2+2=4, но это в математике

Планета Гондурас

“Если абсурд и существует, то лишь во вселенной человека”.

Альбер Камю

Казахстан вошел в ситуацию, когда внизу стагнация (кризис “нагнул” людей, но еще не сломал), а вверху неопределенность. Для кого-то ситуация хорошая и они выжимают из нее все, но такие периоды обычно не заканчиваются хорошо.

Сначала о деньгах. Антикризисные $19 млрд. освоены быстро, но кризис этого почти не заметил. По подсчетам экспертов, 70% от этих денег получил крупный бизнес. Малый со средним и аграрный сектор “обошлись” 30%. По результатам распределения такое впечатление, что нынешний кризис касается только богатых, они одни от него плачут и не могут свести концы с концами.

По логике вещей, антикризисные ресурсы нужно закачивать в домохозяйства, чтобы простые люди получили часть того, в чем им раньше отказывали под предлогом встречи “черного дня”. Этот день пришел, но бюджетникам заявляют: 20% повышения зарплаты не с 1-го января 2010 года, а с 1-го июля – перетопчетесь. Мы уже опускаем такой феномен, при котором повышение зарплаты в бюджетной сфере на 20 или 30% никогда не бьет по арифметике. То поднимают лишь оклад, убирая или сокращая другие выплаты, то подходят к вопросу с такой дифференцированной шкалой, где 20% в итоге запросто могут превратиться в 8,5% или 7%.

Монополисты продолжают выжимать из своего положения максимум возможного, строго оберегая свои сегменты и сектора рынка от конкуренции. Ведь еще Адам Смит писал, что никакая цена не может быть выше монопольной. Агентства по защите конкуренции и антимонопольному регулированию официально идут навстречу монополистам, понимая их “тяжелое” положение во время кризиса. В развитых странах, в связи с кризисом, цены на товары и услуги понижаются, а в Казахстане, тоже в связи с кризисом, они растут.

Правительство продолжает перераспределять ресурсы от бедных к богатым, а правящая партия, в лице первого заместителя “Нур Отан” Дархана Калетаева, заявляет, что довольна работой кабинета министров. Простые люди вообще-то смутно догадывались, что на правящем Олимпе до их проблем никому дела нет, но чтобы об этом заявлялось публично – это уже что-то новое.

Банки номинируют кредиты населению в долларах, а государство девальвирует тенге. В сырьевом секторе рентабельность под 100%, в несырьевом 10-15%, плюс почти треть игроков де-факто уже банкроты. Люди не держат свои сбережения в банках (не путать со стеклянными) просто потому, что не уверены в возможности забрать их в любой нужный им момент. Во всем мире девальвация национальной валюты ведет к сокращению импорта, а в республике он после этого увеличился. Одна только сфера связи не понятно почему продолжает демонстрировать рост. И все, кто обладает возможностью влиять на механизм принятия решений, довольны таким положением дел. Все проблемы при этом списываются на глобальные факторы, даже если аналогичные процессы в Казахстане и мире протекают диаметрально противоположно.

Для любителей виртуальной реальности и экономического фэнтези есть телеканал “Хабар”. Там пшеница в большом количестве колосится на полях и грамотно складируется на пригодных к эксплуатации элеваторах, акимы заботятся о своих территориях, полицейские ловят преступников, учителя используют инновационные технологии для обучения детей в пригодных для этого школах. В общем все “ох” и “ах”! Кому этого мало – есть еще одна официальная газета. В отличие от телесюжетов, для информационного поглощения которых особо напрягаться не нужно – сиди и смотри, с газетой сложнее. И читать ее можно только в том случае, если представить в форме порножурнала, где заголовки статей как подписи к фотографиям непристойного содержания.

В США, в 90-ые годы работал клерк, который умел управлять своими снами. Смысл его реальной жизни был в том, чтобы продержаться до ночного времени. А во сне у него было все, что пожелает: деньги, слава, женщины, удача, комфорт, реализация. Из-за этого феномена у психологов возникла проблема, где же для этого человека кончается виртуальная жизнь и начинается реальная. К сожалению, в Казахстане техника управления сном доступна далеко не всем. Поэтому, если человек не безработный, то он пашет весь день как каторжный, а потом ночью его мучают кошмары. А картинки на “Хабаре” и статьи в “Казахстанской правде” о виртуальной жизни никак “не вставляют”. Реальность не дает этому шанса.

Власти не могут национализировать природную ренту (она фактически приватизирована недропользователями) или справиться с наркопреступностью, зато готовы беззаветно защищать личную тайну. Информация о том, кто сколько ворует, какие нарушает законы, устраивает аморалки и тому подобное, теперь будет наказываться сроком заключения до пяти лет с конфискацией имущества.

Такое понятие как справедливость мутировало до полного исчезновения. За один и тот же поступок один садится в тюрьму, а другой освобождается от уголовной ответственности. В итоге, исчезают критерии как поступать в каждом конкретном случае. Считается, что в какую среду человека поместить, так он и начинает себя вести. Но как быть, если среда не дает четкого ответа на вопрос как поступать и что тебе за это будет?

Булат Абилов, сопредседатель партии ОСДП “Азат”, заметил, что жизнь подсказывает прекрасный сценарий для художественного фильма “Однажды в Казахстане”. В случае экранизации, зрители будут смотреть не отрываясь. Пусть сюжет и довольно типовой: деньги, коррупция, предательства, смерть. Однако самое тревожное, оглядывая прошедшие годы, это как бы фильму не пришлось менять название на “Всегда в Казахстане”.