосостояния граждан. “Доходы населения сокращаются, реальные размеры пенсий, пособий и любых других выплат гораздо ниже, чем было до кризиса. Причина – увеличение цен на продовольственные продукты, промышленные товары. Кроме того, несмотря на постоянное увеличение размеров пособий и пенсий, их рост не адекватен росту цен. Цены растут более быстрыми темпами…

Сейчас из Фонда национального благосостояния извлекли 15 млрд долларов на поддержку финансового сектора. А я всегда говорила, что часть инвестиционного дохода этого фонда нужно зачислять на счета новорожденных детей. К их совершеннолетию эти незначительные средства превратились бы в весьма приличную сумму, достаточную для продолжения образования”.

DIALOG.KZ. Талгат Исмагамбетов, политолог, в статье “Политическое, социальное, экономическое и культурное пространство: проблема двойственности в наших реалиях” отмечает, что модель прежнего поведения продолжала довлеть. “Это деление на политиков при власти и политиков, выпавших из неё, в корне отличается от известного по учебникам отношений правящей партии и оппозиции. Во-первых, у нас сама практика политического взаимодействия отразилась в терминологии. У нас, как в ряде восточных и многих постсоветских странах противостоят не правящая партия и оппозиция. У нас противостоят власть и оппозиция. А это меняет дело. Как следствие, отсутствует понятие “лояльная оппозиция”, т.е. партия, разделяющая основные ценности и принципы политической системы. Её приход к власти означает коррекцию политического курса, но не слом системы. Словечко “конструктивная оппозиция” подразумевает в наших реалиях иное: соглашательская позиция.

Во-вторых, это отношение власти и оппозиции, не совпадающее с их описанием в политологии, отражено даже в учебниках. В отечественных и российских учебниках по политологии применяется понятие “завоевание власти” в качестве одной из функций политических партий. Более точно было бы сказать: приход через выборы к власти на определенный срок. Ведь известно, что завоеванное завоеватель не отдает добровольно!..

В-третьих, практика применения т.н. административного ресурса на выборах представляет собой подмену понятий и неблагополучного факта более нейтрально звучащим сочетанием слов. Опять, как в случае, с двумя правовыми пространствами (писаным равенством прав в одном пространстве и иерархией лиц “равнее всех” в другом) заметно отсутствие общих и равных “правил игры”. Понятно, что пространство власти стремится посредством адмресурса отбиться от пространства невластвующих. Власть в таком отгораживании в собственном пространстве превращается в уютную кормушку с множеством привилегий и возможностью обогащения”.

SPIK.KZ вспоминает, о чем писали газеты 15 лет назад – “А писали так: “Парламентская или президентская?..””. Авторы — Виталий Воронов, Салык Зиманов, Мурат Раев, народные депутаты Казахстана — газета “Казахстанская правда”, 23.01.1993 г.

Итак, суть парламентской демократии – диктатура закона под контролем суда и оппозиции. Суть президентской демократии – диктатура закона под контролем суда и парламента с гарантиями президента. Не случайно и традиционные формы парламентского контроля за корректностью действий исполнительной власти различны. В Англии, например, это “парламентские вопросы” (самые ехидные и тяжелые задаются, конечно же, оппозиции), а в Штатах – “комиссии по расследованию…” конгресса, контролирующие любое должностное лицо, вплоть до президента.

Стабильность разделенной власти в парламентских республиках, как видим, обеспечивается взаимопроникновением властей, в президентских – целым комплексом правил, гласных и негласных, получивших название “сдержек и противовесов”.

То, что ныне имеет Казахстан, не вмещается ни в какие схемы. Как можно назвать попытку создать одну, но очень большую партию поддержки президента, которая одновременно и поддерживающая, и оппозиционная?! Как можно назвать передачу права распоряжения госсобственностью – прибылью, продукцией, кредитами – кучке администрации из “директорско-банковского корпуса”? Как можно назвать неуемное стремление Верховного Совета написать для правительства программу (не имея законов для ее реализации) и неуемное же желание правительства получить право (“чрезвычайные полномочия”) менять законы Верховного Совета?

Выходом же является соблюдение ряда принципов. Так, в политике должна быть демократия. Иначе мы никогда не получим ни партий, способных выдвинуть и реализовать спасительную программу, ни президента, способного добиться процветания государства. В экономике – диктатура собственника. Иначе так и продолжится: невесть кто будет пользоваться государственным, как своим, а государство по-прежнему грубо лезть в дела частных фирм. Написание законов следует оставить за парламентом, так как только такой медленный, многословный и противоречивый орган способен обеспечить главное свойство Закона – стабильность. Составление и исполнение программы необходимо отдать президенту и правительству, ибо только они – составляющие динамичный, прогрессивный, вперед смотрящий орган – способны предложить и исполнить цельную, грамотную программу”.

AZATTYQ.ORG. Есенгуль КАПКЫЗЫ в материале “В парламенте Монголии — три казаха из Баян-Ольгийского округа” беседует с Жекеем Калидолда, одним из трех казахов в новом парламенте Монголии. “Так как 90 процентов населения в Баян-Ольгийском районе Монголии составляют казахи, то в трех избирательных округах этого района в парламент, как правило, избираются казахи…

Жекей Калидолда дважды избирался депутатом в Монгольский парламент. В первый раз был избран в 2000 году. Он — один из двух монгольских казахов, имеющих воинское звание генерала. По словам Жекея Калидолды, в Улан-Баторе проживает 20 тысяч казахов”.