Аполитичное правительство

Президент Института развития Казахстана Магбат Спанов: “Сегодня то, что происходит, причем в отсутствие президента, это дурно пахнет”

Сегодня страна испытала шок. Меньше чем за сутки курс доллара подскочил с 122 тенге до 143 тенге за доллар. Таковы результаты утренних торгов на Казахстанской фондовой бирже. Кто-то заговорил о шоковой терапии, с которой начал свою деятельность новый старый глава Национального банка Григорий Марченко, а кто-то побежал в обменники скупать оставшиеся “баксы”. О том, что происходит на самом деле и какие это может иметь последствия, рассказывает известный экономист, президент Института развития Казахстана Магбат Спанов:

— О происходящем в финансовой системе я предупреждал самого Масимова, после его назначения премьером и посоветовал обратить внимание на те или иные проблемы. Он ответил, что примет мои советы во внимание и даже пообещал их использовать. Но сегодня то, что происходит, причем в отсутствие президента, это дурно пахнет.

— Чем это может грозить?

— Идет экономический переворот с последующей вероятностью смещения определенных рычагов власти. Правительство будет в нечеловеческих усилиях стабилизировать ситуацию, так как это очень сильно затрагивает основу экономической базы Казахстана. На данном этапе, считаю, что правительство и фонд “Самрук-Казына” расписались в полном своем несоответствии.

— Ваше мнение относительно скачка курса доллара?

— Мы шли к этому, но в большей степени в силу непрофессионализма правительства. Когда премьер приступал к своим обязанностям, в стране была благоприятная экономическая ситуация. Финансовые потоки позволяли вкладывать деньги в различные проекты, которые потом могли принести доходы нашей республике. Но правительство сделало акцент только на финансовые вливания, финансовые перечисления. Деньги уходили не в основу экономики – в производство. Рано или поздно это должно было дать сбой.

То, что сложилось с БТА банком и Альянс банком – это захват. Нас уверяли и руководство Нацбанка, и правительство, и Агентства по финнадзору, что наши банки особенно сисемообразующие, все держат под контролем. Поэтому случившееся произвело эффект разорвавшейся бомбы. И курс доллара возник как следствие решения правительства о смене руководителей банков. Оно было принято на выходных. День прошел в ожидании. Ситуация не улучшилась. Бизнес-среда ответила, в частности, игрой на бирже, на повышение курса.

Сегодня мы вступаем в эпоху даже не экономических преобразований, а видимо уже определенной политической, не то что нестабильности, но колебаний.

— Разве скачок доллара – не решение Марченко?

— Здесь все в комплексе. По большому счету девальвация тенге назревала. Все-таки курс тенге был явно завышен, а курс доллара – явно занижен, несмотря на высокие колебания на мировых рынках. Вопрос в том, что все это негативно скажется на социальном положении населения. Прочувствовав на себе плоды реформ 2005-2006 годов, народ не захочет возвращаться в состояние 1995-1997 годов. Как бы нам не пришлось увидеть рост протестного настроения…

— Получается, в назначении Марченко власти допустили ошибку?

— Дело не в Марченко. Он профессионал до мозга костей. Просто ситуации иногда оказываются выше того, что человек предполагает. Вины Марченко нет. Так сложилась среда. Он на своем месте и он с новым правительством выправит ситуацию.

— Какие меры необходимы, чтобы выправить ситуацию с обменным курсом?

— Думаю, меры уже не нужны. Пусть придет естественный рыночный спрос и предложение. Единственно правительство должно принять нормативные акты, чтобы взять ситуацию под контроль и направить ее в нужное русло. Чтобы, когда все это закончится, в Казахстане вообще не остановилось производство. Так как производство функционирует за счет оборотных средств, как бы они не закончились.

Меня волнует вот что. Насколько я отслеживал ситуацию, внешний долг Казахстана никогда не превышал 4 миллиардов долларов. А когда выступал предыдущий глава Нацбанка, может, я что-то проглядел, он сказал о долге почти в 20 миллиардов долларов. Или это была журналистская ошибка или неправильно поняли. За счет чего он так вырос? Всегда до 2005 года, до Ахметова и включая Ахметова, этот долг не превышал 4 миллиардов долларов. Помните, в государстве не зря говорили о дефолте. Эти слухи имели под собой определенное основание. В этом отношении непонятна роль парламента – он должен отслеживать эти ситуации, а не заниматься графой в паспорте – “суперпроблемой”. А именно такими макрогосударственными проблемами.

— Сколько времени продлится нынешняя ситуация?

— До тех пор, пока нынешнее правительство не уйдет в отставку и еще 2-3 месяца, которые понадобятся новому правительству на стабилизацию обстановки. Такой вот не утешительный прогноз.

— Есть ли связь мирового кризиса с тем, что сейчас происходит в нашей экономике?

— Только косвенно. Да, наши банки перестали занимать дешевые деньги, поэтому существует определенный недостаток в оборотных средствах. На самом же деле кризис в нашей стране спровоцирован непрофессионализмом правительства. Даже на уровне профессионализма кадров. Знаете ли вы второго кроме Шукеева вице-премьера? А он отвечает за нашу экономическую реформу. Его фамилия Орынбаев (вице-премьер РК Ербол Орынбаев – от ред.). Он уже 1,5 года как заместитель премьера. Кто его знает как экономиста? И то, что мы видим, есть результат его контроля.

— А разве премьер Масимов не есть экономист?

— Человека определяет базовое образование, специальность. Масимов – экономист-международник. Работал в финансовых структурах. По своему мышлению он финансист, но не экономист. Логика его назначения после Даниала Ахметова была предельно понятна и проста. Страна переживала большой экономический рост, создались большие финансовые резервы и большие финансовые потоки, их надо было перераспределить в то русло, чтобы сделать базу для дальнейшего экономического роста.

Но ситуация кардинально извне поменялась: цены на нефть упали, уменьшился приток долларов. Но система управления правительством и механизмы остались прежними, как при экономическом росте Казахстане. Это огромные административные расходы плюс неэффективное, нецелевое распределение денег на приоритеты, которые на данный момент стране не нужны. Преследуются какие-то личные интересы. Кроме этого, не доведено до конца ни одной важной на сегодняшний день задачи. По тем же долевому строительству, по прорывным проектам. Нефтезавод построить – нужен максимум год. У нас как было три завода, так они и остались, так же как и нехватка качественного бензина.

— Как быть населению – покупать доллары?

— Ситуация через какое-то время стабилизируется. Но сейчас, каждый уже сам выбирает по-своему. Не буду рисковать, чтобы давать какие-то советы, прогнозы. Все очень непредсказуемо. Здесь влияют и параметры внешнего долга, которые могут оказать усугубляющую роль, банки должны платить долги по внешним обязательствам. Все происходящее – следствие непредсказуемой политики правительства.