Шулеры международного масштаба

Чем ближе к завершению процесс по “делу МООС”, тем больше аргументов, свидетельствующих о том, что на скамье подсудимых сидят далеко не те, кому положено быть там. Вчерашнее судебное заседание ознаменовалось двумя сенсациями.

Ответсек не защищал свою честь

Как мы уже писали, на допросе экс-ответственный секретарь МООС Рустем Хамзин обещал представить суду копию своего искового заявления в один из районных судов г.Караганды (в какой именно суд он подавал, не вспомнил). Обещание он сдержал. Но…

Иск Рустема Хамзина к директору ТОО “Меркурий плюс” Виктору Лайсу о защите чести и достоинства поступил в Казыбекбийский районный суд г.Караганды 26 января 2009 года. Судья Е.Мухамедин оставил иск без рассмотрения, отправил его на доработку, чтобы истец выполнил ряд требований согласно гражданскому судопроизводству. Постановление суда датируется 3 марта 2009 года.

Однако истец не выполнил эти требования и повторно иск не подавал. Хота, по логике, человек, тем более государственный служащий столь высокого ранга, посчитавший, что его честь и достоинство были попраны через СМИ, должен был проявить элементарное самоуважение и отстоять свое доброе имя в судебном порядке.

В суде экс-ответственный секретарь почему-то умолчал этот факт. Почему?

Арестованное имущество “Меркурия” ушло с молотка

В самом начале судебного процесса говорилось, что МООС предъявляло гражданский иск к ТОО “Меркурий плюс” на ту сумму, хищение которой сегодня инкриминируется экс-руководителями министерства, – 1 млрд. 172 млн. 657 тыс. тенге.

7 апреля 2009 года руководитель следственной группы Т. Татубаев вынес постановление о наложении ареста на все движимое и недвижимое имущество ТОО “Меркурий плюс”, в том числе на земельный участок площадью 180 га в Актогайском районе Карагандинской области. Исполнение постановление было возложено на департамент юстиции Карагандинской области.

То, что произошло с арестованным имуществом впоследствии, без тени сомнения можно назвать коррупционным спрутом.

14 июля 2009 года имущество “Меркурия плюс” с молотка было продано на торгах за 12 млн. 204 тыс. тенге при стартовой цене в 10 млн. 620 тыс. тенге. Имущество включает в себя здание общежития, два склада — готовой продукции и упаковочный, баню, пожарное депо, КПП с земельным участком в 180 га и расположено по адресу: Карагандинская область, Актогайский район, участок Балхаш-9. Покупатель неизвестен.

Как такое могло случиться? Ведь территориальный отдел судебных исполнителей департамента юстиции, давший объявление о предстоящих торгах в областную газету, не мог не знать, что имущество это находится под арестом. Кто представлял интересы ТОО “Меркурий плюс” на торгах, если на объекте находился лишь один человек – сторож В.Агуреев?

Кому “обязано” очередной манипуляцией государство, перед которым у “Меркурия” есть определенные обязательства?

Подозрительное семейство

Как выясняется в ходе судебного процесса, продажа с торгов арестованного имущества – это не первая манипуляция в саге о “Меркурии плюс”.

Адвокаты подсудимого Адильбека Жайлганова, озвучившие этот факт в своем ходатайстве, заявили и о приобщении к делу копии решения Казыбекбийского районного суда г.Караганды от 25 марта 2009 года по иску гр-ки России Нины Меньшиковой к Зареме Рамазановой (супруга А. Жайлганова) и Виктору Лайсу о признании недействительными договоров купли-продажи доли в уставном капитале ТОО “Меркурий плюс”. Истица-пенсионерка считает, что ТОО “Меркурий плюс” переходило к Рамазановой и Лайсу незаконно, без ее согласия, как супруги собственника Меньшикова. Суд удовлетворил исковые требования, отменив все сделки купли-продажи уставного капитала между Меньшиковым и Рамазановой, а также между Рамазановой и Лайсом.

В то же время никаких процессуальных действий по уголовному делу, возбужденному по иску З.Рамазановой к В.Лайсу о признании недействительным договора купли-продажи уставного капитала, с которым она обратилась в суд 28 декабря 2007 года, произведено не было. Согласно материалам этого уголовного дела, Лайс, подделав подписи Рамазановой, незаконно завладел ТОО “Меркурий плюс”. Почерковедческая экспертиза подтвердила факт подделки подписи. Однако дело о подделке подписи неизвестным образом “растворилось”.

Кроме того, из решения суда Караганды от 25 марта 2009 года стало известно, что с 21 июля 2008 года единственным учредителем ТОО “Меркурий плюс” является Давид Меклер, который выкупил у Лайса 100 процентов доли уставного капитала.

Однако пенсионерка Нина Меньшикова этот договор не оспаривает. Она оспаривает лишь те договора, стороной в которых является Рамазанова.

Судя по ходатайству адвокатов Гульжан Омаровой и Надежды Пархоменко, представляющих интересы Адильбека Жайлганова, ТОО “Меркурий плюс” — это вотчина одного семейного клана. Лайс и Меклер – близкие родственники: Давид Меклер – сын Бориса Меклера, Виктор Лайс приходится братом супруги Меклера-старшего — Нелли.

В материалах уголовного дела имеется неоднократная ссылка на тот факт, что Борис Меклер имел непосредственное отношение к приобретению ТОО “Меркурий плюс” в 2004 году РЛС “Дарьял-У” и в последующем к реализации проекта по утилизации и уничтожению конденсаторов. Именно им от имени немецкой компании “Ювента” были подписаны все договора, касающиеся уничтожения конденсаторов.

Пожалуй, немаловажен для судебного разбирательства и другой факт из биографии Меклера-отца. По данным Казахстанского Национального центрального бюро Интерпола и Национального центрального бюро Интерпола Германии, гражданин Меклер Борис Иосифович, 1954 г.р., не зарегистрирован на территории Германии. По информации же управления пограничного контроля КНБ РК Борис Меклер неоднократно пересекал границу Республики Казахстан, при этом предоставлял документ о принадлежности к гражданству Германии.

Туманна аура и вокруг семейства Меньшиковых. Владимир Меньшиков являлся техническим директором ТОО “Меркурий плюс”. Его дочь Т.Афанасьева (может, сноха погибшего в автоаварии директора “Меркурия плюс” Афанасьева?) в суде пояснила, что не знает о месте нынешнего пребывания отца. На запрос следствия Казахстанское Национальное центральное бюро Интерпола в апреле 2009 года ответило: по миграционным данным Российской Федерации, В.Меньшикову предоставлена миграционная карта, его место регистрации на территории России в данное время устанавливается.

Пока же адвокаты ходатайствовали об истребовании из Генеральной прокуратуры РК информации об исполнении международного поручения от 8 сентября 2008 года в отношении Бориса Меклера и других, германских предприятий по уничтожению конденсаторов; запросить в департаменте юстиции Карагандинской области сведения об имеющихся обременениях в отношении ТОО “Меркурий плюс”, у администратора судов Карагандинской области — производство по проведению торгов и продаже имущества должника ТОО “Меркурий плюс”; обязать прокуратуру г.Астаны предоставить информацию в отношении В.Меньшикова в порядке исполнения запроса следствия в Казахстанское Национальное центральное бюро Интерпол.

Ходатайство адвокатов судья Ерлан Тасыров удовлетворил в полном объеме.