Мы все умрем. Может быть даже сегодня. Вдруг, внезапно. Как сказал Воланд композитору Берлиозу в “Мастере и Маргарите”: “мы все можем умереть, вдруг, внезапно”. Да! И вся жизнь за 10 секунд, как в замедленном кино пронесется в нашем сознании. И что останется с нами? В нашей памяти, душе, нашей Вселенной, которая хочется верить бессмертна? Останется всё самое хорошее!
Да, самое хорошее. То, с чем мы родились. Ходили под стол пешком. Учились, дрались, любили, работали. Но никогда не предавали! И это вовсе не Губайдуллина, Шнитке и многие другие высокоумные “мэтры” кино и муз эссе. Которые почему-то считаются из обоймы уважаемых и любимых у всех т.н. “порядочных” людей, по мнению критикесс.
А почему-то из детства. Из первого класса. Когда наша “классная” 1-го “А” 25 школы Зоя Леонидовна Курбаковская повела нас всех в кинотеатр “Целинный” на часовой по времени мультфильм “Бременские музыканты” …
“Ничего на свете лучше нету
Чем бродить друзьям по белу свету
Тем, кто дружен, не страшны тревоги
Нам любые дороги дороги.
Нам любые дороги дороги”
Вроде очень просто. Настолько, что почти смешно. Но эти слова и эта музыка навсегда вошли в наш мир, задали что-то главное в жизни.
И позже, в юности и молодости, слова и мелодия другой песни из мультфильма тоже всегда сопровождали нас … И помогали … Давая куражный, энергетический заряд. В казалось бы, самых критических ситуациях!!!
“А кто увидит нас тот сразу ахнет
И для кого-то жаренным запахнет
А кое-что за пазухой мы держим
К нам не подходи,
К нам не подходи,
К нам не подходи,
А то зарежем!!!”
Почему-то, считается приличным уверять всех, что любишь некую “особую”, для, как по наивности они возомнили сами о себе, “избранных” музыку, книги, кино. Да вовсе нет! Человек работает, зарабатывает на хлеб своей семье. И не идет в кассу филармонии, чтобы купить билет на вечер “Немецкая фортепианная музыка XIX века”. Народ голосует рублем. И вовсе они не некультурные и бездуховные! Есть у них душа. И даже очень широкая. За билет не за неких, высоко ценимых критиками и критикессами, а действительно любимых, он заплатит половину своей зарплаты!
Например, за Маккартни, ABBA, или просто народные песни, о которых пишут “муз. слова, автор неизв.”
“А первая пуля, а первая пуля
А первая пуля в ногу ранила коня
А вторая пуля, а вторая пуля
А вторая пуля в сердце ранила меня
Любо братцы любо
Любо братцы жить
С нашим атаманом не приходится тужить”
Несмотря на то, что эта песня считалась в 1970-е годы запрещенной, она прямо “в десятку” попала в наши души. Вроде это был фильм “Котовский” про гражданскую войну, в которой актер Чирков исполнял кого? …
Батьку Махно! И спел эту песню. Казалось бы в фильме бандит, анархист, представляемый нам всем в кино, школах, вузах как отрицательный персонаж. Но! Но, благодаря грустной песне мы многие задумались. Может вовсе он и не бандит? Может, ему было не по пути с петлюровцами, белыми и красными? А просто защитить своих близких. Девушек, женщин, стариков и детей.
Или другая, незабвенная народная песня. Которая, почему-то, навсегда останется в нашей памяти. Почему? Может быть, из-за этих щемящих сердце строчек товарищу, с кем поехал, по современной терминологии, в “командировку” …
“А жене скажи
Слово прощальное,
Передай кольцо
Обручальное.
Да скажи ты ей –
Пусть не печалится,
Пусть с другим она
Обвенчается.
Про меня скажи,
Что в степи замерз,
А любовь ее
Я с собой унес”
В наших Вселенных останутся самые простые, вовсе не т.н. “интеллектуальные”, “изысканные” книги, фильмы, песни! А как бы простые, но вечные слова. Останутся Навсегда. Forever.
5 февраля 2008 года, в 3 часа ночи, Сеть исследования глубокого космоса (DSN) отправила в космос песню Битлз “Сквозь Вселенную”, информировала NASA. Это событие было приурочено и к юбилею песни … 40 лет назад была записана песня. Песня, в виде электромагнитной волны, была направлена на Полярную звезду.
Казалось бы, почему мы от всех землян посылаем инопланетянам неправильные, как бы умные, но скучнейшие оперы? Может потому, что именно в этих простых трогательных словах и мелодии “Битлз” и есть наша сущность?
“Jai Guru De Va Om
Nothingґs gonna change my world
Nothingґs gonna change my world”
“Вам не изменить мой мир,
Вам не изменить мой мир”
Точнее, “Nothingґs”, “Никому” не изменить мой мир.
Всегда удивлялся умению множества (и им несть числа) интеллигентов “запудрить” нам всем мозги. И я тоже (!!!) поддавался их сугубо личным, навязываемым всем нам оценкам, что Кафка, Сартр, Кастанеда это очень тонко, глубоко и прочее. Как зомби мы вгрызались в их странные дебри. И что? К чему мы неизбежно пришли? Например, сегодня Кастанеда для нас, немодный то ли писатель, то ли философ. Любой нормальный человек всё ж таки придёт к выводу. Никакая не философия, индейские медитации и прочие, заумные штучки. А просто автор, как и его персонажи, поел, самые что ни на есть обыкновенные, мухоморы! Как в песне Линды …
“Мама. Ма-марихуана
Это не крапива – не бери ее!”
Наши мамы почему-то любили и верили в нас. И наивно считали страшную, темно-зеленую траву просто крапивой! И многие наши ровесники так и сгинули, с этой идиотской “крапивой”.
Реально, 99% всего мирового наркотрафика идет из Афганистана. Почему бы не закатать под асфальт все эти алые маковые поля?! Сколько денег потрачено на поддержание все время нестабильной стабильности в этой точке земного шара? Советским Союзом. Потом США и объединенной Европой. Нужна элементарно — воля. Политическая. Взять и уничтожить все эти алые поля на корню. А всем местным жителям дать возможность работать. Работать. Работу честную и достойную. Афганцам, которых все ж таки в тысячи раз меньше, чем огромный массив цивилизованного мира в 300 миллионов американцев, 145 миллионов россиян, 450 миллионов “объединенных европейцев” Евросоюза. И всякие талибы, вовсе не такие уж “страшные и ужасные”. Потери СССР и Афганистана в войне с 1979 по 1989 годы …
Общее число наших погибших, за период более чем девятилетнего военного присутствия, составило 15 тысяч 51 человек. Из них – 14 тыс. 427 бойцов вооруженных сил, которые погибли в результате боевых ранений, несчастных случаев и болезней. В число безвозвратных боевых и не боевых потерь включены и те, кто скончался в госпитале, от последствий болезней, после увольнения из вооруженных армии. Причем, многие из них казахстанцы!
А каковы потери этих вояк, “страшных и ужасных” афганцев?
По состоянию на 1987 год, в Афганистане, по данным USAID, погибло 875 тысяч человек. По данным исследования “Гэллап” — 1,2 миллиона человек” [D. C. Isby War in a Distant Country: Afghanistan, Invasion and Resistance. London, 1989].
Просто и как талантливо показано в ленте “Девятая рота”. Да! Отправляли пацанов, десятиклассников.
“Погибают пацаны ночью чёрною,
Когда люди не выходят на улицы,
Когда кружит тишина чёрным вороном
И на небе крест из звёзд нарисуется.
Погибают пацаны ночью лунною,
И не спят во тьме ночной только матери,
И гуляет смерть костлявая глупая,
От рождения до распятия.
“Пацаны…”- прошепчет ветер, “пацаны…” — заплачут тучи,
Пацаны, на этом свете нам когда-то станет лучше.
Пацаны… пусть талым снегом наша боль уйдёт ручьями,
Пацаны, ведь там на небе всё равно вы вместе с нами…”
Михаил Круг. Который “Владимирский Централ! Ветер северный!” И, который, умер от рук не понимающих, что они творят. Помню, шли трансляции по ведущим телеканалам. Новости, “Время”, “Сегодня”. Что-то там говорил про сельскую экономику Путин. И вдруг! Всё прервалось.
“Россияне … дорогие наши соотечественники. Сегодня, несколько часов назад был подло убит наш Михаил Круг. Я сейчас даю поручение министру МВД Рашиду Нургалиеву всё расследовать”.
Но … Но, пришлось все ж таки президенту Путину добавить то, что мы и так внутренне, как бы опасаясь, все уже ожидали. “Преступление раскрыто. Но преступников мы не можем судить. Они уже … не живые”. Не успели.
Первый и может быть последний в истории случай, когда глава государства, прямо скажем не самого маленького, прямо, в прямом телеэфире, признал ценность городских романсов. Их творца в лице Михаила Круга. И может быть правомерную, с точки зрения элементарной справедливости, казнь братвой двух тупых преступников.
Ни Михаил Круг, ни Владимир Высоцкий не были не только “народными артистами СССР”, но и “заслуженными” РСФСР. Но они были реально настоящими поэтами. Лиричными и народными!
“Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву,
Я дышу, и значит я люблю,
Я люблю, и значит я живу”.
Владимир Высоцкий, “Когда вода всемирного потопа”
Так называемые “простые” песни не так просты, в своей “простоте”, ассоциируемые с народными песнями.
“От сумы и от тюрьмы не зарекайся”. Афоризм про нас (Боже упаси!), включая наших министров, на некоторых из которых, накинули наручники.
Но всем им, и всем кто там, в страшной их реальности ближе всего и душу греют не умные оперы, а самые простые, народные строки. “Народные”, но у которых есть автор! Сергей Есенин!
Который бы вовсе не был против народности его песен. Например, такой …
И надо напомнить нам всем её … Всю!
“Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,
— Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне”.