Предновогоднее настроение

24 декабря должно было состояться очередное слушание по делу о защите чести и достоинства депутата Мадинова, который предъявил иск мне и газете Тасжарган на сумму 300 миллионов тенге.

Не знаю у кого как, но думаю, что у любого нормального человека, живущего или хотя бы старающегося жить по законам и с верой в закон, подобное вряд ли прибавит настроение в канун нового года. Добавьте ко всему прочему разочарование друзей, близких, всех проявляющих заинтересованность и поддержку, приезжающих вот уже во второй раз в суд и узнающих о смене даты и времени.

Это как, когда тебя пригласили в гости, и ты собрался, пришел, а тебе у порога оставили записку, мол, извините, по техническим причинам встреча переносится, придите в другой раз. Ты расстраиваешься, потому что, меняя планы и отменяя важные встречи и специально приезжая для этого дела из другой страны, ради того чтобы попасть в гости, ты узнаешь об отмене перед самым началом. Но набираешься терпения и идешь в другой день, и вот снова, почти не предупредив, тебе говорят об изменениях. При всей стойкости и выдержанности, вряд ли у тебя остаются силы что-либо делать и предпринимать, а если надо возвращаться в свою страну, то уже не захочется ради этого прилетать еще раз, чтобы ждать у порога, а потом узнавать о том, что дата перенесена.

Именно это испытание было пережито многими, которые специально приехали ради этого случая даже из другой страны. Они хотели поддержать, посмотреть воочию как представитель народа, по определению обязанный защищать его интересы, будет его “грузить” за то, что он думал, за то, что он выполнял свой долг, за то, что он жил по закону.

И я могу их понять. Ведь привыкшие к пунктуальности, точности, к уважению к общему делу люди надеялись своим присутствием помочь или хотя бы поддержать, но суд был перенесен.

Не могу и не утверждаю, что суд сознательно пошел на это. Нет, конечно, у суда много других важных дел и я даже не допускаю мысли, что это было сделано сознательно. Я не только не утверждаю, но даже не предполагаю этого, иначе меня могут привлечь к уголовной ответственности, или наложить штраф, в общем, найдут к чему придраться.

Интересно, каково новогоднее настроение в странах с развитой демократией, в странах свободных, в которых уважается твое мнение, отношение властей, суда, где ты можешь без оглядки и страха писать то, что думаешь, то, о чем переживаешь. Наверное, это счастье и невольно задумываешься, неужели народ, дыша свободно в этих странах, может еще о чем-то страдать. Те немногие, с которыми я общаюсь, с ужасом понимают меня, видя, как слуги народа, по определению обязанные защищать тебя, напротив угнетают, доставляют моральные страдания и пытаются, образно говоря, заткнуть. Ужасней всего то, что им кажется, что и весь аппарат, вся система на их стороне. И где же тогда отмена “крепостного права”, где тогда отмена рабства, если ты не можешь говорить, писать, публично выражаться даже на страницах своей печати. Вы сами видите, пытаясь сказать многое, приходится включать все многообразие образов, дабы, не дай бог, не написать такое, за что тебя могут осудить или заставить ходить в суд.

Весь мир, во всяком случае, та его часть, в которой мне удалось побывать, живет совсем другими понятиями и таков почти весь мир, ведь почти не осталось уголков на земле, где такое возможно может иметь место.

Я вместе с газетой Тасжарган выражал на страницах свое мнение, теперь же нас гоняют по суду. Разве это не посягательство на право человека свободно говорить? Бог с ним, с этим правом, но ведь это посягательство на право и на частную собственность.

Согласитесь, ведь газета – это тоже собственность человека. Это как сад, где ты вырастил фрукты и где у тебя свои гости, которым ты рассказываешь то, что считаешь нужным. Разве может кто-то посягнуть на это твое право? Может кто-то прийти и обвинить тебя за то, что ты, думая и выражая альтернативное мнение у себя в своем саду, оказывается, доставлял страдание и задевал честь. А ведь газета Тасжарган и его читательская аудитория, это тот же самый сад. Ведь он же не государственный, не принадлежащий народу. Нет, мы сами взяли бумагу, написали свое мнение и выставили его на всеобщее обозрение. И это наше достижение.

Ну почему же тогда кто-то посягает на наше право, почему в государстве, где есть закон, закрепляющий в конституции право свободно выражать мнение, это не действует? Смысл тогда разрешать регистрировать газеты и писать тексты? Пускай все это будет запрещено. Странно, когда Хью Хефнер или Лари Флинт размещают на своих страницах жуткие карикатуры, то весь цивилизованный мир относится к этому цивилизовано, как к вопросу о вкусе, и никто не воспринимает это всерьез. Интересно, ведь мое частное мнение, пусть не самое лицеприятное, это то же самое, что и, скажем, карикатура, в которой человека (общественного деятеля) могут изобразить, бог знает, в каком виде. Разве Киркоров подавал в суд на прессу, когда та вместо ушей рисовала ему рога, или когда из, извиняюсь, ….. А.Пугачевой вылезал Галкин, разве после этого она неслась в суд с иском о миллионах? Или Клинтон, изображенный в голом виде, бог знает, в каких позах. А Ельцин, Путин, наконец? Можете ли Вы представить этих людей, судящихся с создателями образов? Разве можно представить, что на защиту всенародно любимой Аллы Пугачевой не стало бы общество, если бы она подала в суд на изобразившего ее в непристойном виде автора карикатурщика? Но она этого делать не станет, потому что понимает не только бессмысленность всей этой тяжбы, но и всю ответственность выбранного ею пути. Она популярный человек и выбрала себе путь публичности, зная, что за этим может скрываться.

Поэтому, наверное, и не зря в основополагающих принципах и законах особняком стоят принципы соблюдения прав человека, права свободно выражать мысли, право на свое мнение.

Что же происходит у нас? Депутат подает на нас в суд, мы идем в суд, суды переносятся. Я опять-таки не хочу сказать, что это делается сознательно. Но как мне быть перед всеми теми, кто собрался, кто пришел, прилетел, чтобы поддержать? Как мне объяснить, что мало того, что на нас подали в суд за то, что мы думаем, а теперь еще мы не можем достойно и вовремя все это принять. Разве это опять не нарушение наших прав?

Вот что такое счастье в условиях авторитаризма. И теперь мне понятны те, кто уезжает в свободные страны, где уважаются их права, и где они не будут подвергнуты гонениям, судебным преследованиям и т.д. Давно можно было бы взять все и уехать. Но как уедешь, если здесь ты родился, если здесь родина твоих предков, тысячелетиями жившими здесь. Или мириться с действующей системой и жить, или покидать свою родину, свое законное место на этой земле?

Однако этого делать нельзя, хотя бы потому, что подле тебя, оказывается, есть люди, которые понимают и поддерживают. Помните, у Маяковского:

Я знаю, город будет,

Я знаю, саду цвесть…

Может быть не все потеряно, если ради того чтобы поддержать, к тебе едут из других городов и стран? Это значит, что есть вера в то, что в страну придет когда-нибудь счастье свободы, торжество прав, уважение к ценностям, толерантность, прозрачные механизмы, а главное, навсегда вымрет страх и вечная оглядка назад, боязнь за лишнее слово, способное быть перевернутым против тебя.

Друзья, коллеги, правозащитники, международники и все те, кто поддерживает, все, кто верит в идею торжества свободы и прав человека, спасибо, что поддерживаете и терпеливо относитесь к тому, что приходится видеть. Мы не можем об этом говорить, так как нас за это могут завтра осудить, но мы и не можем не соглашаться, что происходящее как будто сознательно направлено против нас, против нашего интереса. К сожалению, я не могу быть уверен в точности завтрашней даты, и мне уже неудобно приглашать Вас, так как нет уверенности в том, что не будет так же, как это было вчера. Ужасно то, что я обязан уважать суд, но у меня оказывается, нет никаких прав, все так, как есть, и я с этим должен мириться, но Ваша поддержка и вера помогают мне и всем тем, кто борется за идею.

Поэтому просто хочется выразить человеческое признание, благодарность и пожелать в Новом году больше радости и положительных эмоций. Всем! Всем, без исключения, всем кто поддерживает, всем кто переживает, спасибо Вам!

С новым годом!